Урок русского языка по теме "Имена собственные". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Оборудование: плакат, сенсорный круг (дом) с заданиями, картинка (фразеологизм), карточки с именами, цветок здоровья, у детей 2 цветные закладки.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы свободного выбора.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
1 Вступление в урок.

Здравствуйте, дети! Всем, всем доброе утро!

У нас урок русского языка. Мы продолжаем тему “Имя существительное”. Узнаем еще один секрет, опираясь на ваш опыт и знания.

   
2 Зарядка для пальчиков. Этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – мамочка, этот пальчик – папочка, этот пальчик – я.
Вся моя семья!
 
3 Чистописание.

Рр Шш Зз сережка Сережка

Что вы заметили?
Можете объяснить, почему они так пишутся?
Подумайте, какова тема урока?
Чему вы хотите научиться?
Что хотите узнать?

Большая буква в именах собственных.
Когда и какие слова пишутся с заглавной буквы.
Научиться объяснять написание большой буквы.
Находить ошибки.

 
4 Работа по учебнику.

Упражнение 240, 239.

   
5 Чтобы из всей группы имен существительных выделить отдельные предметы, им дают специальные названия.

Например: каждый человек имеет свое собственное имя, отчество, фамилию. Наша река называется – Лежа, деревня – Спасское и т. д.

Эти существительные называются именами собственными.

Москва, Волга, Мария, Андрей, Каштанка.

Имена собственные могут состоять из одного слова или из нескольких слов:

Александр Сергеевич Пушкин, Нижний Новгород.

Вывод: Имена собственные пишутся с большой буквы!

Какие слова пишутся с большой буквы?

А) Приведи свой пример.
Б) Работа с плакатом “Имена собственные”.
В) Сравните свое правило и правило учебника.
Г) Дополните это правило.

 

Рефлексия (светофорик)

Все понял и могу помочь другу (зел)

Не совсем понял (крас)

6 Физкультминутка.

Выполним упражнение для глаз вместе с волшебной указкой

Выполняют упражнение стоя. Тренажер Базарнов.а

Указка с подсветкой.

7 Работа с учебником.

Упражнение 241.

Нужно списать названия улиц.  
8 Закрепление.

На карточках имена мальчиков

Валера, Вася, Валя, Толя.

Мальчики дружат с девочками. Измени имена мальчиков, запиши имена девочек в тетрадь.

О чем надо помнить?

Взаимопроверка тетрадей.

Имена собственные пишутся с большой буквы!

Лера, Ася, Аля, Оля

 
9 Словарная работа.

Сейчас мы увидим тоже очень дружных ребят.

Не разлить водой!

Про кого так говорят?

Что это значит? Дайте мальчикам имена.

Составь предложение о друге и запиши его.

Картинка.

Саша и Сережа – настоящие друзья.

Запись предложений.

Плакат.
10 Физкультминутка.

Сядьте прямо, глаза закройте. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Очень нежный и приятный аромат! Вдох. Выдох. А теперь откройте глаза, встаньте, посмотрите на цветок здоровья. Какие цвета вы бы взяли, чтобы нарисовать друга?

Выполняют упражнение сидя.

Самые радостные, яркие цвета подойдут для моего рисунка.

Цветок здоровья (7 лепестков: красный, розовый, синий, фиолетовый, зеленый, коричневый, серединка цветка – оранжевая).
11 Ролевая игра. Парная работа.

Каждый из вас сейчас может быть учителем и учеником.

Нужно взять карточку со своим именем., выполнить задание, а “учитель” поставит отметку.

Затем роли меняются

По завершении работы “учителя” хвалят своих учеников, указывают на их ошибки. Примерные задания.

Течет река волга.
Я читал сказки александра сергеевича пушкина.
Река сеньга впадает в реку лежу..
Маша, саша и наташа играли в прятки.
Дедушка иван кормит собаку жучку
Мальчик слава рисует кота мурзика.
Город вологда очень красив.

12 Обобщение.

Назовите тему урока.

Какую цель ставили? Чему научились? А теперь вы можете объяснить, какие слова пишутся с большой буквы?

Давайте проверим.

Тест.

1) Иванов
2) Москва
3) Рекс
4) Нева
5) Оля
6) Сеньга
7) Пушок, Хрюня
8) Владимирович
9) Школьная

Давайте похвалим …

Эти слова пишутся с большой буквы, потому что являются …

1) и.о.ф. людей

2) клички животных

3) названия городов, деревень, рек, улиц

Она знает …, умеет …, может …

 
13 Домашнее задание.

Упр. 242 или составить словарный диктант по теме урока (10 слов).