Формирование правового сознания у детей старшего дошкольного возраста в проекте "Знакомимся со своими правами"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

 С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: “ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.

Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению.

Согласно федеральным и региональным законодательным актам право на охрану здоровья является как аспектом права на образование, так и самостоятельным правом и должно соблюдаться в семье и дошкольном образовательном учреждении.

Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами нашего государства, четко и ясно представлять себе свои права и обязанности и учиться защищать свои права.

Ребенок с момента рождения наделен правами. Построение единой содержательной системы по защите прав ребенка напрямую связано с преемственностью между всеми ступенями образования и подкрепляется тесной связью с семьей.

Научно-теоретическое обоснование

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Дети 5-6 лет вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое проявление чувства справедливости, возможно рассчитывать на понимание ребёнком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих. Интеллектуальные возможности детей дошкольного возраста позволяет сформировать представления и понятия, отражающие существенные связи и зависимости различных областей действительности (А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса и др.

Авторами психологических исследований в области развития личности доказана ценность и значимость представлений о себе, своем “Я”. Показана их роль в построении целостного “образа Я”, в возникновении позитивной самооценки, в развитии способности к само созиданию, потребности в этом (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.В. Ольшанский, Н.И. Непомнящая и др.).

“Всеобщая декларация прав человека”, “Конвенция о правах ребенка”, принятые ООН, – основополагающие документы, признанные мировым сообществом.

Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны [10, c.83].

Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются[10]:

  • знания детей о своих правах и обязанностях,
  • оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права,
  • оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности,
  • полнота знаний и потребность в получении новых знаний,
  • умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права,
  • умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения,
  • сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности,
  • умение соблюдать запреты и исполнять обязанности

Эффективность осуществления правового воспитания старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения возможна в контексте общей системы нравственного воспитания при следующих условиях:

  • использовании в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, позволяющих детям глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения;
  • создании в группе детей атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительных отношений;
  • обеспечении преемственности воспитательных усилий педагогов и родителей.

Все сказанное выше свидетельствует о возможности начального правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность

Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка.

Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение [5, c.28].

Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества [5, c.84].

В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.

Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. И эта тема меня не оставила равнодушной.

Проведенные беседы с детьми своей группы меня насторожили, что у детей нет знаний о правах и обязанностях, не умеют оценивать своё поведение и поведение других людей, а также и оперировать ими в собственном поведении.

Поэтому я поставила перед собой цель: сформировать у детей способность к нравственным поступкам, приобщая детей к основам правовой культуры.

Для реализации этой цели определила следующие задачи:

  1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  2. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  3. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  4. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  5. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Организуя работу по данному направлению, я опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Организовала эту работу через:

  • проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).
  • продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация).
  • использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев).

При отборе материала по правовому воспитанию я учитывала возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

Начиная работу по правовому воспитанию, прежде всего с помощью опросников выявила:

  • уровень представлений старших дошкольников о правах и обязанностях человека;
  • о правилах и нормах поведения в детском саду, в семье и обществе;
  • устанавливалось наличие интереса у детей старшего дошкольного возраста к своим правам и обязанностям

Уровни представлений старших дошкольников о правах и обязанностях человека

Высокий Средний Низкий
– знает о своих правах и обязанностях; – может оценивать свое поведение и поведение других людей с точки зрения норм поведения; – использует свои знания в различных видах деятельности; – умеет соблюдать запреты и исполнять обязанности. – вспоминает свои права и обязанности с помощью взрослого; – оценивает свое и чужое поведение с помощью взрослых; – использует свои знания о правах в различных видах деятельности по подсказке воспитателя; – не всегда соблюдает запреты и исполняет обязанности. – не знает о своих правах и обязанностях; – не умеет оценивать свое поведение и поведение сверстников; – не проявляет интереса к использованию своих знаний о правах в разных видах деятельности; – не соблюдает запреты и не исполняет обязанности.

Уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса воспитания детей старшего дошкольного возраста

Диагностика исходного уровня представлений детей моей группы о правах и обязанностях показала, что: детей с высоким уровнем составляет 0%, средним – 10%, низким – 90%.

Мною разработан проект по теме “Знакомимся со своими правами” (см. приложение).

В проекте запланированы мероприятия, позволяющие в полной мере осуществлять нравственное воспитание, рассмотрев со всех сторон критерии нравственности. В работе с детьми использовались проективные методики, беседы. Содержательную информацию о психологическом климате семьи получили из рисунков на тему: “Моя семья”, “Самый добрый человек”. Эффективным является и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре “Семья”, так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволяли мне сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

Для повышения эффективности усвоения материала правовой культуры, с детьми провела предварительную работу: беседу о социальных документах “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”, читали сказки “Воробьишко” М. Горького, “Золушка Ш. Перро, “Морозко русскую народную сказку, “Кукушка ненецкую сказку с последующим обсуждением, разучивали стихи о семье.

После предварительной работы с детьми была проведена непосредственно образовательная деятельность по темам: “Мы изучаем права”, “О правах, играя”, “Право на здоровье”, “Моя семья” Целью являлось выявление сформированности у детей первоначальных правовых знаний. Использовались разнообразные приемы и методы.

Деятельность детей носил комплексный характер, по виду обобщающее, на котором закреплялись знания детей о правах. Всю работу строила с учетом гуманистических принципов на доверительном отношении между ребенком и педагогом. Дети свободно выражали свои сведения о семье и о правах.

