В настоящее время в школах обучаются дети с низким уровнем готовности к школьному обучению.
У них снижена работоспособность, неустойчивое внимание, ограниченный кругозор, низкий уровень развития речи и познавательной активности. Чтобы вовлечь этих детей в процесс обучения, мы стремимся как можно чаще использовать игровые моменты на уроках, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие, развивающие формы работы – дидактические игры, которые непосредственно связаны с темой урока. Именно это нам рекомендует, в частности, стратегия обучения детей классов компенсирующего обучения, разработанная в лаборатории компенсаторно-развивающего образования института усовершенствования учителей Самарской области.
Хотим поделиться некоторыми коррекционно-развивающими видами игровых заданий для уроков чтения и русского языка.
Игра в слова.
В период обучения грамоте (работа с кассой букв) предлагаем детям загадку:
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
(Репа.)
Дети составляют из букв это слово.
Далее предлагаем. Замени согласную “п” на “к” (река). Замени первую согласную на “щ” (щека). Измени слово так, чтобы оно употреблялось во множественном числе (щеки). Как это слово будет звучать ласково (щечки). Составь предложение с этим словом.
А из какого произведения это предложение?
Почему у вашей дочки серые щечки? Можно продолжить: А девочка говорит: “Она давно не мылась.” (С. Маршак “Усатый – полосатый”.)
Цепочки слов и задания могут быть различной трудности: камыш (разделить на слоги, поменять их местами): мышка – мошка – кошка – крошка.
Перечислите все слова, которые составили. С последними тремя попробуйте составить предложение или стихотворную фразу.
Затем предлагаю детям скороговорку:
На окошке крошку мошку ловит лапой кошка.
Фрагмент урока русского языка. Тема: “Мягкий знак – показатель мягкости согласного”.
Вся цепочка слов заранее записана на доске, и каждое слово закрыто полоской бумаги.
Начинаю с загадки:
Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,-
Спать немедленно зовет.
(День, ночь.)
Я загадала в первом слове братца день (открываю слово).
Первую согласную замени на парную ей глухую (тень). Теперь первую согласную замени на любую звонкую, чтобы получилось новое слово (лень). Добавь гласную, чтобы получилось название животного (олень). Измени в этом слове одну букву, чтоб получилось название времени года (осень).
– Осень, – говорю я, – царит сейчас в природе и будет гостьей на нашем уроке
(теперь открыты все слова).
– Что общего в их написании? Почему в этих словах следует писать мягкий знак?
(Сообщаю тему урока и продолжаем работу.)
Составь слово из букв (период обучения грамоте).
“Поймай рыбку”. В наибольшем аквариуме “рыбки”, к хвостам которых привязаны маленькие карточки с печатными буквами. Вызванный ученик “ловит” рыбку и называет букву, дети, пользуясь кассой букв, выставляют на набранное полотно такую же букву. Когда все “рыбки пойманы”, дети составляют слово (например к, о, у, ь, н – окунь).
“Какое это дерево?”
На доске схематично изображено дерево, на листочках которого нарисованы буквы. По этому принципу можно организовать подобные игры, используя тематику страничек букваря: “Зоопарк”, “Кто в лесу живет”, “Что в корзинке?” (название грибов, ягод, овощей, фруктов), “Как зовут детей?”.
Фрагмент урока русского языка по теме: “Имя существительное”.
На доске записан текст:
По утрам у Айболита до обеденной поры лечат зубы
Збреы Зебры |
уызбр зубры |
итгыр тигры |
вдрыы выдры |
оыббр бобры |
Задание: восстановить текст, составив из букв слово. К какой части речи относятся эти слова? Чем похожи эти имена существительные? (Одушевленные, нарицательные, употреблены во множественном числе, состоят из двух слогов, в каждом слове есть буквы р,ы. Но одно слово лишнее.) Какое? (Бобры – ударение падает на второй слог, в остальных словах – на первый.)
Очень нравилось нашим детям в первом классе составлять изображения из геометрических фигур. Эта работа была предложена как составление аппликаций на уроках технологии. Но этот замысел мы решили использовать во время минуток отдыха на уроках. Для этого мы приготовили каждому ученику набор из 8 треугольников (квадрат любой величины разрезать по указанным линиям). Изображения составляли на парте, располагая треугольники по данному образцу.
а) Период обучения грамоте:
– составление изображений в соответствии с изученной буквой;
– составление изображений в связи с темой урока, например, “Чудо – машины”.
После чтения текста спрашиваем: “А вы хотели бы смастерить какую-нибудь машину? Что ж, давайте попробуем. Я покажу вам необычную машину. Что это? (Экскаватор; дети составляют изображение)”.
Простейшие виды изображений (домик, гриб, ракета) можно предложить детям составить по памяти, после показа образа.
б) Уроки русского языка. Тема: “Перенос слов с й”.
В ходе урока предлагаю загадку (отгадка – заяц). Подбери родственные слова, чтобы в середине слова была й (зайка, зайцы, зайчиха, зайчонок). А вот какой зайчонок есть у меня! (Показ образца.) Дети составляют изображение.
В каких сказках одним из героев является заяц? Послушайте и скажите, из какой сказки этот отрывок? (Читаем отрывок из учебника, а затем работаем с текстом этого упражнения.)
Тема: “Заглавная буква в кличках животных”.
В ходе урока говорим о домашних животных, спрашиваю: “Какое животное считают верным другом человека?” – показываю изображение щенка, дети работают над его составлением. Затем произношу четверостишие:
Мы составили щенка,
Клички нет у него пока.
Вы, ребята, помогите,
Кличку для щенка найдите.
Можно записать все названные клички или с какой – либо из них составить предложение.
Волшебные картинки.
На наборное полотно выставляю предметные картинки. Дети, про себя проговаривая слова, вычленяют в каждом из них первый звук и , соединяя их друг с другом, получают новое слово. Например, даны картинки: кукла, овощи, топор, кот.
Подобная, но более сложная работа в игре “волшебные слова”. Дети записывают слова (по загадкам; на какие – либо правила; словарные слова или слова берутся из текста). Например: ежи, берега, роса, рыбка.
Задание: выпиши (или подчеркни) из первого слова гласную, на которую падает ударение (и);
2-е слово – 3-ю по счету согласную (г);
3-е слово – звонкую согласную (р);
4-е слово – гласную из 2-го слога (а);
Таким образом, получилось слово игра.
И я предлагаю детям какую – либо игру.
Используя эти игровые задания, можно зашифровать любое слово: имя сказочного героя, название стихотворения или рассказа.
На минутках чистописания часто используем скороговорки. После первоначального слушания дети проговаривают текст сначала в медленном темпе, затем в темпе скороговорки. Например: Мой сачок зацепился за сучок.
Затем спрашиваю:
– Какие звуки чаще всего слышатся в этой скороговорке? ([з][с])
– Что вы можете рассказать о них? (Характеристика звуков.)
– Какие буквы служат для обозначения этих звуков на письме? (“зе”, “эс”)
(Прописываем эти буквы и соединения с ними.)
– Кто не забыл текст скороговорки? (Кто – либо произносит еще раз). Текст скороговорки заранее записан на доске, но эта часть доски была закрыта. Открываю: Мой сачок (за)ц.пился (за)сучок. Разбираем орфограммы, вспоминаем правила, переходим к теме урока. “Правописание приставок и предлогов”. Все скороговорки или чистоговорки подбираю соответственно теме урока.