Вводный урок физики. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели и задачи урока: вызвать интерес у учащихся, пробудить желание изучать физику, показать красоту и место науки в научно-техническом прогрессе.

Оформление кабинета:

  • на доске – плакат “В науке нет царского пути” (Евклид);

  • на двери – большой вопросительный знак “Ключ к каждой науке – вопросительный знак” (О.Бальзак); “Человек страшится того, чего не знает; знанием побеждается всякий страх” (В.Белинский); “Физика – наука понимать природу” (Э.Роджерс).

Оборудование: магнит, катушка, гальванометр, магнитоэлектрическая машина, газоразрядные трубки, высоковольтный генератор, набор по электризации.

Содержание урока.

1. Вступительное слово старшеклассников.
2. Демонстрация опытов и их объяснение.
3. Отгадывание загадок.
4. Ответы на вопросы викторины.
5. Заключение и подведение итогов.

Примерный план проведения урока.

I. Вступительное слово старшеклассников.

Увлекательное путешествие в мир физики начинается. Что такое физика?

Физика – одно из чудес. Она хранит отгадки многих тайн. Полюбившему и избравшему физику средь других наук радость принесет только кропотливый труд. Этот путь прошли сотни мудрецов, нам оставив знания, что приобрели.

Древний человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела вся его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило зной. Дожди поливали живительной влагой и вызывали наводнения; бедствия несли ураганы и землетрясения. Древние люди не знали причин их возникновения и приписывали разрушительные явления сверхъестественным силам. Постепенно люди начали понимать действительные причины природных явлений и их взаимосвязь. Так начали зарождаться науки о природе, одной из которых, была физика.

Впервые физика зародилась в древней Греции в 4 веке до нашей эры. Физика древности связана с такими именами, как Аристотель, Архимед, Птолемей, Демокрит. Начало современной науки связано с именем итальянского ученого Г.Галилея. Галилей занимался исследованием падения тел; изучал астрономические явления. Сам сделал телескоп и изучал Луну. Ученый написал научную книгу, которая возмутила священников. Больного 70-летнего ученого заставили отречься от своего учения (1633год). До самой смерти ученый жил под надзором инквизиции. Священники хотели уничтожить научные труды Галилея, но его ученики спасли бесценные рукописи. (На доске во время рассказа об ученых появляются портреты ученых). Ученики старших классов кратко рассказывают о важнейших открытиях в физике.

II. Демонстрация опытов и их объяснение.

Старшеклассник:

“О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель”
(А.С.Пушкин)

Старшеклассник: “Сейчас мы покажем вам несколько интересных опытов и поможем вам понять увиденное явление”.

1. Опыты по электризации.
2. Свечение газоразрядных трубок.
3. Возникновение индукционного тока в катушке при внесении в нее магнита
4……..

III. Отгадывание загадок.

Старшеклассник:

“Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на Земле:
Телевизору, голосу раций, вентилятору на столе.
Самолеты летят сквозь тучи,
Ходят по морю корабли.
Как до этих вещей могучих
Догадаться люди смогли?”

На интерактивной доске появляются загадки. После ответов учащихся на доске появляется правильный ответ.

1. Горит ясно, если знаешь правила, то безопасно (электричество).
2. Как солнце горит, быстрее ветра летит, по силе – равных не имеет (молния).
3. Без ног бежит, без огня горит (электричество).
4. Летит жар – птица, хвостом гордится (комета).
5. Чудо – птица, алый хвост, полетела в стаю звезд (ракета).

IV. Ответы на вопросы викторины.

Ученики получают пульты для ответов на вопросы викторины. К каждому вопросу – 4 варианта ответов, один из которых – правильный. После проведения викторины на доске появляются результаты ответов учащихся и правильные ответы на вопросы.

Примерные вопросы викторины.

1. Почему сырые дрова горят хуже, чем сухие?
2. Почему во время грозы нельзя стоять под высоким деревом?
3. Почему пароход, сделанный из железа, не тонет?
4. В какое время года провода сильнее провисают?

V. Заключение и подведение итогов.

Краткий обзор детской научно-популярной литературы по физике.

Награждение учащихся, которые принимали активное участие в мероприятии.