Для осуществления поставленных задач на мероприятиях использовала следующие методы обучения: наглядный (плакаты о правах ребенка, иллюстрации к сказкам, документы “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”), словесный, игровой, методы проблемного обучения, практическую деятельность.В конце деятельности дети рисовали “Я и мои права”, “Город Счастья”, “Как я отдыхаю”, “Я и спорт”.

Содержание непосредственно образовательной деятельности детей ориентировала на развитие интереса к собственным правам и обязанностям, формирования навыков социального поведения.

Своеобразие подачи материала заключалось в том, что дети анализировали поступки литературных и сказочных героев с точки зрения права и морали. Это поднимало у детей интерес к художественной литературе, стимулировало желание научиться читать, что немаловажно в старшем дошкольном возрасте.

Часто дети пытаются "переписать " сказки – изменить сюжет, придумать героям другие диалоги, ввести новые персонажи для того, чтобы не осталось отрицательных героев. Такой прием позволяет детям максимально проявить свои творческие способности. Непосредственно образовательную деятельность с детьми я строю, опираясь на их интересы, уровень развития, а также учитывая их индивидуальные особенности и инициативу. У детей появляется ответственность за свои поступки, т.к. они могут провести четкую градацию прав и обязанностей. Применяя в жизни правовые знания, дети расширяют свой социальный опыт, учатся бесконфликтно контактировать со сверстниками и взрослыми, усваивают нормы поведения дома и в общественных местах.

В процессе выполнения задач проекта активное участие принимали и родители моей группы. Первой школой становления личности является семья. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт совершенствования способов взаимоотношения с членами семьи. Поэтому ознакомление детей с правовой культурой я начала с изучения роли семьи в жизни ребенка.

В целом семья, как и прежде, остается одним из основных институтов социализации подрастающего поколения, воздействующих на формирование норм и ценностей, образцов и стереотипов поведения ребенка. Однако это влияние носит сложный и опосредованный характер.

Защита прав и законных интересов детей начинается с ознакомления родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи.

В нашей группе есть свой стенд для родителей. Одним из специальных выпусков был выпуск “Правовое воспитание” (см. приложение). Почти все родители принимали участие в его составлении. Прочитав весь материал, они смогли ознакомиться:

  • с принципами, описанными в Декларации о правах ребенка;
  • с основными правами ребенка, закрепленных в Конвенции ООН и Конституции РФ;
  • с памятками “Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для родителей”, “Три способа открыть ребенку свои права”;(14) (см. приложение);
  • узнать какие социальные права гарантированы детям.

Все родители приняли активное участие в выполнении домашнего задания, они вместе с детьми оформляли альбомы: “Как мы отдыхаем”, “Я и спорт”, “Город счастья”. Можно было увидеть красочно оформленные бюллетени, в оформлении которых участвовали родители.

Одним из видов работы с родителями в нашем ДОУ являются заседания “Родительского клуба”, где обсуждаются различные вопросы, в том числе и по правовой культуре (см. приложение “Путешествие по сказкам”). Родители активно включаются в работу и в обсуждение вопросов: “Права ребенка – права взрослого” (см. приложение).

В группе был проведен цикл родительских собраний на темы:

На итоговом родительском собрании родители увидели театрализованное представление “Сказки по правам”, подготовленные детьми нашей старшей группы (см. приложение: “Путешествие по сказкам”). Это представление очень понравилось, и родители предложили сделать такие показы постоянными.

С целью изучения проблемы формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста мною была разработана и проведена анкета для родителей, позволяющая определить необходимость изучения прав ребенка и проблемы в формировании правового воспитания детей в дошкольном возрасте.

Анализ анкеты, проводимой среди родителей показал, что:

  • из всего количества опрошенных знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 25%;
  • согласны со всеми перечисленными там правами – 20%;
  • что детям необходимо знать свои права отмечают – 45%;
  • считают это необязательным 40%;
  • воздержались 15%;
  • согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей – 65%.

Результативность

К концу учебного года диагностируемые результаты по сравнению с сентябрём значительно улучшились. Так, количество детей с высоким уровнем стало – 10 %, со средним – 75%, низким – 15 %.

В перспективе планирую продолжить работу с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению детей с собственными правами посредством проекта “Откуда мы родом”.

Считаю важным разъяснить ребёнку, что он – часть не только семьи, но и общества; что у него есть определённые права и обязанности. Способствовать тому, чтоб ребёнок понял и прочувствовал: члены семьи связаны между собой родственными и духовными узами. Привить уважение к своим предкам, ближе познакомить дошкольника с миром взрослых.

ЛИТЕРАТУРА

  1. В. Антонов “Ваши права”, “Декларация прав человека в картинках” – 1997.
  2. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М, ТЦ “Сфера”, 2009.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Данилина Т.А., Лагода Т.С. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка //Управление ДОУ. – 2002,№6
  5. Доронова Т.Н Защита прав и достоинства ребенка. – М, 2003.
  6. О.Л.Князева “Я, ты, мы” – М, 2007.
  7. С.В.Костарева “Сказкотерапия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
  8. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 230, 234, 239, 241-242.
  9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.; Академия, 2000.
  10. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие – М: ТЦ “Сфера”, 2007.
  11. Программа “Истоки”. Базис развития ребёнка-дошкольника. Центр “Дошкольное детство” им. Запорожца.
  12. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод с польского). – М.: “Прогресс”, 1989.
  13. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2. – М.: Генезис, 1998.
  14. Харитончик Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями. Волгоград, “Учитель”, 2011.
  15. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.– ТЦ “Сфера”, 2007.

Презентация