Цели урока:
Обучающие:
- повторить и обобщить изученные правила умножения и деления десятичных дробей;
- повторить правило нахождения среднего арифметического чисел;
- закрепить применение правил действий с десятичными дробями;
- отработать навыки решения задач, уравнений;
Развивающие:
- развивать вычислительные навыки, мышление;
- активизировать познавательную деятельность;
- развивать познавательный интерес к предмету путем применения информационных технологий;
- способствовать развитию у учащихся математической речи, умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
- осуществлять взаимоконтроль;
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма;
- прививать умение выслушивать других;
- воспитывать самостоятельность;
- создавать ситуации успеха;
- формировать уверенность в своих знаниях.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация MO Power Point, рабочие листы, цветные фломастеры
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты).
– (Слайд 1) На предыдущих уроках мы с вами решали много упражнений на тему “Умножение и деление десятичных дробей”. Сегодня мы с вами закрепим правила выполнения действий с десятичными дробями. Как вы думаете, что для этого нужно сделать?
– (Слайд 2) Урок у нас будет необычный. Мы с вами отправимся в путешествие в королевство “Десятичных дробей”, которое омывается двумя океанами Делением и Умножением. В этом путешествии мы с вами покажем все свои знания, навыки, проявляя находчивость и смекалку.
– Положите перед собой рабочие листы, которые лежат у вас на столах. На них даны задания, которые вы должны выполнить за урок. Рядом с каждым заданием – кружок. Если задание выполнено самостоятельно и верно, зарисуйте его красным, если выполнено с недочетом – зеленым, если не выполнено или списано с доски – не закрашенным.
2. Актуализация знаний (3 минуты).
– А готовы ли вы к путешествию? Чтобы попасть в королевство Десятичных дробей, нам надо открыть сказочные врата. А для этого выполним задания: “Продолжи предложение”.
- (Слайд 3)
5,4:10 =...
456,9˖10 = ...
87,4˖10 =...
907:0.001 =...
– А эти примеры мы будем решать, применяя те же правила или есть специальные?
– Итак, с заданием справились, двери в сказочную страну открылись.
3. Устный счет (5 минут).
– (Слайд 8) В далеком королевстве жила-была королева Дробь. Она строго следила за своими верноподданными – десятичными дробями. Давайте поможем королеве проверить, все ли в порядке в ее государстве.
(Слайд 9 )Задание 1. Проверьте, не вычисляя, правильно ли расставлены запятые.
0.5˖5,3 = 265
81˖3,7 = 29,97
5498˖0,01 = 5,498
678˖10 = 67,8
871,9:100 = 8719
980,84:0.1 =98084
(Слайд 10) Задание 2. Не производя вычислений, найдите в каждой тройке чисел их среднее арифметическое и подчеркните его.
а) 1, 2, 3;
б) 0,5, 0,25, 0,75;
в) 150, 50, 100.
Задание 3. Сколько цифр вы должны отделить запятой в каждом произведении? Запишите в рамках число отделяемых цифр.
4. Обобщение и систематизация знаний (31 минута).
– (Слайд 11) Гуляла однажды королева по своим владениям, любовалась красотами родной земли, слушала пение птиц.
– (Слайд 12) Как вдруг налетели тучи темные, затмили солнце ясное. Прилетел Змей Горыныч и унес прекрасную королеву в свой далекий замок. Огорчились жители королевства и обратились за помощью к учащимся 5 “а” класса: “Помогите нам, ребята, вызволить нашу королеву”.
– Ну что, поможем королеве?
– (Слайд 13) Путь в страну Змея Горыныча лежит через темный лес, всюду слышится вой волков, уханье сов и скрип старых могучих деревьев. Но вот тропинка, она выведет нас на поляну. (Слайд 14 )На поляне той стоит огромный камень, а на камне том уравнения написаны. Решите их – пропустит нас нечисть дальше.
(Слайд 15) Задание 4.
