Математика на спичках и не только

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками


Предмет (направленность): математика.

Возраст детей: 5-6 класс.

Место проведения:  вне класса.

Цель занятия:

  • С помощью спичек развитие умственной деятельности: фантазии, творческих способностей, логического мышления.
  • Показать связь разных предметов со спичками и невозможность жизни человека без спичек.

Задачи занятия:

  • Выяснить,  как создавались спички в разных странах и в разное время.
  • Определить какова роль спичек в жизни человека.
  • Совершенствовать умения применять полученные знания.
  • Воспитывать чувства коллективизма.
  • Воспитывать настойчивость, инициативу, волю.
  • Сохранять здоровье детей.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование: проектор, экран, спички, сосуд с водой, сахар, мыло,  головоломки, изготовленные из спичечных коробков

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая,  сделать его немного занимательным" 

(Паскаль)

Берегите лес от пожаров, иначе
Не из чего будет делать спички.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 I.   Организационный момент

– Как можно с пользой применить спичечный коробок и спички?
– Как с помощью коробки спичек и секундомера измерить высоту большого здания? (Забраться на крышу здания, бросить вниз коробок и засечь время, высота здания вычисляется по формуле h = (gt2)/2).
Это небольшой экзамен перед поступлением в школу, где все предметы ведутся только с использованием спичек в качестве основного наглядного пособия и объекта изучения.
Перед началом занятия в спичечной школе самообразования, по поручению Министерства просвещения, еще раз ответственно предупреждаю: «Со спичками не шутят!»
Цель нашего занятия – с помощью спичек развитие умственной деятельности: фантазии, творческих способностей, логического мышления. Вы будете сегодня на занятии решать задачи, учится сравнивать, анализировать, абстрагировать, обобщать, классифицировать, конкретизировать. А также вы будете общаться, помогать друг другу, узнавать новое, делиться впечатлениями.

II. История спичек

Раз сегодня в основе речь пойдет о спичках, то полезно будет знать некоторые моменты создания спичек (Приложение 1).
– А теперь мы с вами будем решать, играть, наблюдать опыты и фокусы, а помогут в этом нам спички.

III. Головоломки

– Наверное, кто-то из вас знаком с  головоломкой «15», придуманной Сэмом Ллойдом.
У вас на столах головоломки, вы должны из предложенных слов сделать слова: (брать руками коробки нельзя, можно лишь передвигать на свободные места). Первый кто справится, поднимает руку, команде засчитывается одна спичка, чья команда наберет больше спичек, побеждает. Желаю удачи!

Адрес – среда
Сокол – колос
Тропик – приток

IV. Несколько мелких советов, касающихся предмета обсуждения

  • Если вам понадобилось выполнить шрифтовые работы: написать объявление, заголовок, а под рукой нет плакатных перьев, воспользуйтесь спичкой. Отрезав головку и заточив спичку соответствующим образом, окуните в тушь и пользуйтесь как пером.
  • Хотите разрезать бумагу по линейке? Пропустите кончик лезвия бритвы или ножа сквозь обломок спички и режьте, аккуратно ведя спичку вдоль линейки. Следите, чтобы случайно не задеть лезвием и не испортить саму линейку.
  • «Терку» от использованного спичечного коробка можно использовать как «бархатную» шкурку для шлифовки дерева, пластика и цветных металлов.

V.  Решение задач, а в промежутках опыты по физике и фокусы, разминка

1. Задача «Домик» (слайд)

Переложив 2 спички, нужно повернуть домик в другую сторону (11 спичек)

Опыт: Можете ли вы сделать так, чтобы обыкновенная спичка горела под водой? (шутка. Нужно зажечь спичку и подержать ее под посудой, в которую налита вода. Условие задачи – «чтобы спичка горела под водой» – выполняется).

2. Как из пяти спичек, не ломая их, сделать восемь?

Фокус: Одно направление

Вытяните руки по направлению к зрителям, сожмите кулаки и предложите кому-нибудь вдвинуть в них сверху спички – одну головкой вниз, а другую головкой вверх. Спросите у зрителей, в одну ли сторону смотрят спички? После отрицательного ответа раскройте и покажите, что спички направлены в одну сторону.

