Цель:
- закрепить навык сложения и вычитания чисел в пределах 10;
- развивать навыки устного счета;
- упражняться в решении задач;
- развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.
Оборудование: иллюстрации сказочных персонажей, карточки с заданиями
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Громко прозвенел звонок
Он позвал вас на урок
Быстренько проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Сообщение темы урока
– Ребята, а вы любите сказки? Сегодня у нас не простой урок, а путешествие в сказку. Мы станет ее активными участниками. Поможем Ивану – Царевичу победить Кощея Бессмертного, используя все свои знания.
Сказки мы любим за то,
Что в них побеждает добро,
Что звери лесные, болотные
Оказываются очень добрые,
Что лягушка царевною станет,
Лиса заюшку хоть и обманет,
Петушок всем на помощь придет
Сивка – бурка Ванюшку спасет.
3. Устный счет
– А теперь послушайте сказку.
Жил-был Иван – Царевич. И была у него невеста Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван – Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики. Отправился Иван – Царевич в дальний путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. И видит Иван – Царевич лежат на берегу дощечки, а на них записано задание. Справится с ним Иван, появится мост и перейдет он через реку. Поможем Ивану – Царевичу?
Задания
- Найдите сумму чисел 10 и 5.
- Уменьшаемое 13, вычитаемое 10. Найдите разность.
- На сколько 10 больше 8?
- Я задумала число, уменьшила его на 6 и получила 3. Какое число я задумала?
- Найдите разность чисел 9 и 5.
4. Закрепление навыка сложения и вычитания чисел в пределах 10
С вашей помощью Иван – Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избушку и видит, сидит Баба Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: «Знаю, зачем пришел. Я тебе помогу. Но сначала реши мои примеры». Ивану – Царевичу опять нужна ваша помощь. (Дети берут карточку №1 и решают примеры)
7 + 3 + 4
8 + 2 + 6
9 + 1 + 812 – 2 – 7
13 – 3 – 4
17 – 7 – 213 – 3 – 0
9 + 1 + 0
9 + 1 + 9
5. Решение задач
«Вот теперь, – говорит Баба Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею». «Нет, – говорит Иван – Царевич, – мне надо быстрее. Дай мне лучше ступу». «Что ж, бери. Да только работает она у меня на математическом ускорителе. Решишь задачи, сможешь взлететь». И дает Ивану карточку с задачами. Возьмите карточку №2 и давайте поможем Ивану.
В аквариуме у Ромы было 10 рыбок. Мама купила ему еще 4. Сколько рыбок стало у Ромы?
Учительнице надо проверить 18 тетрадей. 10 она уже проверила. Сколько тетрадей осталось проверить учительнице?
– Молодец, Иван – Царевич. Открою тебе секрет Кощея. Игла, в которой заключена смерть, хранится в шкатулке под троном. Поблагодарил Иван Бабу Ягу, сел в ступу и полетел. Пока Иван летит, давайте немного отдохнем.
6. Физкультминутка
Раз подняться, потянуться.
Два согнуться, разогнуться.
Три в ладоши три хлопка.
На четыре три кивка.
Пять руками помахать.
Шесть за парту тихо несть.
7. Задания на сообразительность и смекалку
Приземлился Иван – Царевич около большого камня, который лежал на развилке дорог. Вылез он из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Ворон, сидящий на этом камне, говорит человеческим голосом: «Сравни выражения, написанные на камне, и иди в ту сторону, куда укажет стрелка».
9 – 6 + 4 и 10 – 5 + 4 (Ребята сравнивают выражения)
Обрадовался Иван-Царевич, что нашел нужную дорогу и отправился дальше. Подошел он к замку. А внутрь попасть не может. На воротах висят три огромных замка. Чтобы их открыть, нужно решить задачи на смекалку:
В игрушечный грузовик помещается два кубика. Сколько поездок он должен он сделать, чтобы перевезти пять таких кубиков?
На трех окнах стояли цветы. На первом – 2, на втором – 3, на третьем – 5. Как надо переставить один цветок, чтобы на двух окнах стало одинаковое количество цветов?
Коля и Вася – два брата. Один из них ходит в детский сад, другой – в школу. Кто из них моложе, если Вася учится в первом классе?
Как только вы решили последнюю задачу, ворота открылись и Иван-Царевич оказался у замка.
8. Найди и исправь ошибки
Вошел Иван – Царевич в зал, а там Кощей сидит на троне. Увидел Кощей, что идет к нему Иван – Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Вот он ласково и говорит: «За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся. Исправишь ошибки в примерах, забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой. А Елена Прекрасная у меня навеки останется». И протягивает Ивану карточку с заданием:
10 – 3 – 2 = 6
7 + 10 – 0 = 0
10 + 9 – 10 = 10
Справился Иван с заданием с вашей помощью, но не захотел выполнить Кощей свое обещание. Рассердился Иван, выхватил меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом подбирается Иван к трону. Вот схватил он шкатулку с иглой. Выхватил ее и переломил. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена Прекрасная. Рассказал ей Иван о своих приключениях, а потом посадил на коня и отвез домой. Там они сыграли свадьбу и жили долго и счастливо.
9. Подведение итогов
Иван – Царевич поблагодарил вас за помощь и оставил творческое задание. Скопируй рисунок и раскрась его.