Цель мероприятия: приобретение учащимися социальных знаний, получение опыта сопереживания и позитивного отношения к базовым ценностям разных народов
Задачи мероприятия:
- формирование представления о символах и культуре разных народов (гимн Вьетнама, народный танец Монголии, природа Хорватии),
- разрушение стереотипов, поощрение свободного диалога (“Живая книга”),
- расширение кругозора школьников и гостей нашего города (“Памятные места Воронежа”).
Возраст участников: учащиеся 4 класса, родители, студенты ВГУ
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, аудиозаписи: С.Гребенников “Гимн Воронежу”, вальс Дружбы, набор карточек “А”, “Б”, “В”, презентация “В гостях у друга”, обложки книг.
Предварительная подготовка:
Для учителя |
Для учащихся |
Для студентов ВГУ |
Подготовка презентации “В гостях у друга”, подборка материала для викторины. | Разучивание песни “Гимн Воронежу” С.Гребенникова, танца “Вальс Дружбы”, подготовка вопросов для “Живой книги” | Подготовка рассказа о символах Вьетнама, сюжета для “Живой книги”, презентации о городе Загреб. Разучивание танца “Вальс Дружбы”. |
Ожидаемый результат: выработать умение применять полученные на занятии навыки в новых условиях.
Общий ход занятия:
- Организационное начало. Эмоциональный настрой на занятие. Коммуникативная атака. (1 мин.)
- Актуализация и фиксирование опорных знаний. (20 мин.)
- Практико–ориентированная деятельность (15 мин.)
- Итог. Рефлексия деятельности. (9 мин.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся и гостей |
Применение ИКТ |
1. Организационное начало. Эмоциональный настрой на занятие. Коммуникативная атака. |
||
Здравствуйте! Давайте помашем друг другу рукой. | Учитель машет правой рукой, ученики повторяют движение. | Слайд № 1 |
Давайте помашем другою рукой | Учитель машет левой рукой, ученики повторяют движение. | |
Давайте помашем дружней, веселей. | Учитель показывает, ученики повторяют движение. | |
Вот так мы встречаем друзей! | Ученики повторяют слова за учителем. | |
Давайте обнимем справа соседа. | Учитель показывает движение, ученики повторяют. | |
Давайте обнимем слева соседа | Учитель показывает движение, ученики повторяют. | |
Обнимем соседей дружней, веселей | Ученики кладут руки на плечи своим соседям справа и слева. | |
Вот так мы встречаем друзей! | Ученики повторяют слова за учителем. | |
2. Актуализация и фиксирование опорных знаний. |
||
Друзей, с которыми мы общаемся уже четвёртый год. Друзей, которые старше нас, но с которыми очень интересно проводить время. | Слайд № 2 |
|
Все они живут в нашем городе уже несколько лет. Они успели полюбить наш край, но ещё многого о нём не знают. | Слайд № 3 |
|
А мы не знаем многое об их Родине – Китае, Вьетнаме, Монголии, Хорватии. | ||
Поэтому сегодня мы отправимся в путешествие по нашим родным местам. Расскажем друг другу о знаменитых людях, памятниках, обычаях, традициях и символах своей Родины. Начальная точка нашего маршрута – Воронеж. Итак, в путь! | Слайд № 4 |
|
Воронежская земля славится исполнителями русских песен. Кто сможет назвать их имена? | Митрофан Ефимович Пятницкий, Мария Мордасова, Екатерина Молодцова и т.д. | Слайд № 5 |
Да, это и собиратель и исполнитель русских народных песен, и солистки Государственного академического Воронежского русского народного хора. Все они воспевали красоту Воронежского края, его людей. Песня, которую вы сейчас услышите, отличается от народных песен. Чем, вы мне скажете после того, как прослушаете её. | Исполнение гимна Воронежа учениками. | Слайд № 6 Видеоролик “Гимн Воронежу” |
В чём особенность этой песни? | Гимн, прославляет наш город, воспевает красоту воронежцев. | Слайд № 7 |
Какие бывают гимны? | Государственные, религиозные, военные, гимны городов, школ, ВУЗов, болельщиков. | |
Чем отличается гимн Воронежа от гимна нашей страны? | О Воронеже – лирический, душевный, можно слушать, не вставая с места. Государственный гимн – торжественная песня, её слушаем стоя. | |
