Урок окружающего мира "Природа и мы" . 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

Образовательные:

  • Формировать знания правил поведения в природе. Формировать умения оценивать поступки людей.
  • Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

– умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Оборудование: плакаты, Красная книга, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. Сядьте удобно, закройте глазки, послушайте (слышится пение птиц, журчание ручейка, звуки леса…).

– Как выглядит место, которое вы себе представили?

(Дети: Я слышу, как поют птицы. Я представила летний лес, деревья качаются. Я слышу, как поет речка…. Шумит лес.)

– Вы хотели бы отправиться в лес?

– Хорошо, cегодня на уроке окружающего мира мы туда отправимся. Но вы должны быть хорошо подготовлены. Ваши знания о природе нам пригодятся. Также потребуется ваше внимание, смекалка, старание, умение наблюдать, работать дружно.

II. Мотивация к учебной деятельности.

Давайте вспомним стихотворение, которое вы выучили недавно на одном из уроков.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва, птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…(природа) хором.

– А что такое природа? (Все, что нас окружает, и не сделано руками человека.)

(На доске прикрепляется табличка (природа).)

– А какая бывает природа? (Живая и неживая.)

прикрепляется

– А что относится к живой природе? (Растения, животные, человек.)

Прикрепляются таблички: (растения, животные, человек).

– Назовите объекты неживой природы (солнце, камни, облака, дождь, воздух…).

– Может ли существовать живая природа без неживой? (Нет.)

– Докажите (Солнце – неживая природа, но без него погибнет все живое. Воздух – неживая природа, но без воздуха невозможно жить.)

– Как нужно относиться к природе?

– Сейчас откроем учебники на с.74.

Посмотрите на эти 2 картинки. (Работа по учебнику, с. 74.)

– Как относятся к природе люди на каждом из рисунков??

Какая I картинка? Что чувствуете вы, глядя на этот рисунок? (Грустная.)

Какая II картинка? (Веселая.)

– В какой лес вы хотели бы отправиться? Почему? (На 1 рисунке некрасиво, все сломано, настроение портиться….)

III. Формулировка темы урока, постановка цели.

Да, ребята! Не всегда наша природа выглядит как на 2 картинке.

– Назвать тему сегодняшнего урока мне помогут Жизель Алис, Валерия и Алина.

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою земля,
И небо чистым быть.
А землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал все только для себя «Разумный человек».

Сейчас же кинулись спасать
Природную среду.
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что земле
Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!

– Так какова тема нашего урока? (Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о природе, о том, как мы с вами пользуемся ее благами,
и как мы относимся к ней.)

IV. Изучение нового.

Есть целая наука о бережном отношении к природе. И вот сейчас мы отгадаем кроссворд и узнаем, как называется эта наука.

Кроссворд (экология).

Слово экология произошло из греческих слов: «Эко» – дом, жилище, «Логос» – наука. Наука о доме.

Мы все стараемся создать уют, чистоту в своем доме. Но ведь за порогом – тоже наш дом. Наш дом – это наш город, республика, страна, планета. И от каждого из нас зависит, чтобы она оставалась такой же прекрасной. Чтобы на ней были голубые озера, а не грязные лужи, зеленые леса и прекрасные луга, а не горы мусора.

Давайте прочитаем по учебнику значение слова «Экология» на с.74.

IV. Закрепление нового.

Итак, мы отправляемся в лес не на простую прогулку, а отправляемся в экологический поход.

Определим маршрут

Опушка леса

 

5 пеньков

 

Тр..па

 
 

Привал

Птичий поселок

Тревожная полянка

Большая сосна муравейник

 

1. Сначала мы побываем на лесной опушке. Здесь уже зацветают первые цветы, появилась травка.

Ребята I группы! Что вы подготовили для нас?

А) Мы расскажем о первоцветах, ведь сейчас апрель. Растения цветущие ранней весной, называются раннецветущими.
Такие растения – «смельчаки» есть среди деревьев, кустарников и трав.

