"Тряпичная кукла для детей младшего возраста". 7-й класс

Разделы: Технология

Класс: 7


Цели:

  • создать пространство эмоционально-ценностной комфортности и мотивации деятельности учащихся по преобразованию кусков ткани в изделия декоративно-прикладного искусства;
  • обучающие:
    • инициировать потребность учащихся включаться в продуктивную деятельность, направленную на раскрытие и реализацию способностей видеть окружающий мир в образах;
    • обеспечить наращивание опыта художественно-эстетического выражения чувств и их отображения в процессе работы с тканью как перевода освоенной информации (знания) в конечный продукт;
  • развивающие:
    • развивать творческие способности, самопознание, овладение умениями и навыками изготовления изделий из ткани;
    • содействовать раскрытию и развитию индивидуальных  познавательных, рефлексивных, критических процессов и интересов, творческой инициативы, мотивов к деятельности;
  • воспитательные:
    • активизировать коммуникативно-ценностное отношение к достижениям региональной культуры, умение видеть прекрасное, осознавать его роль в жизни общества;
    • актуализировать значение и достоинство человека образованного, воспитанного, способного к преемственности культур.

Прагматическая цель: разработка и изготовление куклы для детей младшего возраста из вторсырья.

Проблема: потребность в рациональном использовании отходов ткани.

Задачи:

  • создать диалоговую среду, инициирующую потребность и мотив включаться в предлагаемую деятельность;
  • развивать ассоциативные связи между взаимовлиянием человека и культуры, продуктами человеческой деятельности и перспективами существования национальных культур;
  • обеспечить восприятие содержания темы урока на основе личностно-ориентированных технологий.

Учебные предметы: технология (изо, история)

Участники: учащиеся 7 класса (в группах по 4 чел.)

Продолжительность: 6 уроков

Оборудование: куски ткани, фурнитура, швейные машины.

Продукты:  Изделия в технике лоскутной пластики: коврики, картины, куклы.

Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): учитель изобразительного искусства, литературы, истории, руководитель школьного музея.

ЗУН и общеучебные навыки:

  • владение письменной и устной речью;
  • владение определенными знаниями по ИЗО,  истории, литературе     
  • умение работать с информационным текстом, дополнительной    литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной    информации.

Мотивация к познанию, работе: самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес учащихся, самореализация.

Предполагаемые «приращения»: новое содержание и новый взгляд на тему, изучение старых и новых традиций в прикладном творчестве.

Новые методические (практические) приемы: работа с вещественными историческими источниками (экспонатами музея, старинными предметами быта), посещение школьного музея.

Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знание истории и культурного наследия казачества.

Развитие навыков:

  • самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями;
  • самостоятельного принятия решения;
  • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
  • мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
  • самоанализа и рефлексии.

Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя.

ХОД ПРОЕКТА

1. Определение потребности в изделиях, выполненных в лоскутной технике.

Вопросы:

1. Что ты знаешь о возникновении лоскутной техники на Руси?
2.  Какие полезные вещи могут сократить количество текстильных   отходов?
3.  Какие полезные вещи можно сделать из вторсырья?
4.  Как можно использовать старые вещи?
5.  Какие инструменты и материалы необходимы и могут использоваться для выполнения работ из лоскутов?

2. Определение направлений деятельности по проекту («мозговой штурм»).

Разработать и изготовить тряпичную куклу в подарок младшей группе детей.
Для работы можно использовать различные лоскуты тканей и изготовить изделие в лоскутной технике.

3. Сообщение познавательных сведений о тряпичной кукле

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.

Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались  очень хорошо, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах – угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в не вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам – платочки, бабам – борушку наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла – жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка – свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали  «куличку» и «пряницу» (так назывался жертвенный хлеб в России).

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовывать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица была предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору «Белолица, грудаста, и коса непременно, и уряжена хоть куда». Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу – прекрасному образу девичества.

Тряпичные куклы навсегда получили сильную привязанность в наших сердцах, что заставляет нас вновь и вновь создавать их.

4. Лабораторная работа «Свойства используемых материалов»

Материалы и инструменты: коллекция «Волокна», учебник, рабочая тетрадь.

Для шитья из лоскутов используются различные ткани и особенно полотняного переплетения:

  • хлопчатобумажные ткани: ситец, бязь, фланель;
  • льняные:  тик.

Вопросы:

1. Рассмотри волокна хлопка и волокна льна.
2. Сравни их между собой по внешнему виду и на ощупь.
3. Запиши  в тетрадь отличительные признаки. 

5. Разработка требований к проектируемому изделию (самостоятельная работа в группах).

Требования к лоскутам для изготовления куклы:

  •   яркость расцветок;
  •   оригинальность рисунка;
  •   практичность в употреблении;
  •   качество.

Требования к изделию:

  • наличие материала;
  • наличие необходимых инструментов и оборудования;
  • простота в изготовлении;
  • оригинальность формы;
  • привлекательный внешний вид;
  • экономичность (низкая стоимость);
  • экологичность.

6. Выбор лучшей идеи, ее обоснование и проработка. Составление «технологической карты на изготовление изделия». 

Первоначальные идеи:

1) кукла из перчатки;
2) кукла из колготок;
3) кукла-скрутка.

Таблица 1

Оценка первоначальных идей

Критерии оценки

№  идеи

1

2

3

Соответствие назначению

+

+

+

Оригинальность конструкции

+

+

+

Наличие материала

+

+

+

Простота в изготовлении

+

Владение знаниями и умениями, необходимыми для изготовления

+

+

Инструменты и оборудование

+

+

+

Экономичность (Вторичное использование материала)

+

+

+

По результатам анализа наибольшее количество  (+)  получила идея 3 – кукла – скрутка.

Таблица 2

Технологическая карта

Изготовление куклы-скрутки в лоскутной технике


п\п

Последовательность выполнения операций

Эскиз

Инструменты и оборудование

1. Изготовить базовые лекала Линейка, карандаш, бумага, ножницы
2. Подготовить ткань к раскрою Ткань, утюг
3. Наложить лекала на ткань, сколоть булавками, обмелить, выкроить Ткань, мел, булавки, ножницы
4. Свернуть прямоугольник в рулон, сметать край Ткань (сукно, драп), иголки, нитки, ножницы
5. Сформировать голову: накрыть рулон тканью, прихватить верхнюю часть ниткой, завязать Ткань, синтепон, нитки
6. Сформировать руки: расправить концы ткани, сметать по краю, заполнить синтепоном, перевязать концы ниткой Ткань, синтепон,
нитки, ножницы
7. Низ ткани привязать к рулону   Нитки, ножницы
8. Изготовить юбку:
  1. Сшить ткань по краям
  2. Присобрать ткань по объему куклы
  3. Пришить с изнанки к рулону
  4. Заполнить низ юбки синтепоном
Нитки, иголка, ножницы, синтепон

7. Оценка изделия

Когда проект завершен, необходимо его оценить. При этом важно оценить как готовое изделие, так и качество его проектирования. Это поможет выявить сильные и слабые стороны и избежать ошибок в дальнейшей проектной деятельности.