Цели:
- Расширить представление детей об основных причинах экологических проблем, познакомить с мерами для их решения.
- Воспитывать бережное отношение к природе, формировать экологическую культуру.
- Развитие у учащихся чувства причастности к решению экологических проблем.
Оборудование:ватманский лист, фломастеры, краски, кисти, цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, коктейльные трубочки, инструкцию по выполнению заданий, листы с заданиями; значки «Защитник природы», презентация.
Содержание:
Дерево, трава и птица…
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В Берестов.
– Мы собрались, чтобы обсудить экологические проблемы нашей планеты, предложить пути решения.
1. Приветствие
Каждая команда должна придумать название, девиз и нарисовать эмблему. Желательно, чтобы это задание ученики выполнили заранее, тогда ребята сразу сообщают название команды, девиз и демонстрируют эмблему. Жюри оценивает конкурс.
2. Конкурс-разминка «Словарь эколога»
Команды получают лист с заданием.
Выберите и впишите определения из предложенного списка:
- Антропогенные экосистемы
- Виды исчезающие
- Виды редкие
- Виды сокращающиеся
- Восстановление земель
- Опустынивание
- Охрана природы
- Плодородие почвы
- Смог
- Фауна
- Флора
_____________ – экосистемы, преобразованные
или созданные человеком.
_____________ (богиня цветов и весны) –
исторически сложившаяся совокупность видов
растений на данной территории. Ф. Земли
насчитывает около 375 тыс. видов растений.
Исследование флоры – предмет раздела ботаники –
флористики.
______________ – комплекс мероприятий,
охватывающих рациональное использование, охрану
и восстановление объектов живой и неживой
природы. Осуществляется международными,
государственными, региональными,
административно-хозяйственными, политическими,
юридическими и общественными комитетами и
организациями.
_____________ – виды, находящиеся под угрозой
исчезновения, которым грозит непосредственная
опасность вымирания; дальнейшее существование
их невозможно без осуществления специальных мер
охраны.
_____________ – виды, не находящиеся под
непосредственной угрозой вымирания, но
сохранившиеся в небольшом количестве или на
ограниченных территориях; есть опасность их
исчезновения.
______________ – виды, численность и ареал
которых уменьшается в течение определенного
времени либо по естественным причинам, либо из-за
вмешательства человека, либо в результате того и
другого вместе.
_______________ – потеря плодородия почв.
Основные причины – перегрузка ландшафта
сельскохозяйственными культурами, неумеренный
выпас скота, неправильная ирригация земель.
_______________ – возврат землям плодородия, нарушенного хозяйственной деятельностью.
_______________ – совокупность свойств почвы, которые обеспечивают условия для получения урожая с/хоз. растений. Определяется структурными свойствами почвы, содержанием в ней элементов минерального питания, степенью увлажненности, правильностью агротехники.
_______________– сильное загрязнение воздуха в виде аэрозолей с дымом, газом и туманом. Частое явление в промышленно-развитых городах.
Показ презентации для болельщиков «Удивительная сила природы»
Команды выполняют задание, болельщики просматривают презентацию.
3. Конкурс «Земля в опасности»
Каждая команда выбирает по 3 фотографии. (Приложение 1)
Прокомментировать какие экологические проблемы
отражены на фотографиях
Ситуация 1. Проблема городских отходов (вариант ответа)
В настоящее время жители крупного города
выбрасывают в день несколько тыс. т различных
отходов, состоящих в основном из разнообразного
хлама, металлов, стеклянных контейнеров,
макулатуры, пластика и пищевых отходов. В этой
смеси содержится большое количество опасных
отходов: ртуть из батареек, фосфоро-карбонаты из
флюоресцентных ламп и токсичные химикаты из
бытовых растворителей, красок и предохранителей
деревянных покрытий.
Масштабы загрязнения окружающей среды
городскими отходами растут и актуальность
данной проблемы только увеличивается.
Ситуация 2. Зеленые насаждения в городах (вариант ответа)
Проблема «зеленых насаждений» – это одна из острых экологических проблем . Вырубка лесов, уничтожение зелени в городах могут повлечь за собой разрушительные последствия. Зеленые насаждения в городе улучшают микроклимат городской территории, создают хорошие условия для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены зданий и тротуары. Это может быть достигнуто при сохранении естественных зеленых массивов в жилых зонах.
Ситуация 3. Загрязнение мирового океана (вариант ответа)
Проблема загрязнения мирового океана становится очень актуальной в последнее время. Ежегодно в моря и океаны попадает огромное количество мусора и бытовых отходов, происходит загрязнение мирового океана нефтепродуктами. Океан из всемирной фильтрующей системы человек превращает во всемирную сточную канаву.
Ситуация 4. Опустынивание территории (вариант ответа)
Всего в мире подвержено опустыниванию более 1 млрд. га. Практически на всех континентах последствия опустынивания в экологическом и экономическом отношении очень существенные и почти всегда отрицательные. Опустынивание ограничивает доступность элементарных услуг экосистемы и угрожает безопасности людей. «И если эрозию можно вызвать недугом ландшафта, то опустынивание – это его смерть.
