Интегрированный урок математики и биологии "Математика на страже здоровья"

Разделы: Математика, Биология


Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться.
…Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья,  
Нахлынули дружно.

(Н.Заболоцкий)

(Приложение 3, слайд 2)

Цели и задачи:

  • закрепление практических умений и навыков вычисления процентов;
  • применять основное свойство пропорции при решении практических задач;
  • отрабатывать навыки учащихся в действии с рациональными числами;
  • развитие познавательного интереса к вычислению процентов и пропорции;
  • расширение знаний о растениях нашего края;
  • выработка бережного отношения к природе и понятия о здоровом образе жизни;
  • с помощью вычислительных умений узнать об использовании местных растений в питании человека.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • компьютер с экраном;
  • высказывания;
  • презентация.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Ну-ка, проверяй, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все  внимательно глядят?

Учитель математики.  Я хочу начать наш урок словами  великого ученого, который сказал о математике так:

Математика – это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)

Учитель биологии. Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры. 

Учитель математики. Какие еще фигуры вы знаете?

Учитель биологии. Давайте же  все вместе любить родную природу и стараться узнать о ней как можно больше.  Ваше первое задание:  Приведите примеры  математических фигур в природе (соты пчел, апельсин, кристалл льда, капля воды и т. д.)
Сколько раз мы проходили мимо, казалось бы, самых обычных, знакомых растений, но если внимательно приглядеться, то они откроют  нам свои секреты. Пройдемся по лугу, вдохнем воздух, пахнущий травой и медом, рассмотрим луговые растения, постараемся запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять зеленое богатство нашей природы. (Слайд 3)

Учитель математики. Мы будем использовать наши математические знания и умения  и одновременно знакомиться с растениями.

Устный счет (проводит учитель математики)

Учитель биологии.  Ребята, а могут растения быть лекарственными?
–Какие лекарственные растения вы знаете? (Перечисляют растения)
–Вот про эти растения мы сейчас и решим  задачи.

Задача.  Определите процентное содержание компонентов в каждом из данных витаминных сборов. Все эти растения растут в нашей местности. (Слайды 4-8)

Сбор 1

Шиповник – 50%
Малина (плоды) – х

Сбор 2

Крапива (листья) – 0,3%
Рябина (плоды) – х

Сбор 3

Смородина чёрная (плоды) –10%
крапива – х%
шиповник – х%
морковь посевная – х%

Сбор 4

Шиповник – 45%
Брусника (плоды) –15%
Крапива – х%

 Сбор 5

Шиповник – 0,25%
Калина – 0,25%
Смородина – х

 

Учитель математики. О важности правильно питания уже 100 лет назад говорил мудрый врач Авиценна. (Слайд 9)

Вот его слова:

С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
И проживешь 100 лет, а может быть, и более.
Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.
Природою лечись – в саду и чистом поле.

Учитель биологии. Весеннее пробуждение природы радость для всех. Особенно приятно горожанам видеть, как растения во дворах, скверах и парках покрываются нежной зеленью. А знаем ли мы, какие растения вокруг нас? Конечно, все узнают дуб, березу, ель, клен... А трава? Присмотритесь к ней внимательнее,  и вы увидите большое разнообразие видов. Одни зацветают рано весной другие летом, а есть и такие, что радуют глаз с весны до осени. О таком, известном каждому растении и пойдет речь. Но чтобы узнать название нужно  поработать.

2 + 67 – (– 38) 2 = (– 1,7)
2 * (– 0,5) 9 * 0,3 6 * (– 0,8)
2 : 1,5 4 : (– 0,25) 5 : (– 0,5)

(Пока дети решают, играет тихая музыка  и читаются слова)

Это растение издавна использовался разными народами в пищу и как лекарственное средство. Молодые листья практически лишены горечи, поэтому часто используются при приготовлении  борщей и салатов. Из цветков варят варенье . Популярен в народной медицине. И это не удивительно, ведь его используют при лечении атеросклероза, малокровия, С-авитаминоза, желтухи, геморроя, катаров желудка и кишечника, почечнокаменной болезни и других заболеваниях почек и мочевого пузыря, ревматизме, подагре, как общеукрепляющее и тонизирующее после тяжелых инфекционных заболеваний.  Корень, накапливающего осенью до 40 % инулина, известен как желчегонное средство, укрепляющее и оздоравливающее печень. Настойка из корня возбуждает аппетит, обладает спазмолитическими, слабительными и кровоочистительными свойствами.  А при укусе пчелы млечный сок избавляет от боли и опухоли. Из свежих листьев делают маски для омолаживания кожи. При помощи настоя отбеливают пигментные пятна и веснушки.

Проверяем ответы. (Слайд 10)

Это одуванчик. Переверните листы с текстами, которые лежат на вашем столе и почитайте, какую пользу приносят эти милые весенние цветы.
Вы сказали, что из одуванчика можно приготовить салат. Давайте послушаем его рецепт.

(Ученик рассказывает рецепт и раздает памятки «Советы хозяйкам» – Приложение 1)
А мы решим задачу.   Какой процент салата приходится на одуванчики?

210 + 50 + 25 + 15 = 300(Г)
300г ___100%
210г____х%           
х = (210 * 100) : 300 = 70% (Слайд 13)

Учитель биологии: Правда ли это? Цветку одуванчику поставлен памятник (В Юрмале в сквере у концертного зала «Дзинтари» был открыт памятник Одуванчику, символу Доброты. Автор Одуванчика  скульптор Григорий Потоцкий.)
А что вы знаете о комнатных растениях? Есть ли от них какая-нибудь польза? Ответы учащихся. Конечно, растения и цветы не только создают уют и украшают нашу квартиру, но и очищают воздух. Например, есть такой цветок ТУЯ и он на 67% снижает количество микробов в комнате.  .Какие еще фитонцидные растения вы знаете?

