Галогены

Разделы: Химия


Цель урока: создание условий для изучения свойств галогенов, формирования химической компетенции.

Задачи урока:

  1. Изучить строение атомов галогенов, физические свойства и химические свойства галогенов.

  2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи состав => строение => свойства на примере галогенов.

  3. Формировать химическую компетенцию учащихся.

  4. Воспитывать отношение к химии как элементу общечеловеческой культуры.

Оборудование: компьютер, проектор, диск “Виртуальная лаборатория 9 класс”, диск “Химия для всех XXI.Химические опыты со взрывами и без”. Для демонстрации образцы галогенов – простых веществ, мобильный компьютерный класс, презентация.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

План урока

На классной доске записана тема урока “Галогены” и перевод термина с греческого языка “рождающие соли”.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Контроль

1

Организационный момент. Целеполагание (3 мин)

Учитель приветствует учащихся и определяет готовность к уроку.

Обращает внимание на этимологию термина “галогены” – “рождающие соли” и создает условия для формулировки задач урока. (Слайд 1, 2)

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Записываю тему урока.

Формулируют задачи урока.

Фронтальный.

Заслушивание ответов (слайд 3)

2

Изучение строения атомов галогенов (4 мин) Учитель демонстрирует видеофрагменты из коллекции темы “Галогены” с диска “Виртуальная лаборатория”:

1. Особенности строения атомов галогенов. 2. Степень окисления галогенов.

Указывают число электронов на внешнем энергетическом уровне (7е), сильные окислительные свойства, зависимость изменения окислительных свойств от радиуса атома.

 

Фронтальное заслушивание ответов

3

Физические свойства простых веществ галогенов (6 мин) 1. Предлагает изучить теоретический материал учебника в 17 параграфе “Простые вещества” до слов “Химическая активность…”. Записать в тетради общие признаки простых веществ галогенов и отличия. Самостоятельная работа с материалом учебника.

Изучают материал учебника, записывают в тетради общие признаки галогенов и отличия.

Фронтальное заслушивание ответов, демонстрация слайда 4
2. Демонстрирует образцы брома, запаянного в стеклянной ампуле и кристаллы йода в стеклянной пробирке с пришлифованной пробкой. Наблюдают, отмечают характерную окраску.
3. Демонстрирует фрагмент видеофильма “Возгонка йода” с диска “Химия для всех XXI.Химические опыты со взрывами и без” Наблюдают за демонстрацией.

4

Химические свойства галогенов (18 мин)  
  1.Взаимодействие галогенов с металлами Предлагает выполнить лабораторную работу в виртуальной лаборатории Учащиеся работают в парах:

– проводят химический эксперимент в виртуальной лаборатории.

– записывают уравнение реакции в тетради и рассматривают в свете ОВР

Заслушивание ответов, демонстрация слайда 5
  2. Взаимодействие галогенов с водородом Рассказ учителя, демонстрация слайда 6 Записывают уравнение в общем виде в тетрадь  
  3. Взаимодействие галогенов с водой Рассказ учителя, демонстрация слайда 7 Записывают уравнение реакции фтора с водой, название водных растворов брома и хлора.  
  4. “Ряд активности” галогенов 1.Демонстрирует видеофрагмент “Реакция хлорной воды с бромидом и иодидом калия” с диска “Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без”. 1.Наблюдают, записывают уравнения реакций в тетради и ряд активности галогенов простых веществ. Фронтальная проверка записей, демонстрация слайда 8,9
2. Предлагает обсудить, почему для этих реакций нельзя брать фтор. 2. Предлагают варианты ответов Заслушивание ответов

5

Решение задач компетентностного типа для закрепления и применения полученных знаний (10 мин) Предлагает решить задачи компетентностного типа по вариантам (Приложение 1), использует раздаточный материал (задачи распечатаны на листах формата А-4) Решают задачи Фронтальная проверка выполнения заданий.

5

Домашнее задание (2 мин)

Предлагает домашнее задание на следующий урок. Решить задачу компетентностного типа другого варианта Обмениваются вариантами задач. Записи в дневнике

6

Рефлексия (2 мин) Предлагает заполнить карточку рефлексивного анализа. Слайд 10 Заполняют карточку рефлексивного анализа Фронтальная беседа, демонстрация слайда 11

 Презентация