Ситуация 5. Лесные пожары (вариант ответа)
Лесной пожар – это стихийное, неуправляемое распространение огня по лесным площадям. Возникновение большей части лесных пожаров связано с деятельностью человека. Поскольку пожары, особенно длительные, значительно изменяют состав воздушной среды, существует опасение об их вреде для здоровья людей, а именно: возможен вред для органов дыхания и для системы кровообращения.
Ситуация 6. Загрязнение воздушного бассейна (вариант ответа)
Промышленные предприятия являются источниками пыли, окислов азота, железа, кальция, магния, кремния. Эти соединения не столь токсичны, однако из-за них снижается прозрачность атмосферы, чаще возникают туманы, на 10% больше выпадает осадков, на 30% сокращается количество солнечной радиации. Это отрицательно влияет на здоровье горожан.
Ситуация 7. Загазованность воздуха (вариант ответа)
Особый вред окружающей среде наносится автомобилями, технические параметры которых не соответствуют требованиям. Выхлопные газы дают основную массу свинца, износ шин – цинк, дизельные моторы – кадмий. Эти тяжелые металлы относятся к сильным токсикантам. Загрязнение окружающей среды является причиной более высокой заболеваемости горожан.
Ситуация 8. Загрязнение водного бассейна (вариант ответа)
Загрязнение водного бассейна в городах следует
рассматривать в двух аспектах – загрязнение
воды в зоне водопотребления и загрязнение
водного бассейна в черте города за счет его
стоков.
Загрязнение воды в зоне водопотребления
является серьезным фактором, ухудшающим
экологическое состояние городов. Оно происходит
за счет сброса части неочищенных стоков городов
и предприятий, а также за счет попадания в
водоемы части удобрений и ядохимикатов, вносимых
на поля. Причем если с первыми видами загрязнения
можно бороться эффективно путем строительства
очистных сооружений, то предотвратить
загрязнение водного бассейна, производимое
сельскохозяйственными мероприятиями, очень
сложно.
Ситуация 9. Уничтожение лесов (вариант ответа)
Процесс уничтожения леса является актуальной проблемой во многих частях земного шара, поскольку влияет на их экологические, климатические и социально-экономические характеристики. Обезлесение приводит к снижению биоразнообразия, запасов древесины для промышленного использования и качества жизни, а также к усилению парникового эффекта из-за снижения объёмов фотосинтеза, влияет на круговорот воды. уменьшает адгезию почвы, что может приводить к затоплениям и оползням
4. Конкурс «Букет своими руками»
Все знают детскую песню.
«Сегодня мамин праздник,
Сегодня женский день.
Я знаю, мама любит гвоздику и сирень.
Но в марте нет сирени, гвоздики не достать.
А можно …»
– А что можно сделать? (Нарисовать или
выполнить аппликацию)
– Почему нельзя рвать цветы?
Каждая команда получает цветную бумагу, цветной картон, клей , ножницы, коктейльные палочки, инструкцию по выполнению букетов и создаёт букет. .Можно создать свои варианты букетов. (Приложение 2)
5. Экологические новости для болельщиков
Команды выполняют задание, болельщики знакомятся с новостями. Показ презентации «Экологические новости»
Американский ягуар
Аргентина. Американский ягуар – священное
животное в индейской мифологии и, согласно
легенде индейцев гуарани, он исчезнет как вид,
как только столкнется с человеком. Такая
опасность уже наступила из-за бесконтрольной
вырубки лесов и хищнической охоты, считает
аргентинский "Фонд дикой природы".
Вместе с администрацией провинции Мисьонес на
северо-востоке Аргентины Фонд начал кампанию под
названием "Будем бороться за спасение нашего
ягуара, как тигры
Япония сводит долю мирного атома в своей энергетике к нулю.
В Японии 5 мая 2012 года перестал работать последний атомный реактор в стране. Это третий энергоблок АЭС "Томари". Сейчас он уже прекратил вырабатывать электричество. Япония сводит долю мирного атомав своей энергетике к нулю. По опросам после, прошлогодней аварии на АЭС "Фукусима" больше половины японцев утратили веру в "мирный" атом. Прекращение работы станций наносит удар по экономике, но давление общества для власти более сильный аргумент.
Уровень углекислого газа в Арктике установил рекорд за последние 50 миллионов лет
Уровень содержания углекислого газа в атмосфере Арктики достиг своего рекордного значения за последние 50 миллионов лет – 397 частей на миллион. Это событие было зарегистрировано научной станцией в северной части Норвегии, которая занимается мониторингом состояния атмосферы в регионе
Роль пожаров в глобальном потеплении оказалась недооценена
Польша наложила вето на европейский план борьбы с климатическими изменениями
Польша наложила вето на европейский план борьбы с климатическими изменениями. План предусматривает сокращение выбросов углекислого газа на 80% до 2050 года, передаёт «Polskie Radio». Польша опасается, что плата за борьбу с климатическими изменениями будет для неё непосильной, так как её экономика зависит от угля. Кроме того, Польша настаивает, что для начала нужно увидеть, как поступят страны, выбрасывающие в атмосферу наибольшее количество двуокиси углерода – США, Китай и Россия.