Б) Их можно увидеть и в лесу, и на открытых местах. Тепла им требуется немного. Поэтому они зацветают, когда еще не весь снег
растаял.

В) В это время на деревьях и кустарниках еще не распустились листья и в лесу много света. В почве много влаги.

Г) Питание эти растения получают из своих собственных «кладовых». «Кладовыми» служат утолщенные корни других растений.
Запасы накопились еще в прошлом году и хранились всю зиму.

Д) В апреле первыми появляются подснежники, мать-и-мачеха. Зацветают ольха, ива.

Е) Будем беречь эти красивые растения. Будем любоваться ими в природе. Пусть наша родная земля всегда будет прекрасной
и цветущей.

– Как нужно вести себя в лесу? В поле? (Не ломать ветки, не срывать цветы.)

2. Отправляемся дальше. Держим путь к тревожной полянке.

– Как вы думаете, почему она тревожная?

А вы слышали когда-нибудь о Красной книге?

Ребята II группы сейчас нам расскажут о ней.

А) Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных. Красный цвет – сигнал опасности.

Б) Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им! Поэтому она и «одета» в красный переплет.

В) Вот некоторые из растений и животных, занесенных в красную книгу России.

Венерин башмачок. Встречается в лесах. Цветки его по форме напоминают башмачки. Зацветает это растение только на
15–17 году жизни.

Г) Шмели – украшение весенней природы. Мохнатые, ярко украшенные, басовито гудящие…. К сожалению, их становится все
меньше и меньше. Одна из причин этого – применение человеком ядохимикатов для борьбы с опасными насекомыми.

Д) Подснежник. Иногда так называют любое растение, цветущее высоко в горах Кавказа. Весной они зацветают рано. Заморозков не
боятся, а вот перед человеком беззащитны. Их часто губят любители весенних букетов.

(Демонстрация Красной книги.)

– Для чего создана Красная книга?
– Почему она красного цвета?
– Назовите животных и растения.

Физкультминутка.

Ребята! Впереди – привал.

А как вы понимаете слово привал? (Отдых, остановка.)

Отдохнем и мы.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Ветер в лес к нам заглянул
И на ушко нам шепнул
На привале не сори,
Ты природу береги.

На привале еще можно покушать и разжечь костер.

– Как это сделать? Где возьмем дрова?

– А перед уходом, что мы обязательно сделаем?

Молодцы! Продолжаем путешествие. Смотрите!

3. Впереди муравейник.

– Что подготовили нам о муравьях ребята из 3 группы.

А) Науке известно более 10 000 видов муравьев. Один из самых распространенных муравьев – это черный садовый муравей; он
живет на лугах и в лесах, также как и в садах.

Б) Садовые муравьи питаются мелкими насекомыми и доят тлей, чтобы получить сладкую жидкость.

В) К какому бы виду не принадлежали муравьи, они, несомненно, являются самыми трудолюбивыми существами в мире насекомых.

Г) Муравьиная колония не смогла бы выжить, если бы все муравьи не работали дружно и слаженно.

– Каких еще насекомых мы можем встретить в лесу? (Бабочек.)

– Можно ли их ловить? Почему?

– Еще каких насекомых много в лесу? (В лесу много комаров.)

– А может нужно бы уничтожить всех комаров? (Нельзя! Комары откладывают яйца в воду, личинками комаров питаются рыбы.
А взрослыми комарами питаются птицы.)

– А что можем сказать о муравьях, бабочках и других насекомых? Как будем к ним относиться?

– Послушайте внимательно небольшой рассказ. Потом оцените ситуацию.

Маленький мальчик стоял на цветочной поляне и бил прутиком по головкам цветов.

– Что ты делаешь? – спросила бабушка.

– Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и что-то ему рассказала. После этого мальчик выбросил прутик, удивленно пожал плечами и сказал:
«А я и не знал».

О чем рассказала ему бабушка?

(Обсуждение.)

(Польза от опыления пчелами просто огромная – и в размножении цветов участвуют, и пыльцу собирают, и мед производят!)