3. Задача «Золотая рыбка» (слайд).

(8 спичек) Передвинув 3 спички, заставьте рыбку плыть в противоположном направлении.

Разминка:

1. Возьмите спичку в правую руку, разведите обе руки в стороны как можно дальше одну от другой. Как переложить спичку из правой руки в левую, не сближая рук?
2. На полу лежит простая спичка. Попробуйте перепрыгнуть через нее, взявшись обеими руками за носки своей обуви. Отрывать руки от носков не разрешается.
3. Начертить на полу исходную линию. Спичка – это маленькое копье. Проведем соревнования на дальность метания «копья». Между прочим, эту пустяковую забаву считали полезной баскетболисты из сборной страны.

Опыт: В глубокую тарелку бросьте 8-10 кусочков поломанных спичек. Возьмите кусочек сахару и прикоснитесь им воды. Все спички соберутся вокруг сахара. Вслед за этим прикоснитесь кусочком мыла воды, спички разбегутся в разные стороны. Чем же это объясняется. (растворяющийся в воде сахар усиливает поверхностное натяжение жидкости, и тогда спички приближаются к нему.  Мыло, содержащее жиры, наоборот, ослабляет поверхностное натяжение, и спички разбегаются в разные стороны).

4. Задача-шутка.

Из тринадцати спичек, длиной в 4 см каждая, нужно сложить метр.

5. Шпионская задача «Осада крепости» (слайд).

Из 16-ти спичек выложен «план крепости», окруженный глубоким рвом. Как при помощи двух досок-спичек, длина которых равняется ширине рва, пробраться в крепость?

 Фокус: Устный счет

– Сколько будет три раза по два? – спрашиваете у зрителей.
Очевидно, что последует ответ «шесть».
– Ну да, все так и думают, а я берусь вам доказать, что три раза по два будет четыре.
Берете спичку и, быстро ломая ее пополам, произносите: «один раз два». Затем, взяв одну и половинок сломанной спички, ломаете ее тоже пополам и говорите: «два раза два».
И, сломав вторую половинку спички, считаете: «три раза два». На столе лежат четыре кусочка спички.

6. Арифметическая задача (слайд)

Переложите 1 спичку, чтобы равенство стало верным

7. Арифметическая задача (слайд).

Увеличьте число, составленное из 10 спичек, в полтора раза, переложив как можно меньше спичек

VI. Воспитательный момент

Отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Что могло произойти с Васюткой?  Какую роль сыграли спички в судьбе Васютки?

На рассвете Васютка, стуча зубами от холода, вылез из-под пихты, подышал на озябшие руки и принялся искать сухие дрова. Осинник за ночь разделся почти донага. Будто тоненькие пластинки свеклы, на земле лежали темно-красные листья. Вода в речке заметно прибыла. Лесная жизнь примолкла. Даже кедровки и те не подавали голоса.
Расправив полы ватника, Васютка защитил от ветра кучу веток и лоскуток бересты. Спичек осталось четыре штуки. Не дыша, он чиркнул спичку о коробок, дал огоньку разогреться в ладонях и поднес к бересте. Она стала корчиться, свернулась в трубочку и занялась. Потянулся хвостик черного дыма. Сучки, шипя и потрескивая, разгорались. Васютка снял прохудившиеся сапоги, размотал грязные портянки. Ноги издрябли и сморщились от сырости. Он погрел их, высушил сапоги и портянки, оторвал от кальсон тесемки и подвязал ими державшуюся на трех гвоздях подошву правого сапога.

VII. Игра

– Из спичек можно сложить колодец. Побеждает тот, у кого он самый высокий и простоит дольше.

VIII. Подведение итогов

– Что заинтересовало вас сегодня?
– Что нового вы узнали, понравилось ли вам занятие?
Вручение удостоверений «Юного друга пожарного» (Приложение 2)
– Я бы хотела отметить команды победителей.  Благодарю всех за участие и помощь.

Показ последнего слайда: Со спичками не шутят!