Выпускник начальной школы, согласно ФГОС начального общего образования, должен обладать такими математическими умениями, как “<...> исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры” [2, с. 12]. Одним из путей формирования данных умений является организация лабораторных работ.
Лабораторные работы как метод обучения, по мнению профессора И.Ф. Харламова, во многом носят исследовательский характер. Они пробуждают у учащихся глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Этот метод воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли [1, с. 124].
Приведенные ниже материалы являются кратким планом лабораторных работ и могут трансформироваться в зависимости от изучаемой темы, цели урока и его содержания или применяться в качестве дополнительного блока. Также возможно создание по аналогии новых заданий с использованием новых геометрических фигур, не представленных в работе.
Ход урока
I. Установочная лабораторная работа
Тема: “Построение прямого угла”.
Цель: формировать у учащихся умения строить геометрическую фигуру – прямой угол.
Оборудование: рабочий лист (Приложение 1), карандаш, линейка или угольник, модель прямого угла.
Ход работы
– Ребята, в рабочем листе в задании 1 выберите из геометрических фигур все углы и обведите их.
Задание 1. Найдите и обведите все углы. Есть ли среди них прямые углы?
– Сегодня мы будем учиться строить прямой угол. Какие письменные принадлежности нам понадобятся? Отметьте их галочкой в задании 2.
Задание 2. Отметьте галочкой письменные принадлежности, которые понадобятся вам при построении прямого угла.
- транспортир;
- линейка;
- карандаш;
- модель прямого угла;
- циркуль;
- угольник.
– Для того, чтобы построить прямой угол, мы воспользуемся планом, но кто-то перепутал его последовательность. Нам нужно ее восстановить. Восстановите правильную, на ваш взгляд, последовательность построения прямого угла. Расставьте цифры карандашом.
Задание 3. Восстановите последовательность плана построения прямого угла.
- Приложи модель прямого угла так, чтобы одна из сторон угла соприкасалась с прямой.
- Поставь точку на прямой.
- Проведи с помощью линейки произвольную прямую.
- Проведи линию от себя.
– Давайте проверим. Что вы сделаете сначала? Потом? И т.д.
- Проведи с помощью линейки произвольную прямую.
- Поставь точку на прямой.
- Приложи модель прямого угла так, чтобы одна из сторон угла соприкасалась с прямой.
- Проведи линию от себя.
– Следуя алгоритму, постройте прямой угол (задание 4).
II. Тренировочная лабораторная работа
Тема: “Ломаная”
Цель: формировать умение строить геометрическую фигуру – ломаную.
Оборудование: рабочий лист (Приложение 2), простой карандаш, линейка или угольник, цветные карандаши.
Ход работы
– Ребята, сегодня мы будем учиться строить ломаную, но сначала в задании 1 рабочего листа найдите и обведите все ломаные.
Задание 1. Найдите и обведите все ломаные.
– Выполните следующее задание (задание 2).
Задание 2. Выполните задания.
- Найдите ломаную с тремя, четырьмя и пятью звеньями. Отметьте их разными цветами.
- Дайте название любой ломаной.
- Найдите замкнутую ломаную и обведите ее.
Задание 3. Отметьте галочкой письменные принадлежности, которые понадобятся вам при построении ломаной.
- транспортир;
- линейка;
- карандаш;
- модель прямого угла;
- циркуль;
- угольник.
– Мы будем строить ломаную из пяти звеньев с помощью плана, но последовательность плана перепутана. Нам нужно ее восстановить. Восстановите правильную, на ваш взгляд, последовательность построения ломаной. Расставьте цифры карандашом.
Задание 4. Восстановите последовательность плана построения ломаной.
- Соедини между собой точки А и Б, Б и В, В и Г, Г и Д, Д и Е с помощью линейки.
- Поставь произвольно 6 точек так, чтобы они не лежали на одной прямой.
- Назови эти точки. Например: АБВГДЕ.
– Давайте проверим. Что вы сделаете сначала? Потом? И т.д.
- Поставь произвольно 6 точек так, чтобы они не лежали на одной прямой.
- Назови эти точки. Например: АБВГДЕ.
- Соедини между собой точки А и Б, Б и В, В и Г, Г и Д, Д и Е с помощью линейки.
– Следуя алгоритму, постройте и назовите ломаную (задание 5).
III. Исследовательская лабораторная работа
Тема: “Квадрат”
Цель: изучение свойств геометрических объектов (квадратов).
Оборудование: рабочий лист (Приложение 3), линейка (угольник), ручка.
Ход работы
– Сегодня мы изучим геометрические свойства квадрата. Выполните задание в рабочем листе и сделайте выводы.
Задание. Измерьте противоположные стороны квадрата. Результаты запишите в таблицу.
Квадраты | АД | СД | ВС | АВ |
Зеленый кв. Красный кв. Желтый кв. |
Сравните длины противоположных сторон квадрата. Сделайте вывод.
Вывод: все стороны квадрата……………………………………….…..
IV. Творческая лабораторная работа
Тема: “Геометрические фигуры”
Цель: изучение свойств геометрических объектов.
Оборудование: рабочий лист (Приложение 4), линейка (угольник), ручка, цветные карандаши.
Ход работы
– Ребята, сегодня мы повторим свойства
некоторых геометрических фигур и попытаемся с
помощью них построить разных домашних животных.
– Итак, в задании 1 вставьте пропущенные слова,
чтобы получились верные утверждения.
Задание 1. Вставьте пропущенные слова, чтобы утверждения стали верными.
– ………………..стороны квадрата равны.
– Противоположные стороны ……………, ……… равны.
– Все углы квадрата равны…………………… .
– Треугольник имеет ………….вершины.
– ………. имеет радиус и диаметр.
– Выполните второе и третье задания в рабочем
листе.
Задание 2. Подпишите под каждой геометрической фигурой ее название.
Задание 3. Продолжите строчку и дополните высказывание.
К домашним животным относятся: корова, овца,
кошка, ……………
Домашние животные – это животные, которые живут
…………… и приносят……………………………
(Домашние животные – это животные, которые живут
в жилье человека или рядом с жильем человека и
приносят ему пользу.)
– Используя геометрические фигуры (квадраты,
круги, треугольники, прямоугольники) постройте
изображение одного или нескольких домашних
животных. Раскрасьте (задание 4).
V. Обобщающая лабораторная работа
Тема: “Треугольники”
Цель: обобщить знания учащихся о данных геометрических фигурах.
Оборудование: рабочий лист (Приложение 5), набор треугольников, ручка.
Ход работы
– Сегодня мы обобщим знания о треугольниках. Рассмотрите представленные треугольники. Разбейте их на три группы по какому-то признаку. Результаты запишите в таблицу-кластер.
Задание. Рассмотрите представленные треугольники. Разбейте их на три группы по какому-то признаку. Результаты запишите таблицу-кластер.
Список литературы:
- Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.