Цель:
- дать представление о зарождении демократии в Афинах; обеспечить усвоение понятий “демократия”, “реформы”;
- ознакомить с реформами Солона в управлении Афинами;
- развить умение работать с картой, первоисточниками, умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события;
- воспитать чувства сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки. – подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона.
Оборудование:
- Карта “Древняя Греция”,
- схема “Население Аттики” VII в. до н.э,
- таблица “Законы солона 594 г. до н.э.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став известным. Каждый человек хочет в разной степени оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.
– Каким образом можно прославиться? (Совершая хорошие поступки.)
– Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло?
Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.
III. Проверка домашнего задания.
- Что означало для земледельцев гибель олив? (Полисы Греции часто воевали друг с другом, противники, пытаясь навредить друг другу вырубали оливковые деревья. Земледелец горевал по загубленным оливковым деревьям больше чем по вытоптанному полю ячменя, оливковое дерево приносит первые плоды на 18 год, долго дожидаться урожая.)
- Кого погубило пьянство? (Людоеда-циклопа Полифема из поэмы Гомера “Одиссея”.)
- В VII в. до н.э. В Афинах были изданы Драконовские законы. В чьих интересах проводились это законы? Объясните двойственное значение выражения “Драконовские законы”. Почему считали, что “законы написаны не чернилами, кровью”?
- Объяснить значения слов:
полис, ареопаг, архонт, долговое рабство.
Полис – город-государство в Древней Греции, жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия.
Ареопаг – совет знати государства.
Демос – простой народ, не участвовавший в управлении государством
Архонты – девять самых знатных и богатых правителей государства.
Агора – площадь в Афинах, где проходили Народные собрания. - В какой области Греции возникло Афинское государство? (Аттика.)
Покажите эту область на карте. - Покажите главный город Афинского государства. Далеко ли от берега моря
был расположен этот город?
IV. Изучение нового материала.
Тема нашего сегодняшнего урока “Зарождение демократии в Афинах”.
План:
- Афинский демос и его требования.
- Демос восстает против знати.
- Законы Солона. Отмена долгового рабства.
- Перемены в управлении Афинами.
- Солон покидает Афины.
(В ходе объяснения учителем новой темы учащиеся составляют схему в тетрадях, делают основные записи.)
Работа по схеме.
Все население Аттики в VII в. до н.э. можно разделить на свободных и рабов.
- Какими путями жители Аттики становились рабами? (Должники.)
- Однако в Аттике были не только рабы должники, но и такие невольники, которые какими-то другими путями потеряли свободу.
- Как рабы-чужеземцы могли оказаться в Афинах? (Чужеземцы проданные в рабство за серебро. Люди, захваченные пиратами из заморских стран.)
- Кому в Аттике принадлежали земли и власть? (Знатные.)
Знатных людей называли – аристократами, в переводе с греческого “благородные, лучшие, знатные люди, господа”.
- Как назывались остальные свободное население Аттики? (Демос: земледельцы, ремесленники, купцы.)
Большую часть демоса составляли бедняки. Немногие из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил 2 рабов для черной работы, стал знаменитым художником.
– Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати. Почему? (Он принадлежал к демосу потому, что его отец был из демоса.)
Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души.
Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему?
– Что означают слова: “Богатым можно стать, а знатным нужно родиться”?
– Чем гордились знатные люди?
Рассказ учителя.
Афинский демос был недоволен тем, что правителей (аристократов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному. Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами. Демос требовал отменить долговое рабство, поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным. К началу 6 века до н. э. борьба между демосом и аристократами обострилась. Бедняки вооружались дубинами и кирками. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. Готовилось всеобщее восстание. В этих условиях аристократы решили пойти на уступки. Созвав Народное собрание, на которое пришли все афиняне, правителем избрали Солона, которого уважали и знать, и демос. Ему было поручено примирить и тех и других.
Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Этот государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных у Солона, главным было – любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: “Стар становлюсь, но всегда многому учусь”. Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег, и так писал в одном стихотворении: “Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет”.
Особенно прославился Солон, во время борьбы афинян с соседним городом Мегарами за остров Саламин. Вначале афиняне потерпели поражение, и на Саламине расположился военный отряд мегарцев. Саламин закрывал вход кораблям в афинскую гавань, но аристократам не нужна была морская торговля. Желая, чтобы о неудаче поскорее забыли, правители запретили под страхом смерти даже упоминать название острова. Тогда Солон прикинулся сумасшедшим и прочел толпе народа свое новое стихотворение, в котором много раз повторялось запрещенное название острова. Впоследствии Солон сам лично возглавил борьбу добровольцев за этот остров и добился победы.
Солон в V в. до н.э. был избран архонтом (правителем Афин). Он желал примирить между собой знатных и демос. Поступить так, чтобы те и другие остались довольны. Но всем угодить очень трудно. В результате Солон не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства афинян. Что же он сделал?
Работа с учебником. Чтение § 30 п.1.
Работа с таблицей.
Законы Солона. 594 г. до н.э.
№ | Закон. | Основное содержание. |
1 | Прощение долгов. | Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат, заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью. |
2 | Запретить обращать в рабство за долги. | Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны. |
3 | Выборность судей. | Из всех афинян независимо от их знатности и богатства. |
4 | Регулярный созыв народного собрания (экклесия). | В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане. |
Значения законов. | Заложены основы демократии. |
Законы Солона по своей сути можно разделить на 2 категории:
- Отмена долгов, долгового рабства.
- Изменения в управлении государством.
Работа с рисунком, стр. 138 (отмена Солоном долгов).
Солон приказал выкинуть с полей ненавистные земледельцам камни. Опишите рисунок.
– Почему одни афиняне ликуют, а другие негодуют. Кто эти люди?
Все старые долги были отменены. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде, отберут имущество. В этом случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого неоплатного должника уже не сделают рабом.
Солон велел выкупить за государственные деньги всех рабов – должников, даже тех, которых продали в заморские страны.
Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона (“должники”).
– Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? (Рабы – чужеземцы остались.)
– Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызывал недовольство бедняков, т.е. никому он не угодил.)
Главная перемена состояла в том, что знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых, а судьями по жребию становились все свободные афиняне независимо от их имущества. Большинство суровых законов Драконта было отменено. Со временем Солона вновь регулярно стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне – граждане.
Вывод: Законы Солона заложили в Афинах основы “демократии”, в переводе с греческого “власть народа”.
V. Закрепление пройденного материала. Решите кроссворд.
По вертикали: 1) Верхний город. 2) Афинский архонт составивший свод законов отличавшихся особой жестокостью.
По горизонтали: 1) Основатель первой афинской демократии. 2) Свободные жители Афин, принадлежащие к постоянному населению.
VI. Итог урока.
Реформы Солона заложили основы демократии: отменили логовое рабство; народ получил право участвовать в управлении государством
– После проведения своих реформ Солон был вынужден покинуть государство на 10 лет, уехать в Египет, как пишет об этом Аристотель. Почему? Ответ на этот вопрос вы дадите на следующем уроке. Рефлексия : заполнение листков самооценки.
VII. Домашнее задание.
- Параграф № 30. Вопросы на с.139.