В Соединенном Королевстве может скоро закончиться собственный мусор
В Соединенном Королевстве может скоро закончиться собственный мусор и придется импортировать иностранные отходы, чтобы обеспечить сырьем перерабатывающие заводы. С таким предупреждением выступили британские экологические организации. В настоящее время в стране функционируют 25 предприятий нового типа, производящих электроэнергию посредством сжигания мусора. В ближайшее время власти планируют построить еще 64 таких завода в Англии, девять – в Шотландии и один – в Уэльсе. Однако специалисты подсчитали, что при существующем уровне организации сбора и переработки хозяйственных отходов их не хватит для бесперебойной работы новых электростанций. В связи с этим мусор придется ввозить из других стран, как уже поступают Германия и Нидерланды
6. Конкурс «Экологические знаки»
Команды по очереди называют экологические знаки, дают краткую аннотацию (можно в виде рекламы) (Приложение 3)
ЭкоЛейбл» Европейского Сообщества
Этот символ появился недавно, егопринято считать экологической эмблемой Европейского сообщества.
«Green Seal» – дословно переводится как «Зеленая Печать»
«Зеленая печать» тоже является новым
экологическим символом Европейского сообщества.
НЕ содержит ГМО!
Если продукция промаркирована «Не содержит ГМО»,
тоэтоговорит отом, чтотовар прошел проверку
правительства Москвы насодержание чужеродных
ДНК, апопросту трансгенов.
«Без трансгенов» Иногда вРоссии ещеможно
встретить другой символ «Без трансгенов»
Dolphin-friendly
Знаком «Dolphin-friendly» маркируются консервы,
морепродукты ирыба – этозаявление отом,
чтоданные продукты небыли получены припомощи
дрифтерных сетей.
Символ «Свободно отхлора»
Символ «Свободно отхлора» – говорит отом, чтохлор вданной продукции отсутствует, атакже отом, чтонион, ниразличные соединения схлором неприменялись приобработкеили переработке материалов приизготовлении этого товара.
«Яблочко»
Эта эмблема свидетельствует обезопасности. Еслиданный знак стоит напродуктах, тоэтоговорит ополном отсутствии внихканцерогенов, которые могут вызвать онкозаболевания улюдей.
Кролик
Символ, вкотором вразных видах присутствует Кролик, свидетельствует отом, что «ни одно животное приизготовлении этой продукции непострадало».
«Вторичная переработка»
Символом вторичного использования пластика
отмечаются изделия изэтого материала, которые
можно опять пускать навторсырье. Онсобой
представляет треугольник сцифрой внутри.
Этацифра означает видпластмассы, чтозначительно
облегчает разделение посортам.
CFC Free
CFC Free – это группа символов, которые ставятся
нааэрозольных средствах, набытовой технике
инекоторых других товарах. Они «говорят» отом,
чтовданной продукции нетфреона.
Маркировка продуктов, употребляемых впищу
Сведения отом, чтоданная продукция натуральная
иимеет органические источники возникновения,
атакже выращенная вусловиях безхимического
вмешательства иприеепроизводстве
неиспользовались различные добавки идаже
пищевые красители, содержится вданной группе
маркировок
Знак «Переработанная Бумага»
Окружающей среде можно помочь, многократно используя бумагу. Повторное использование минимизирует количество бумажного хлама и сохраняет ресурсы планеты. Много каждодневного бумажного мусора может многократно использоваться и не загрязнять окружающую среду. Регулярно происходит рециркуляция мусорных баков помеченных знаком Reused-paper около копировальных устройств, отгрузка баков для переработки в промышленных условиях.
Знак «Keep your country tidy»
"Содержи свою страну в чистоте!" или просто "Не сорите!". Знак означает, что данную упаковку следует выбросить в урну. Размещается обычно на упаковках продуктов питания и товарах, которые могут употребляться вне дома – фантики жвачек, банки с напитками, пакеты чипсов. Часто данный знак называется просто "Gracias" ("Спасибо"), что означает благодарность тем, кто выбрасывает мусор в мусорные баки.
7. Конкурс плакаты «Сохраним родную природу»
Каждая команда рисует плакаты «Что мы делаем для улучшения окружающей среды в нашем городе» и защищает свой плакат. Жюри оценивает яркость, красочность, содержательную сторону.
8. Игра со зрителями
Прочитать стихи, пропеть песни, частушки на экологическую тему.
Самые активные участники награждаются значком «Защитник природы».
9. Подведение итогов
При разработке внеклассного мероприятия «Сохраним мир вокруг себя» были использованы интернет ресурсы.