«Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой»
К.Д. Ушинский.
Актуальность
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, дружбе. У детей сформированы определённые навыки взаимодействия, и тем не менее, наблюдая за играми, я обратила внимание на то, что дети зачастую вступают в конфликтные ситуации, особенно мальчики. Мною было замечено, что при организации конструктивной деятельности, дети более дружны, сосредоточены, активны. Исходя, из этого, я предположила, что строительная игра, может быть эффективным средством для формирования дружеских взаимоотношений. Именно в коллективной строительной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретённые на занятиях по конструированию
Цель моей работы: формирование дружеских взаимоотношений через конструктивно строительную игру в старшей группе.
Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Формировать этические представления о «доброте», «дружбе», «дружной работе», «товариществе»,«взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости».
- Приучать выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
- Развивать коллективные взаимоотношения между детьми посредством создания общего замысла постройки.
- При помощи речи планировать предстоящую работу.
Этапы моей работы:
- Подобрать специальную методическую литературу.
- Создать развивающую среду в соответствии с ФГТ с привлечением родителей.
- Составить перспективный план работы по формированию дружеских взаимоотношений у детей через строительную игру.
- Разработать критерии оценки по овладению средствами общения, способами взаимодействия со сверстниками, способностью управлять своим поведением с общепринятыми правилами.
- Исследовать уровень сформированности дружеских взаимоотношений у детей.
- Исследовать уровень развития продуктивной (конструктивной) деятельности.
- Показ принципа интеграции образовательных областей.
Свою работу начала с подбора специальной методической литературы и создания предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГТ.
С помощью родителей были приобретены наборы строительного конструктора на каждого ребенка. В игровой зоне собран необходимый материал для конструирования: лего, конструктор пластмассовый, схемы, рисунки построек, фотографии, атрибуты для игры (деревья, клумбы, качели, мелкие игрушки от киндер сюрпризов разных размеров) для развития сюжета игры. Все это способствовало строительной деятельности, где ребёнок мог бы не отвлекаясь, сосредоточено и самостоятельно организовывать игры со строительным материалом в свободное время.
Затем составила перспективный план работы по формированию дружеских взаимоотношений у детей через строительную игру. Разработала критерии оценки по формирования дружеских взаимоотношений у детей, по выявлению уровня сформированности дружеских взаимоотношений в конструктивных навыках и умений.
Воспитанию дружеских взаимоотношений в коллективной строительной игре я начала со средней группы, потому что в средней группе речь ребят становится более связной и последовательной. Они способны общаться со взрослыми и сверстниками, проявляют интерес к совместной деятельности, объединяются в небольшие группы. Творческая игра с несложным сюжетом начинает занимать в их деятельности ведущее место.
У ребят формируется умение правильно оценивать поведение своих сверстников, ответственно относиться к общему делу, испытывать радость от достигнутых успехов.
Игра на занятиях выступает в виде несложных сюжетных действий, объединяющих детей выполнением одного задания. Умение развивать строительные сюжеты формируется в основном вне занятий в процессе игр.
Например, прежде чем сделать кровать, дети должны согласовать размер постройки отобрать соответствующие детали. При этом я учила детей обращаться друг к другу вежливо, спокойно выслушивать мнение товарища. Воспитанию дружеских отношений между детьми способствует и четкая организация использования строительных деталей. Строительный материал раскладывается по формам деталей, причем в количестве большем, чем нужно для работы. Дети берут только нужные детали и в той последовательности, в какой выполняется постройка. При выборе сюжета игры в первую очередь следует учитывать детские интересы и пожелания.
Так последовательно решали задачи воспитания дружеских взаимоотношений в средней группе на основе развития игровой строительной деятельности детей.
В старшей группе развитие связной речи и словесного мышления способствует появлению более сложных форм общения детей со взрослыми и сверстниками.