1в. 5,04:(104,2 – х) =1.2
2в. 1.2х + 4,5 – 0,7 = 1.01
Решение. (Слайд 16)
– Молодцы! (Слайд 17) Продолжаем двигаться дальше сквозь дебри. Встретилось нам дерево огромное, да непростое, а живое. Путь преграждает, ветками машет. И говорит нам древень: “Пока с заданием моим не справитесь, не пропущу вас дальше”.
(Слайд 18)Задание 5.
Вот мои три брата – древня. У первого 255 ветки, у второго в 1,2 раза больше, а у третьего – в 2,5 раза меньше, чем у первого. Сколько в среднем веток у каждого древня?
Решение. (Слайд 19)
– Мы отлично справились с заданием!
5. (Слайд 20) Физкультминутка (1 минуты).
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни.
И вновь глазами по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь веди горизонтально,
И в центре ты остановись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
– Мы можем продолжить путь к освобождению королевы Дробь?
– (Слайд 21)Давайте выбираться из дебрей. Долго ли мы шли, коротко ли, как вдруг перед нами избушка на курьих ножках появилась. А в ней вредная Баба-Яга свою добычу поджидает. И говорит она: “Пропущу вас и не трону, если задание мое выполните”.
(Слайд 22)Задание 6.
Упростить выражение и найти его значение.
1в. 6,4х + 5,8х + 1,3, при х = 2,7
2в. 7,3у + 5,2 + 1,4у, при у = 7,2
– Ребята, решая это задание, вы не только спасаете королеву, но и готовитесь к ГИА.
Решение. (Слайд 23)
– Мы справились! (Слайд 24) Пропустила нас Баба-Яга и в помощь свой клубок волшебный дала. Давайте спросим у клубка: “Далеко ли нам идти осталось, чтоб королеву Дробь спасти?”. (Слайд 25) И отвечает клубок человеческим голосом:
Задание 7.
Если вы будете идти со скоростью 3,5 км/ч, а вам навстречу вылетит Змей Горыныч со скоростью 15,8 км/ч, то встретитесь вы через 48 мин.
Решение. (Слайд 26, 27)
– Итак, мы узнали, какой путь нам еще предстоит, так скорее в дорогу! (Слайд 28) Шли мы степями, лугами, озерами… И вот, наконец, мы добрались до горы, на которой замок неприступный стоит. (Слайд 29) Чтобы взобраться на гору и победить Змея Горыныча, нам нужно выполнить последнее задание.
– Давайте разделимся! Первый вариант забирается в гору слева, а второй – справа.
Задание 8. Составить выражение и найти его значение.
– Здорово, мы отрубили три головы Змею! (Слайд 30) Мы победили и спасли прекрасную королеву. (Слайд 31) С торжествами и празднествами встречали свою повелительницу жители королевства. А королева в благодарность за свое спасение не пожалела для нас целого сундука с сокровищами. Как вы думаете, какие сокровища вы получили на сегодняшнем уроке?
6. Итоги урока. Рефлексия. Оценки (3 минуты).
– Какие знания понадобились вам?
– Какие задания получались лучше всего?
– Какие трудности испытывали?
– Как их преодолевали?
– Что понравилось на уроке больше всего?
– Какими словами можете выразить свое настроение?
– (Слайд 32) А теперь оцените свою работу на уроке. Для этого
посчитайте красные кружочки, в конце рабочего листа напишите их количество,
посчитайте зеленые кружочки, в конце рабочего листа напишите их количество,
посчитайте не закрашенные кружочки, в конце рабочего листа напишите их
количество.
Поднимите руку, у кого 5 красных кружков – оценка “5”, у кого 4 красных кружка – оценка “4”, три красных кружка – оценка “3”. Поставьте эти оценки в дневник.
7. Домашнее задание (1 минута)
Задания на индивидуальных листах.
(Слайд 33) Поблагодарить за урок.