IV. Физкультминутка  (Слайд 14)

 Вспомним основные правила сложения,  вычитания, умножения и деления рациональных чисел. Если ответ правильный хлопаем в ладошки, если ответ неправильный руки поднимаем вверх.

Верно ли равенство?

а) – 3 : 6 = – 2;                 д) 4 – 6 = – 2;
б) – 3 * (– 5) = 15;           е) 6 – (– 3) = 3;
в) – 6 + 2 = 4;                  ж) – 6 : (– 4) = 3/2 ;
г) 63 + (– 63) = 0;            з) – 8 * 4 = 32;

Вставив знаки, получим равенства?

1) 72 … 8 … 3 = 27 (:,*);
2) 7 … 5 … 25 = 60 (*,+)
3) – 72 … 22 … 5 = 10 (+,:);
4) 17 … 23 … 5 = – 8 (+,:)

V. Работа  в группах (текст сообщения готовился заранее   на предыдущем уроке).

(Слайд 15)

– В настоящее время люди едят растительной пищи непростительно мало: овощей в три раза меньше нормы, фруктов – в 4 раза.  Могут ли растения,  растущие в наших огородах помочь нам? (Выступают с сообщениями – Приложение 2)
– Ребята, а какое блюдо из названных овощей часто дают в нашей столовой?
– Давайте вместе с вами приготовим винегрет
– Для того чтобы пользоваться кулинарными рецептами, производить по ним перерасчёт продуктов, требуется знать, что такое отношение, пропорциональность.
Рассмотрим конкретный рецепт.

Винегрет:

Репчатый лук, соленые огурцы, морковь капуста и картофель берутся в весовом отношении. Подают к столу в холодном виде. В зависимости от того, на какое количество людей готовят,  нужно взять разное количество продуктов.

Задача. (Слайд 16)

Подсчитайте количество продуктов, необходимое для приготовления винегрета
Для приготовления винегрета берут 7частей картофеля,5 частей свёклы,3 части моркови,4части лука,3части огурцов и 4части капусты,1часть растительного масла. Всего расходуется 13.5кг овощей, включая масло, на 300 порций. Сколько кг каждого овоща находится в винегрете? Сколько граммов составляет порция винегрета?

(Слайд 17)

1) Всего 27 частей продуктов,13,5 : 27 = 0,5(кг) – 1 часть.
2) Картофеля – 3,5 кг, свёклы – 2,5 кг, моркови – 1,5 кг, лука – 2 кг, огурцов – 1,5 кг, капусты – 2 кг, растительного масла – 0,5 кг.
3) 1350 : 300 = 45(г)

Теперь понятно зачем наши повара учили математику?
А. В. Леонтович сказал: “Плоды – это музыка и поэзия питания”. Что привлекает человека в плодах?

Ученик: Углеводы, минеральные вещества и витамины

Учитель биологии. Ребята, давайте подготовим к следующему уроку материал под названием  «Фрукты вместо таблеток» (Слайд 18)

Учитель математики. А для меня приготовите рецепт салата из фруктов с математическим расчетом.

Учитель биологии.  Ну что ж ребята, наш урок подходит к концу и если мы выполним правильно последнее задание,  то получи  слова напутствия.

Тестовая работа (Слайд 19)

1) – 2х = – 18
В) 9; Т) – 9; Ш) 36
5) – 6а = 24
З) – 4; А) 4; Р)30
9) – 5у = – 15
О) 3; Ч) – 3; Б) – 10
2) 12 – 13 + 1 – 12 + 13
К) – 3;  С) 1; Р) – 2
6) 22 – 15 + 2 – 22 + 15
Н) 7; Д) 2; Л) – 2
10) – 11 + 41 + 3 + 11 – 41
У) – 3; В) 3; Ф) 0
3) – 3 + х + 5 – 4 – х + х
Т) – 2 – х
Е) – 2 + х
Ю) 2 + х
7) – х – 5 + 7 + х + 3 – х
О) – х + 5
Ж) – х – 5
Л) х + 5
11) – 3 + х + 8 – х – 2 – х
Ь) 3 – х
Г) – 3 – х
Е) 3 + х
4) 2а * (– 5)
Ч) – 3а
Ц) 10а
М) – 10а
8) – 4а * 3
П) – 1а
Н) 12а
Р) – 12а
12) 6а * (– 2)
Щ) 4а
И) 12а
Я) – 12а

На каждой парте лежат карточке с одним уравнением и тремя вариантами ответа
На верхнем крае доски прикреплены буквы. Ученики после решение уравнений выходят к доске и находят свою букву.   (Получается слова – ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ) (Слайд 20)

Ну что ж, мы славно потрудились, узнали  много нового  и будем использовать свои знания для того, чтобы беречь свое здоровье.

Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал …
было интересно …
было трудно …
я выполнял задания …
я понял, что …
теперь я могу …
я почувствовал, что …
я приобрел …
я научился …
у меня получилось …
я смог …
я попробую …
меня удивило …
урок дал мне для жизни …
мне захотелось ...

Литература:

1. Гришина И. В, Лестова И.В. Математика, 6 класс. Тесты, Саратов, «Лицей», 2006.
2. Гусева И.Л., Пушкин С.А., Рыбакова Н.В. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 6 класс, М.: Интеллект-центр, 2009.
3. Read more: http://komy-za-50.ru/oduvanchik-i-ego-polza/#ixzz1fx1shSbk
4. http://www.allwomens.ru/9672-kakie-frukty-i-ovoshhi-samye-poleznye.html