Цель: формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста на материале русского фольклора.
Задачи:
- закрепить знания детей о произведениях народного творчества разных жанров – частушках, закличках, веснянках; о русских народных играх;
- поощрять желание активно участвовать в ходе действия, создавая игровые образы русского фольклора (народ, богатыри, добры молодцы, красны девицы), ярко и выразительно исполнять произведения русского народного творчества;
- развивать фантазию, воображение;
- способствовать формированию нравственных качеств – отзывчивости, дружелюбия, стремления к взаимовыручке;
- воспитывать коммуникативные навыки, любовь к русской культуре, интерес к народному творчеству.
Планируемый результат:
- сформирован в сознании дошкольников положительный образ русского воина – защитника;
- закреплены знания о русском фольклоре;
- усовершенствованы навыки исполнения произведений русского народного творчества.
Предварительная работа: знакомство с жанрами народного творчества, разучивание народных игр, освоение элементов русского танца, разучивание музыкального материала непосредственно к занятию: хоровода «Веснянка», частушек-хохотушек, танцевально-гимнастической композиции с гантелями, русской народной песни «Калинка» в исполнении оркестра детских музыкальных инструментов.
Действующие лица:
- Ведущий,
- Сказочница – музыкальный руководитель,
- Иван,
- Коробейник – дети,
- Царь,
- Царевна Несмеяна,
- Змей Горыныч – куклы кукольного театра (взрослые).
Ход мероприятия
Вопрос ведущего к детям (далее – [?]): Любите ли вы русские сказки? Хотели бы сами очутиться в сказке?
Ведущий приглашает детей в путешествие.
Дети, взявшись за руки, движутся «змейкой» по залу под музыку.
Р.н. мелодия «Светит месяц»
Останавливаются перед воображаемой волшебной дверью.
Этюды на воображение, выражение эмоций: удивление, радость.
Пантомимический этюд-импровизация «Открываем волшебную дверь».
Звучит р.н. мелодия «А я по лугу» в обработке М. Ложкина.
[?] Ведущего: Какая музыка звучит? Какие движения русского народного танца вы знаете?
Повторение элементов р.н. танца с использованием опорных карточек.
Ведущий обращает внимание на сундук с элементами костюмов (пояски для мальчиков, платочки для девочек, шаль для ведущего). Дети и ведущий надевают элементы костюмов и «попадают» в сказку, превращаясь в её героев – добрых молодцев, красных девиц. Ведущий превращается в Сказочницу.
Сказочница предлагает детям помочь ей рассказать сказку о Богатыре русском, Змее Горыныче и царевне Несмеяне.
Сказочница начинает рассказ словами: «В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живем, на земле русской жили люди весёлые да работящие, такие, как вы».
Далее Сказочница рассказывает сказку, используя в речи обороты, характерные для русских народных сказок, привлекая детей к непосредственному участию в действии.
[?] Сказочницы: Как жили в старину на Руси? Чем занимались русские люди? Как отдыхали? В какие игры играли?
Р.н. игра «Ремешок»
Сказочница сообщает, что действие сказки происходит весной, и предлагает помочь наступлению весны.
[?]Сказочницы: Что значит закликать весну? Как закликали весну?
Хоровод «Веснянка»
Появляется печальный Царь, жалуется на дочь Несмеяну.
Появляется плачущая царевна Несмеяна.
[?] Сказочницы: Как помочь Царю развеселить Несмеяну? (Дети предлагают свои варианты).
Сказочница предлагает развеселить царевну с помощью Коробейника и частушек.
[?] Несмеяны: Кто такие коробейники?
Под р.н. песню «Коробейники» выходит Коробейник с товаром – музыкальными инструментами.
Р.н. песня «Калинка» в исполнении детского оркестра народных инструментов
Несмеяна продолжает плакать.
Сказочница предлагает исполнить частушки.
[?] Несмеяны: Что такое частушка?
Частушки-хохотушки в исполнении девочек
Несмеяна смеется. Царь благодарит народ (детей). На фоне тревожной музыки появляется Змей Горыныч. Возмущенный весельем, он напоминает, что прилетел за царевной.
Несмеяна и Царь умоляют о помощи.
[?] Сказочницы: Кто в русских сказках мог одолеть змея? (ответы детей) Есть ли среди нас Иваны?
Выходит Иван.
Сказочница предлагает девицам снарядить Ивана на битву, рассказав, как называются доспехи и для чего они предназначены (меч, шлем, щит, кольчуга).
Змей Горыныч хвалится своей непобедимостью.
[?] Сказочницы: Как помочь Ивану одолеть Змея? (Подводит детей к мысли, что Ивану нужна подмога. Дети рассуждают на тему пословицы «Один в поле не воин»).
Все мальчики выходят на подмогу Ивану.
Змей Горыныч, насмехаясь, улетает, назначив наутро битву.
Сказочница предлагает воинам отдохнуть перед битвой. Мальчики садятся на ковёр.
Музыкальный фон р.н.песня «Ой ты, степь широкая…»
[?] Сказочницы к мальчикам: О чем думает воин перед сражением? (Сказочница обобщает ответы, подводит детей к размышлению о том, что воин вспоминает самое дорогое – семью, дом, укрепляется в мысли, что должен защитить их, настраивается на победу).
Появляется Змей Горыныч.
Сказочница предлагает перед началом битвы провести богатырскую разминку.
Танцевально-гимнастическая композиция с гантелями на муз. Пахмутовой «Богатырская сила» в исполнении мальчиков (композиция движений М.Ю.Картушиной)
Змей, видя силу русских богатырей, от страха падает замертво.
Всеобщая радость.
Сказочница предлагает Ивану – победителю, как и полагается в сказках, выбрать себе невесту.
Р.н. игра «Сиди, Ваня»
Сказочница завершает сказку («Сказка – ложь, да в ней намёк…»).
[?] Сказочницы: Чему научила нас эта сказка? (обобщает ответы детей).
Список литературы
- Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду / Сост. Ю.Е. Антонов. – М.; ТЦ Сфера, 2010.
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Мурашко Л. Весна-красна на весь свет / Дошкольное воспитание, 1997 № 3 с. 117.