"Запись натурального числа в позиционной системе счисления с основанием, меньшим 10". 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Тип урока:  урок изучения нового материала.

Форма урока: беседа.

Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению изучаемого вопроса. Главный смысл использования этой формы урока – побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, анализу материала и обобщениям, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей, алгоритмов и т.д. Эта форма в процессе обучения программированию уместно используется при рассмотрении базовых алгоритмов. Учитель путем продуманных, умело сформулированных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать, искать алгоритм решения поставленной задачи, самостоятельно достигая поставленную учителем цель.

Цели урока:

  • изучить базовый алгоритм, использующий знания по темам «Массивы» и «Циклы»;
  • продолжить формирование навыков написания программ с использованием строкового типа данных;
  • сравнить способы решения задачи, использующие различный тип данных.
  • развивать представления о возможностях и ограничениях типов данных;
  • воспитывать алгоритмическую культуру мышления.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

«Мы продолжаем совершенствовать навыки использования изучаемого типа данных. Сегодня вам будет предложено решение задачи двумя способами, используя различные типы данных».

II. Актуализация знаний учащихся (5 мин.) (проводится в форме фронтального опроса)

Вопросы Ожидаемые ответы
1. Как вы понимаете, что такое строковый тип данных? Строки в Паскале – это данные типа string. Они используются для хранения последовательностей символов.
2. Перечислите функции и процедуры работы со строковыми переменными. При работе со строками, возникает необходимость выполнять их копирование, вставку, удаление или поиск, а также преобразование типов. Формат записи функций и процедур прописывается на доске учащимися.
3. Какие домашние задачи вызвали у вас затруднения? Вопросов не возникло/Конкретные вопросы

III. Изучение нового материала (15 мин.)

Презентация к уроку <Приложение 1>.

Давайте вспомним, как перевести натуральные числа из десятичной системы счисления в систему с другим основанием?
Учащиеся отвечают на вопрос, и алгоритм визуализируется на слайде 2.
Учитель предлагает решить задачу 1 способом, записывая цифры нового числа в числовой  массив.
Учитель объясняет алгоритм, обозначения данных. (Слайд 4)

«Обозначим
              заданное натуральное десятичное число – n,
              запоминаем его для вывода ответа –n2,
              основание системы счисления, в которую нужно перевести число – q,
              индекс массива – kol_zifr,
              массив – zifri.»
На следующем слайде представлена программа для решения задачи.

Фрагмент программы:

kol_zifr := 0; n2:=n;
while  n > 0  do
           begin
              {увеличиваем значение kol_zifr}
              kol_zifr := kol_zifr + 1;
              {определяем очередную цифру}
              zifri[kol_zifr ] := n mod q;
              {определяем целочисленное частное}
              n := n div q
           end;
{выводим ответ: цифры в обратном порядке}
write (‘Число ’,n2, ‘ в системе счисления ‘, q, ‘ = ’);
for  i:= kol_zifr  downto 1 do
           write(zifri[i]);

Слайды 6 и 7. помогают учащимся понять алгоритм, так как на нем представлено пошаговое выполнение программы на конкретном примере.

Далее учитель предлагает учащимся решить задачу вторым способом, используя для записи нового числа строковую переменную. Учащиеся высказывают свои идеи, учитель умело руководит беседой, ведя ее в направлении верного решения. Когда правильный путь найден, демонстрируется слайды 8, 9.

После того, как сделаны записи в тетради и заданы все вопросы, свой вопрос задает учитель: «Какой способ решения задачи лучше? Почему?». Ученики высказывают свои мнения.

Перед выполнением практического задания учащиеся записывают домашнее задание:

1.Написать программу для решения задачи (2 способа): «Сколько единиц в двоичной записи числа  а?»
2.*Как преобразовать программу, чтобы число n переводилось в 16-ричную систему счисления? (Одна задача – обязательная для всех, вторая – для сильных учащихся).

IV. Практическая работа на компьютере (15 мин.)

Ввод программ, отладка и тестирование.

V. Подведение итогов

Ответить на вопрос, поставленный в начале урока «Хорошо ли усвоен материал урока?»; «Какие знания потребуются для выполнения домашнего задания?».

Список источников:

  1. Д.М. Златопольский «ЕГЭ по информатике. Решение задач по программированию». СПб.: «БХВ-Петербург», 2013.
  2. http://book.kbsu.ru/theory/chapter4/1_4.html