Цели:
- формирование умений различать виды придаточных обстоятельственных по значению;
- формирование умений ставить вопросы от главного предложения к придаточному, определять средства связи главного и придаточного предложений;
- отработать умение работать в группе;
- формировать умение планировать, осуществлять самоконтроль, классифицировать исследуемые явления, формулировать выводы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Класс делится на 4 группы. Работа проводится по группам.
2. Проверка домашнего задания
Учитель. Назовите сложноподчиненные предложения, которые вы выписали из домашнего упражнения, определите виды придаточных.
3. Синтаксическая пятиминутка. Схематический диктант
Учитель читает предложения, по 1 представителю от каждой группы по очереди составляют на доске схемы и определяют виды придаточных предложений.
- Мы не заметили, как наступила зима.
- В укромном уголке у пруда, который совсем зарос ряской, сидел худенький мальчик и ловил рыбу.
- Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.
- Володя гордился, что научился ездить верхом.
4. Слово учителя
– Какие виды придаточных предложений нам известны? Давайте внесем их в обобщающую таблицу. (Таблицы есть у каждого ученика, всю информацию в таблицу записывают учащиеся)
Вид придаточного предложения | Вопросы | Средства связи |
Определительные | ||
Изъяснительные | ||
Обстоятельственные | ||
Мы с вами работали с придаточными определительными и изъяснительными. Но существует еще один вид придаточных предложений – придаточные обстоятельственные. Сейчас каждой группе предстоит провести исследование и сделать вывод, какие виды обстоятельственных придаточных существуют. Для этого вам предстоит вспомнить, какие виды обстоятельств существуют.
5. Работа в группах по карточкам
Группа 1 (Приложение 1. Слайды №2-3)
Карточка 1
1. Прочитайте предложения. Проанализируйте
их строение, выполните задания и ответьте
на вопросы. 1) Выделите главную и придаточную
части.
3. Среди предложений из карточки №2 подберите примеры СПП с такими же видами придаточных |
Группа 2 (Приложение 1. Слайды №4-7)
Карточка 1
1. Прочитайте предложения. Проанализируйте
их строение, выполните задания и ответьте
на вопросы. 1) Выделите главную и придаточную
части.
3. Среди предложений из карточки №2 подберите примеры СПП с такими же видами придаточных |
Группа 3 (Приложение 1. Слайды №8-11)
Карточка 1
1. Прочитайте предложения. Проанализируйте
их строение, выполните задания и ответьте
на вопросы. 1) Выделите главную и придаточную
части.
3. Среди предложений из карточки №2 подберите примеры СПП с такими же видами придаточных |
Группа 4 (Приложение 1. Слайды №12-15)
Карточка 1
1. Прочитайте предложения. Проанализируйте
их строение, выполните задания и ответьте
на вопросы. 1) Выделите главную и придаточную
части.
3. Среди предложений из карточки №2 подберите примеры СПП с такими же видами придаточных |
Карточка 2 (получают все группы)
|
(После выполнения исследовательской работы представители каждой группы заполняют электронную версию обобщающей таблицы)
6. Выступление представителей рабочих групп
Рассказ о проведенном исследовании.
Во время выступления представителей рабочих
групп все заполняют таблицы «Виды
придаточных предложений»
7. Тренировочные упражнения
Учитель. Пользуясь составленной таблицей, определите вид придаточных предложений.
(Предложения проецируются на экран) (Приложение 1. Слайды №17-22)
- Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.
- Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли.
- С осени, когда пруды начинали покрываться пленкой, мы с нетерпением следили за их замерзанием.
- Где нет любви к искусству, там нет и критики.
- Как прекрасна жизнь еще и потому, что человек может путешествовать.
Учитель. Спишите 5 предложений из карточки №3, составить схемы, определить вид придаточных предложений. (Количество предложений может быть изменено в зависимости от оставшегося времени)
Карточка 3
- Я заметил что у Петра отсутствует чувство страха.
- Мы отправились туда где шумели золотые поля пшеницы.
- Комната в которую вел длинный коридор оказалась запертой.
- Летучие мыши более приспособлены к жизни в воздухе так как на земле они почти совсем беспомощны.
- Для того чтобы бумага не желтела ее не нужно оставлять на солнце.
- По всей равнине куда ни взглянешь играли лучи восходящего солнца.
- Когда осторожно открыв дверь она выглянула в коридор тишина сразу успокоила ее.
- Герасим торопился как будто мать старушка ждала его на родине.
Предложения проверяются коллективно.
8. Групповая работа по карточке 4.
Учитель. Закрепляя умение расставлять знаки препинания в СПП, вам предстоит выполнить задание на карточке. Постарайтесь не допустить ошибок, контролируйте действия других учеников в группе.
Расставить знаки препинания, выписать цифры, на месте которых вы поставили запятые.
- Пробуждаются клены от сна(1) чтоб(2) как бабочки (3) листья хлопали.
- Волны (1) обезумев (2) от ярости (3) били совсем рядом в берега с такой силой (4) что (5) они сотрясались.
- Доктор телеграфировал жене (1) что (2) будет проездом в Ленинграде (3) и просил (4) приехать на вокзал.
- Нужны (1) столетия (2) и кровь (3) и борьба (4) чтоб человека создать из раба.
- Я сказал (1) что пошутил (2) и (3) найдя свою постель (4) юркнул с головой под одеяло.
По окончании работы группы меняются карточками
и проверяют правильность выполнения работ,
использую проецируемые на доске предложения и
правильные ответы.
(Приложение 1. Слайды
№23-27)
9. Обобщение
– Какая задача стояла перед нами сегодня?
– Посмотрите на таблицу и сделайте вывод, какие
виды придаточных обстоятельственных существуют?
– В таблице еще остались незаполненные графы.
Как вы думаете, почему?
– Не все виды придаточных обстоятельственных нами сегодня рассмотрены. Разговор о других видах придаточных обстоятельственных продолжим на следующих уроках.
10. Домашнее задание: рабочая тетрадь Шкляровой упр. 42, 49, 58, составить схемы к предложениям.