Лабораторные работы на уроках математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Выпускник начальной школы, согласно ФГОС начального общего образования, должен обладать такими математическими умениями, как “<...> исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры” [2, с. 12]. Одним из путей формирования данных умений является организация лабораторных работ.

Лабораторные работы как метод обучения, по мнению профессора И.Ф. Харламова, во многом носят исследовательский характер. Они пробуждают у учащихся глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Этот метод воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли [1, с. 124].

Приведенные ниже материалы являются кратким планом лабораторных работ и могут трансформироваться в зависимости от изучаемой темы, цели урока и его содержания или применяться в качестве дополнительного блока. Также возможно создание по аналогии новых заданий с использованием новых геометрических фигур, не представленных в работе.

Ход урока

I. Установочная лабораторная работа

Тема: “Построение прямого угла”.

Цель: формировать у учащихся умения строить геометрическую фигуру – прямой угол.

Оборудование: рабочий лист (Приложение 1), карандаш, линейка или угольник, модель прямого угла.

Ход работы

– Ребята, в рабочем листе в задании 1 выберите из геометрических фигур все углы и обведите их.

Задание 1. Найдите и обведите все углы. Есть ли среди них прямые углы?

– Сегодня мы будем учиться строить прямой угол. Какие письменные принадлежности нам понадобятся? Отметьте их галочкой в задании 2.

Задание 2. Отметьте галочкой письменные принадлежности, которые понадобятся вам при построении прямого угла.

  • транспортир;
  • линейка;
  • карандаш;
  • модель прямого угла;
  • циркуль;
  • угольник.

– Для того, чтобы построить прямой угол, мы воспользуемся планом, но кто-то перепутал его последовательность. Нам нужно ее восстановить. Восстановите правильную, на ваш взгляд, последовательность построения прямого угла. Расставьте цифры карандашом.

Задание 3. Восстановите последовательность плана построения прямого угла.

  • Приложи модель прямого угла так, чтобы одна из сторон угла соприкасалась с прямой.
  • Поставь точку на прямой.
  • Проведи с помощью линейки произвольную прямую.
  • Проведи линию от себя.

– Давайте проверим. Что вы сделаете сначала? Потом? И т.д.

  1. Проведи с помощью линейки произвольную прямую.
  2. Поставь точку на прямой.
  3. Приложи модель прямого угла так, чтобы одна из сторон угла соприкасалась с прямой.
  4. Проведи линию от себя.

– Следуя алгоритму, постройте прямой угол (задание 4).

II. Тренировочная лабораторная работа

Тема: “Ломаная”

Цель: формировать умение строить геометрическую фигуру – ломаную.

Оборудование: рабочий лист (Приложение 2), простой карандаш, линейка или угольник, цветные карандаши.

Ход работы

– Ребята, сегодня мы будем учиться строить ломаную, но сначала в задании 1 рабочего листа найдите и обведите все ломаные.

Задание 1. Найдите и обведите все ломаные.

– Выполните следующее задание (задание 2).

Задание 2. Выполните задания.

  1. Найдите ломаную с тремя, четырьмя и пятью звеньями. Отметьте их разными цветами.
  2. Дайте название любой ломаной.
  3. Найдите замкнутую ломаную и обведите ее.

Задание 3. Отметьте галочкой письменные принадлежности, которые понадобятся вам при построении ломаной.

  • транспортир;
  • линейка;
  • карандаш;
  • модель прямого угла;
  • циркуль;
  • угольник.

– Мы будем строить ломаную из пяти звеньев с помощью плана, но последовательность плана перепутана. Нам нужно ее восстановить. Восстановите правильную, на ваш взгляд, последовательность построения ломаной. Расставьте цифры карандашом.

Задание 4. Восстановите последовательность плана построения ломаной.

  • Соедини между собой точки А и Б, Б и В, В и Г, Г и Д, Д и Е с помощью линейки.
  • Поставь произвольно 6 точек так, чтобы они не лежали на одной прямой.
  • Назови эти точки. Например: АБВГДЕ.

– Давайте проверим. Что вы сделаете сначала? Потом? И т.д.

  1. Поставь произвольно 6 точек так, чтобы они не лежали на одной прямой.
  2. Назови эти точки. Например: АБВГДЕ.
  3. Соедини между собой точки А и Б, Б и В, В и Г, Г и Д, Д и Е с помощью линейки.

– Следуя алгоритму, постройте и назовите ломаную (задание 5).

III. Исследовательская лабораторная работа

Тема: “Квадрат”

Цель: изучение свойств геометрических объектов (квадратов).

Оборудование: рабочий лист (Приложение 3), линейка (угольник), ручка.

Ход работы

– Сегодня мы изучим геометрические свойства квадрата. Выполните задание в рабочем листе и сделайте выводы.

Задание. Измерьте противоположные стороны квадрата. Результаты запишите в таблицу.

 

Квадраты АД СД ВС АВ
Зеленый кв.
Красный кв.
Желтый кв.
       

Сравните длины противоположных сторон квадрата. Сделайте вывод.

Вывод: все стороны квадрата……………………………………….…..

IV. Творческая лабораторная работа

Тема: “Геометрические фигуры”

Цель: изучение свойств геометрических объектов.

Оборудование: рабочий лист (Приложение 4), линейка (угольник), ручка, цветные карандаши.

Ход работы

– Ребята, сегодня мы повторим свойства некоторых геометрических фигур и попытаемся с помощью них построить разных домашних животных.
– Итак, в задании 1 вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные утверждения.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова, чтобы утверждения стали верными.

– ………………..стороны квадрата равны.
– Противоположные стороны ……………, ……… равны.
– Все углы квадрата равны…………………… .
– Треугольник имеет ………….вершины.
– ………. имеет радиус и диаметр.
– Выполните второе и третье задания в рабочем листе.

Задание 2. Подпишите под каждой геометрической фигурой ее название.

 

Задание 3. Продолжите строчку и дополните высказывание.

К домашним животным относятся: корова, овца, кошка, ……………
Домашние животные – это животные, которые живут …………… и приносят……………………………
(Домашние животные – это животные, которые живут в жилье человека или рядом с жильем человека и приносят ему пользу.)
– Используя геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники) постройте изображение одного или нескольких домашних животных. Раскрасьте (задание 4).

V. Обобщающая лабораторная работа

Тема: “Треугольники”

Цель: обобщить знания учащихся о данных геометрических фигурах.

Оборудование: рабочий лист (Приложение 5), набор треугольников, ручка.

Ход работы

– Сегодня мы обобщим знания о треугольниках. Рассмотрите представленные треугольники. Разбейте их на три группы по какому-то признаку. Результаты запишите в таблицу-кластер.

Задание. Рассмотрите представленные треугольники. Разбейте их на три группы по какому-то признаку. Результаты запишите таблицу-кластер.

Список литературы:

  1. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.