Почему государственные гимны слушают и исполняют стоя? | Выражаем уважение к стране и её народу. | |
А следующая станция нашего маршрута – город Ханой (столица государства Вьетнам). Сейчас мы прослушаем гимн Вьетнама. Его будут исполнять на национальном языке. Сможете ли вы, не зная языка, понять смысл этой песни? | Гость из Вьетнама исполняет национальный гимн. | Слайд № 8 Видеоролик “Гимн Вьетнама” |
Что вы почувствовали в мелодии, словах, когда слушали гимн Вьетнама? | Тревога, призыв, уверенность в победе. | |
Обращаясь к гостям из Вьетнама. Смогли ли наши дети, не зная языка, понять смысл песни и объяснить его лаконичными фразами? | Да в нём говорится о борьбе за независимость, о славных традициях предков и о славном и гордом народе Вьетнама. | |
Какие вопросы у вас будут к нашим друзьям? | Когда был написан гимн Вьетнама? На какой решительный бой он призывает? Кто автор? | |
Как у каждого города и государства есть свой гимн, так и в каждой стране или населённом пункте есть достопримечательности, которыми гордятся их жители. | ||
В нашем городе много памятных мест. Они посвящены разным событиям, которые произошли за 425 лет жизни Воронежа. Наши друзья уже познакомились с памятниками Воронежа. Какие из них вам запомнились больше всего? | Рассказ студентов ВГУ. | Слайд № 9 |
Следующим пунктом нашего маршрута станет город Загреб – столица государства Хорватия. Познакомьте нас с достопримечательностями вашего города. | Презентация гостьи из Хорватии и рассказ о городе Загреб. | Слайд № 10 Презентация “Моя Хорватия” |
Дорогие дети, какие вопросы будут к нашей гостье? | Почему ваша родина называется Черногория? Много ли национальностей в ней живёт? И т.д. | |
А сейчас мы не только вспомним самые известные места нашего края, но и узнаем новое. Для этого в каждой группе: ученики, гости, родители – выберите по 2 человека, которым надо будет выбрать и показать верный ответ на мой вопрос. | На трёх столах таблички с буквами “А”, “Б”, “В”. |
|
Мой Воронеж форпостом России С Допетровских далёких времён Ты возник, чтобы вражеской силе| Дальше путь был тобой преграждён. |
Представители групп выбирают и по команде учителя поднимают вверх табличку с буквой “А”, “Б”, или “В”. | Слайд № 11 |
Бывают светлые мгновенья: Мир ясный душу осенит; И наш поэт … Сквозь годы с нами говорит. |
Представители групп выбирают и по команде учителя поднимают вверх табличку с буквой “А”, “Б”, или “В”. | Слайд № 12 |
Во всём мире ты известен, хор Воронежский. Как частушки запоёшь – Не угонишься! | Представители групп выбирают и по команде учителя поднимают вверх табличку с буквой “А”, “Б”, или “В”. | Слайд № 13 |
В войсках тех служат духом сильные
ребята. Они родную землю сердцем берегут… И когда грянет гром, земля огнем объята… Они всегда на выручку придут. |
Представители групп выбирают и по команде учителя поднимают вверх табличку с буквой “А”, “Б”, или “В”. | Слайд № 14 |
Воронеж основан в XVI веке, И ОН был тогда же построен. Он помнит пожары, помнит набеги, И чести во все времена он достоин. Сияет своей бирюзой он на солнце, И время не властно над ним: В нём мир, и покой, и молитва несётся, Во благо всем людям земным. |
Представители групп выбирают и по команде учителя поднимают вверх табличку с буквой “А”, “Б”, или “В”. | Слайд № 15 |
С деревьев скоро лист падёт, а он всё
ждёт. Из чёрной тучи дождь идёт, а он всё ждёт. Друг почему-то не идёт, а он всё ждёт Пусть год пройдёт, и век пройдёт, а ОН всё ждёт. |
Представители групп выбирают и по команде учителя поднимают вверх табличку с буквой “А”, “Б”, или “В”. | Слайд № 16 |
Дивны горы в белых сказках, Мимо них несётся Дон; Перед входом очень жарко, А в пещерах охолон. Дрожь времён былых забила, В 200 пробежавших лет; В кельях меловых могилы От икон роняют свет. |
Представители групп выбирают и по команде учителя поднимают вверх табличку с буквой “А”, “Б”, или “В”. | Слайд № 17 |