4. Дальше пойдем по тропе.

Ой, ребята на тропе – яма. Как быть?

Тр..па – тропы.

5) На нашем маршрутном листе – птичий поселок.

– Какие бывают птицы?

Игра «Зимующие и перелетные». (Если называю перелетные – машем руками, если зимующие – хлопаем себя по рукам.)

(Синица, жаворонок, кукушка, сорока, воробей, ласточка, голубь, соловей, скворец.)

О том, что происходит весной в жизни птиц расскажут ребята 4-й группы.

А) Еще, когда лежит снег, зимующие птицы чувствуют приближение весны. Синицы запели, будто зазвенели серебряные
колокольчики. Весело зачирикали воробьи. А в лесу застучал дятел.

Б) Возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Раньше всех прилетают грачи, следом за ними скворцы и жаворонки,
потом зяблики.

В) Ласточки и стрижи прилетают попозже, когда в воздухе будет много летающих насекомых.

Г) Почти все птица весной строят гнезда, откладывают яйца и будут высиживать их. Поэтому в конце мая в начале июня нельзя
шуметь в лесу, подходить к гнездам, трогать вылупившихся птенцов.

Д) Что бы мы делали без птиц. Своим пением, своей красотой они согревают нам душу. Неоценима польза, которую приносят они,
уничтожая насекомых вредителей.

Е) Мы будем бережно относиться к птицам. Зимой подкармливать их, а летом, не мешая им любоваться ими и наслаждаться их пением.

– Как будем вести себя во время высиживания птенцов?

– Можно ли заглядывать в гнезда?

6. Впереди местность под названием «Пять пеньков». Как известно в лесу очень много грибов. Сейчас будем работать в паре.
Перед каждой парой на столе лежат конверты. Все вы любите собирать пазлы. Соберите эти кусочки и узнаете, что за грибы растут
в этих местах. (Кусочки наклеиваются на бумагу.)

– А как нужно работать в паре? (Дружно, помогать друг другу…)

– Встаньте, у кого съедобные грибы (несъедобные).

– Может все несъедобные грибы вырвать с корнем? (Нельзя, потому что некоторыми из них питаются животные, они украшают лес…)

– Ребята подходит к концу наш экологический поход. Мы научились вести себя в природе правильно. Какие правила поведения вы бы предложили другим ребятам.

Игра «Закончи предложение».

Не рви …
Не ломай …
Не разжигай …
Сохрани ….
Не бросай …
Не бери домой…
Не разоряй…
Не трогай…
Не подходи…

V. Контролирующее задание.

1. А сейчас я вам предлагаю проверить свои знания, то чему вы научились за урок, что новое для себя усвоили и поиграть в викторину,
которая находится у вас на стр. 75 учебника. Вам необходимо будет отвечать на вопросы, выбирая правильный ответ. На работу я даю
вам 5 минут. Приступаем.

– Закончили работу, и теперь я предлагаю вам сделать самопроверку, смотря на экран, проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы. (Словарное слово – валежник. Валежник – лежащие на земле деревья или их части. Образуется при естественном отмирании дерева,
ветровале, буреломе, навале снега, неполной уборке порубочных остатков).

2. Чтение выводов по учебнику (с. 77)

VI. Рефлексия.

– Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

– Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: красный, синий, желтый.

– Заканчивая урок, хочется верить, что через несколько лет мы увидим не груды мусора, не загрязненный водоем, а

Я покажу вам нашу речку,
На берегу – мохнатый лес,
Цветка сиреневого свечку,
И цвет зари, и цвет небес.
Я покажу на дне оврага
Журчащий тоненько ручей.
Луч солнца, острый словно шпага
И стаи черные грачей…
Как бегают, смеются дети
Как ветер шепчет что-нибудь,
Пусть будет так на всей планете.
Земля счастливой будет пусть.
Нам нужно сушу с океаном,
Всю Землю под защиту взять,
Чтоб в будущем потомкам нашим
Планету гордо показать.