Занятие в средней группе для детей с общим недоразвитием речи "В гостях у Ани"

Разделы: Логопедия


Цель: знакомство со звуком [А].

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Познакомить детей со звуком [А] и его артикуляцией;
  • Формировать слуховое внимание и восприятие на неречевых звуках;
  • Расширять и активизировать словарный запас по теме “Сад-огород”;
  • Закреплять обобщающие понятия “фрукты”, “овощи” в самостоятельной речи детей.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие слухового внимания и восприятия;
  • Развитие дыхания и голоса;
  • Развитие мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Привитие интереса к логопедическим занятиям.
  • Формирование положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.

Оборудование: иллюстрации по теме “Сад-огород”, логопедические зеркала, кукла, массажные мячики.

Ход занятия

I. Организационный момент. Дидактическая игра “Назови ласково”

На доску вывешиваются иллюстрации с изображением овощей.

– Первым сядет тот, кто назовёт фрукт и овощ ласково (яблоко-яблочко, огурец-огурчик и т.д.).

II. Знакомство с темой занятия

– Что вы называли ласково?
– Где растут фрукты? Какие фрукты вы знаете?
– Где растут овощи? Какие овощи вы знаете?
– Ребята, сегодня мы совершим путешествие в гласную страну. Нас пригласили в красный домик.

Логопед вывешивает на доску “Красный домик”.

– А пригласила нас в гости девочка Аня. – Назовите первый звук в её имени.
– С каким звуком она нас познакомит? – Правильно, сегодня мы познакомимся со звуком [А].

III. Знакомство с артикуляцией звука [А] (с помощью логопедических зеркал)

– У нашей Ани заболело горло. Ей нужно сходить ко врачу. А когда врач смотрит наше горлышко, что он просит сказать?
– Давайте вместе произнесём звук [А].
– Посмотрите на свой ротик. Он широко открыт.
– А что делает язычок?
– А зубки нам мешают произносить этот звук?

IV. Артикуляционная гимнастика. Упражнения “Улыбка”, “Трубочка”, “Улыбка-трубочка”

V. Развитие просодической стороны речи.

– Ребята, звук [А] можно петь?

Игра “Малыш плачет”: Пропевают, тянут громко, тянут тихо, тянут высоко, тянут низко, тянут высоко и громко, тянут высоко и тихо и т.д.

VI. Игра с массажными мячиками. Развитие мелкой моторики.

Ходит ёжик без дорожек
По лесу, по лесу.
Прокатывают массажный мячик между ладошек, как колбаску из пластилина.
И колючками своими
Колется, колется.
Прокатывают массажный мячик между ладошек, как шарик из пластилина.
А я ёжику, ежу,
Ту тропинку покажу.
Прокатывают по внутренней поверхности предплечья (от кисти до локтя).
Где катают мышки
Маленькие шишки.
Прокатывают по внешней стороне кисти руки.

Выполняется два раза, сначала прокатывают по левой руке, далее по правой.

VII. Дидактическая игра “Поймай звук”

– Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук [А]. Как только услышите звук [А] – хлопните в ладоши:

А, О, А, У, У, А, А, И, А, У, О, И, А, У и т.д.

VIII. Дидактическая игра “Подбери слово”

– Есть слова, которые начинаются на звук [А].

Учитель-логопед вместе с детьми подбирают слова со звуком [А] и выделяют его голосом.

IX. Итог занятия

– Что мы сегодня делали на занятии?
– Куда мы совершили путешествие?
– В каком домике мы побывали?
– С кем познакомились?
– С каким звуком познакомила нас кукла Аня?
– Что мы узнали о звуке [А]?
– Что нужно сказать кукле Ане?
– Молодцы!