В этом возрасте я знакомила детей с трудом людей творческих профессий и показывала результаты их труда. Для того, чтобы раскрыть взаимоотношение взрослых в труде, показать как важно работать дружно, организовывала экскурсии к строящимся объектам, к ближайшим домам, зданиям. Примеры нравственного поведения людей, собственные взаимоотношения, взаимоотношения с товарищами в труде, помогла моим детям осмыслить художественная литература, пословицы и поговорки например, рассказы Осеевой «Волшебное слово» и т.д. Сформировать представления о дружбе, дружной работе, дружеских взаимоотношений помогали музыкальные произведения, разные виды игр: (хороводные, пальчиковые, сюжетно-ролевые, игры драматизации). Старалась, чтобы во время наблюдения, чтения. пения песен и в других видах деятельности у детей сложилась мнение, что любая сложная работа выполняется коллективом людей в дружной, доброжелательной атмосфере. Как правило, в старшей группе нередко возникает необходимость построить игровой комплекс (улица города, речной вокзал с пристанями и кораблями и др.). Здесь могут быть использованы индивидуальные и совместные постройки. Игра потребует и распределения ролей, и развития сюжета, и умения строить отношения на правильной основе. Я помогаю детям уточнить замысел игры, подумать над тем, как интересней его осуществить, т. е., не навязывая ребятам своего решения.
Проводила занятия по обучению конструированию:
– Строительство разных мостов
– Улица
– Строительная игра «Дом»
– Строительная игра «Набережная» (Приложение
1)
– Строительство магазинов
– Строительство театра
– Улица и ряд домов разного назначения,
соединённых между собой транспортной
магистралью
– Строительная игра «Площадь»
– Сюжетно-ролевая игра «Пароход»
– Строительная игра «Город и деревня»
– Сюжетное конструирование по сказке «Пых»,
«Колобок», «Маша и медведь», «Лиса со скалочкой»
Для детей подготовительной к школе группы формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованного педагогического процесса дошкольники становятся более дисциплинированными, организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности. В этом возрасте формируется умение мотивировать и отстаивать свои предложения, учитывать интересы коллектива. Старшие дошкольники учатся самостоятельно выполнять правила коллективной строительной игры, у них вырабатывается представление о том, что значит работать дружно, кого можно считать хорошим товарищем. Продолжаю их учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рассмотренных рисунков, фотографий, чертежей. Проводила беседы на различные темы: «Почему лучше работать вместе», «Как нужно помогать товарищу, если у него появились затруднения». Эти беседы требуют активного участия дошкольников с привлечением их личного опыта.
Особое внимание уделяю родителям: провожу выставки, нетрадиционные родительские собрания, оформляю папки передвижки, информационные стенды. К концу года дети вместе с родителями разработали словарь добрых слов, обучающие детей формулам выражения приветствия, вежливой просьбы, благодарности. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека. Таким образом, игры со строительным материалом требуют согласованности действии, совместного обсуждения, умения считаться с мнением товарищей. Детей, увлекающихся конструированием отличают богатые фантазии воображения, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе. В результате систематической работы направленной на повышение коммуникативных навыков по результатам диагностического отслеживания, в конце года у детей наблюдается положительная динамика в развитии навыков поведения, дети научились оценивать свои поступки и поступки других детей; договариваться, понимать важность согласованности действий, настойчивости в преодолении трудностей, дети стали более дисциплинированными, организованными, доброжелательными, умеют контролировать своё поведение. Работу осуществляла совместно с психологом. По данным психологического заключения, у 88% детей моей группы сформированы этические представления о доброте, товариществе, взаимопомощи, справедливости. Так же на конец года могу отметить, что 99% детей освоили программный материал по конструированию. Таким образом, можно сделать вывод: коллективная строительная игра является средством формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Информационные ресурсы
- Давиднук А. И. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М., 1976.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1986.
- Запорожец А.В. Ленинская теория познания и проблемы обучения и умственного воспитания детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1970. – № 4. – С. 28-36.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1985.
- Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1989.
- Ильенков Э.В. О воображении // Народное образование. – 1968. – №3.– С. 33-43.
- Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
- Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. – М., 1971.
- Лиштван З.В. Конструирование / Спец. ред. Л.А.Парамонова. – М, 1981.
- Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н.Леонтьева, А. В. Запорожца. – М.; Л., 1948.
- Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. – М., 1961.
- Нечаева В.Г., Коржакова Е.И. Строительные игры в детском саду. – М, 1966.
- Парамонова Л.А. Формирование обобщенных представлений у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова. – М., 1972.
- Парамонова Л.А. Особенности поисковой деятельности в конструировании // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддъякова, – М., 1980.
- Парамонова Л.А. Конструирование // Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
- Парамонова Л.А., Сафонова О.А. Проблема формирования обобщенных способов действий: Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 9. – С. 48-49.
- Парамонова Л.А, Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: Старший дошкольный возраст//Дошкольное воспитание. – 1985. – № 1. – С. 46-49.