Широка страна моя родная. Самых разных вузов в ней не счесть! Но Воронежский университет старинный – Самый лучший вуз, который есть! |
Представители групп выбирают и по команде учителя поднимают вверх табличку с буквой “А”, “Б”, или “В”. | Слайд № 18 |
3. Практико-ориентированная деятельность |
||
Сельскохозяйственная академия имени Петра Великого самое старейшее учебное заведение, в котором обучается не только молодёжь нашей страны, но и иностранные студенты. Наши гости учатся в Воронежском Государственном университете, который входит в десятку лучших вузов страны. Чтобы успешно обучаться, много знать, необходимо читать дополнительную литературу. Любите ли вы читать книги и почему? | Да, в ней есть красочные иллюстрации,
знакомишься с новыми героями, учит различать
хорошее и плохое. И т.д. Нет, иногда очень мелкий текст, я предпочитаю компьютер. И т.д. Мне нравятся только приключения. |
|
Сегодня мы будем читать необычную книгу. Это “Живая книга”. Она сама расскажет о том, чего мы за мелким шрифтом не замечаем или просто ленимся. | Слайд № 19 |
|
“Книгами” будут наши гости. Они расскажут истории о себе, здоровье, природе и охране окружающей среды в своей стране. Каждая “Книга” соберёт вокруг себя группу. За 10 минут общения вы сможете узнать больше о наших гостях и их Родине. Вы можете задавать вопросы “Книге”, поэтому наша игра называется “Живая библиотека”. | Игра “Собери пазл”. Каждый учащийся
получает пазл (фрагмент обложки книги). Гости
находятся за столами, на которых лежит одна из
четырёх книжных обложек. Ученики соотносят свой
пазл с обложкой и группируются вокруг своей
“Книги”. Ученики читают “Книгу” 10 минут задавая интересующие вопросы. |
Слайд № 20 |
4. Итог. Рефлексия деятельности. |
||
Чтобы прочесть настоящую книгу и узнать для себя новые интересные факты, требуется несколько дней. А у вас было всего 10 минут. Смогли ли вы узнать, открыть для себя что–то новое? | Я узнал больше о другой стране и о её жителях. Я узнала больше о китайской медицине. Мне хочется побывать в Черногории и увидеть её природу. Я узнал, что в Монголии мало пресной воды и как люди научились её беречь. | Слайд № 21 |
Что в общении с “Живой книгой” оказалось для вас важным и интересным? | Компьютер так красиво не может рассказать. Книга смеялась, задумывалась над нашими вопросами. | |
О чём вы спрашивали “Книгу”? | Во что верят вьетнамцы? Что бы вы никогда не стали терпеть? Почему люди говорят о доброте, терпимости, доверии и всё равно устанавливают везде камеры слежения? Какой бы совет вы дали тем иностранцам, которые впервые приехали в Воронеж? | |
На все ли заданные вопросы получили ответы? | Нет, было слишком мало времени | |
Какое самое яркое впечатление вы получили во время чтения “Книги”? | Читая “Книгу”, мы могли переживать и радоваться вместе с ней. | |
Ребята, посмотрите на карту. Какую страну мы ещё не посетили? | Монголия | Слайд № 22 |
Наши друзья приготовили нам подарок. Это народный монгольский танец. | Гости из Монголии исполняют национальный танец. | Слайд № 23 |
Сегодня за 40 минут мы успели побывать в Китае, Хорватии, Вьетнаме и Монголии. Мы ещё раз убедились в том, что мы все различаемся по внешнему виду, положению, речи, поведению, но всех нас интересуют одни и те же вопросы. Как вы думаете, почему? | Мы живём на одной планете, у нас много общих интересов, мы все хотим мира и дружбы. | Слайд № 24 Видеоролик “Вальс дружбы” |
Испокон веков русский народ никогда не отпускал гостей и друзей в путь, не накормив их. Мы приглашаем всех на чай. | Слайд № 25 |
Литература
- В.В. Шаповал и др. “Мозаик культур”. М.: Локус–Пресс, 2005
- “Живая библиотека (инициативы разнообразия)”: пособие для организаторов. Киев, IOM MOM, 2010
- “Люби и знай родной край”: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Воронеж, 2008.
В работе были использованы материалы Интернет:
- http://www.vlad-amelin.ry/
- http://900 igr.net/kartinki
- www.stihi.ru/2012/08/23/6487