Цель урока: ввести понятие «сила трения», рассмотреть виды трения, организовать работу по определению зависимости силы трения от веса и соприкасающихся поверхностей.
Триединая задача урока:
- Образовательные.
- Формирование понятия «сила трения».
- Интеграция предметного исторического, литературного и физического материала.
- Применение физических знаний в повседневной жизни.
- Формирование умения решать творческие задачи.
- Воспитательные.
- Создание в ходе урока формированию идеи познаваемости мира.
- Продолжение формирования политехнических умений: выполнение измерений, проведение простых экспериментов.
- Развивающие.
- Приобщение к процессу рационализаторства, дальнейшее формирование приемов логической деятельности.
- Отработка элементов дедуктивного метода познания. Развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированный урок.
Педагогические технологии:
- ИКТ;
- технология погружения в тему учебного занятия;
Методические приемы:
- лекция;
- аналитическая беседа;
- выполнение упражнений.
План урока
1. Введение
Постановка проблемы: «Для чего нужно посыпать лед песком?»
2. Основная часть.
- Повторение понятия «силы», единицы измерения силы.
- Введение понятия «силы трения»
- Виды трения
- Просмотр ролика «Сравнение видов трения»
- Просмотр ролика «Зависимость сил трения»
- Проверка справедливости данных утверждений путем лабораторной работы.
- Вывод на основании проделанной работы
- Введение формулы силы трения.
- Способы уменьшения силы трения.
- Выполнение упражнений (10-15 мин.)
3. Заключение.
- Итог урока
- Домашнее задание
1. Введение
Наступает зима все вы не раз убеждались сами или видели, что человек идущий по скользкой поверхности чаще всего падает, поэтому дворники посыпают дорожки песком или спец средствами. Всему этому есть свое научное объяснение и сегодня мы с вами должны понять, почему посыпают скользкие поверхности песком. Для объяснение этого факта в физики есть такое понятие , как трение.
2. Основная часть
Взаимодействие, которое возникает в месте соприкосновения тел и препятствует их относительному движению, называется трением, а силу, характеризующую это взаимодействие, – силой трения.
Различают три вида трения:
Трение покоя, которое возникает, когда усилие,
приложенное для того, чтобы сместить их
относительно друг друга, недостаточно для
возникновения движения.
Трение скольжения возникает при скольжении
одного тела по поверхности другого.
Трение качения возникает при качении одного тела
по поверхности другого.
Видеоролик: «Сравнение видов трения» (Приложение 2)
Сила трения качения меньше силы трения скольжения, а сила трения скольжения меньше силы трения покоя.
Видеоролик: «Зависимость силы трения» (Приложение 2):
Сила трения зависит от веса тела.
Сила трения зависит от вида взаимодействующих
поверхностей.
Сила трения не зависит от площади контактных
поверхностей.
Проведение экспериментальной работы по выяснению зависимости силы трения.
Сила трения пропорциональна силе нормального давления. Коэффициент пропорциональности этих сил называется коэффициентом трения.
Видеоролик: «Способы уменьшения силы трения» (Приложение 2)
- Отшлифовка поверхностей
- Смазка между соприкасающимися поверхностями.
Упражнение № 1 (Приложение 1)
Постройте диаграмму, классифицирующую трение, используя предложенные слова:
1. Качение
2. Покоя
3. Скольжение
4. Движение
Упражнение № 2
Соотнесите виды трения с соответствующими фразами.
|
1. Одно тело катится по поверхности другого. 2. Я слишком слаб. Чтобы сдвинуть эту коробку. 3. Одно тело скользит по поверхности другого. |
Упражнение № 3
Соприкасающиеся поверхности изготовлены из металла и древесины. Расположите в порядке убывания коэффициенты трения для этих двух веществ.
- Коэффициент трения покоя
- Коэффициент трения качения
- Коэффициент трения скольжения.
Упражнение № 4
Из приведенного ниже списка выберите факторы которые влияют на трение.
1) сила, вынуждающая тело начать движение
2) вес тела
3) площадь движущейся поверхности
4) направление движения
5) неровность поверхности
Упражнение № 5
Заполните пропуски в тексте данными словами.
- Трение … всегда замедляет скорость движущегося тела и может в конец … его.
- Для двух любых видов поверхностей сила трения покоя является … из сил трения, а сила трения качения …
1) остановить
2) самой малой
3) скольжение
4) самой большой
Упражнение № 6
Сказка «Репка»
Ответь на вопросы:
1) Маленькую или большую репку вытягивать легче?
2) Из какого грунта – глинистого, песчаного или чернозема легче вынуть репу?
3) одинаково ли трудно вытягивать равные по массе репу и морковь?
Упражнение № 7
Вопрос к Шерлоку Холмсу.
Ватсон: «Каждый раз мучаюсь, прежде чем отвинтить пробку у тюбика. Что надо сделать, что бы не мучиться?»
3. Заключение. Подведение итогов урока
- Ответ на поставленный в начале урока вопрос: «Почему посыпают лед песком?»
- Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание:
Учебник §30-32
Задачник №304
Интеллектуалам: «Где действует в вашей квартире
сила трения?