Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
- Образовательные: повторить определение равенства фигур; подвести учащихся к формулировке первого признака равенства треугольников в процессе выполнения практической работы; сформулировать и доказать первый признак равенства треугольников.
- Развивающие: развитие логического мышления, умения анализировать полученные результаты, геометрической зоркости и наблюдательности.
- Воспитательные: воспитание трудолюбия, интереса к предмету, умения работать в группе.
- Здоровьесберегающие: создание на уроке психологически комфортных условий; сохранение физического здоровья учащегося.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор или интерактивная доска, цветной картон, ножницы, линейка, простой карандаш, транспортир.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин).
Класс делится на 3 группы.
2. Устная работа (5 мин).
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают:
– Какие фигуры в геометрии называются равными?
– Какие треугольники называются равными?
– Назовите элементы треугольника.
– Что можно сказать о соответственных сторонах и углах в равных треугольниках?
После ответа на вопросы следует показ презентации <Презентация 1>.
3. Практическая работа (15 мин).
План работы:
- каждой группе раздается лист цветного картона (у каждой группы свой цвет), ножницы, транспортир, простой карандаш, линейка;
- дается задание: на листе цветного картона построить (как можно точнее) треугольник АВС, у которого = 600, АВ = 20 см, АС = 30 см;
- вырезать ножницами получившийся треугольник;
- выбрать по одному представителю от каждой группы, которые прикрепят свой треугольник на доску;
- учитель просит наложить эти треугольники один на другой, чтобы сравнить их;
- сделать вывод (треугольники полностью совместились, значит, они равны);
- постараться сформулировать предположение (гипотезу) о том, какие элементы треугольников должны быть равными для того, чтобы треугольники оказались равными.
4. Обсуждение темы и цели урока (1 мин).
Вопрос учителя:
– Как вы думаете, какова тема и цель сегодняшнего урока?
(Дети высказывают свои предложения, учитель наводит их на тему урока.)
Тема урока записывается в рабочих тетрадях.
5. Провести физ. минутку (2–3 мин).
6. Введение нового знания. (15 мин).
Учитель формулирует и доказывает первый признак равенства треугольников с записями на доске и в тетрадях. Если в классе есть “сильные” ученики, то можно попросить кого-нибудь (по желанию) доказать теорему у доски.
7. Рефлексия деятельности (2 мин).
Учитель выясняет у учащихся:
– Как вы думаете, для чего нам нужен первый признак равенства треугольников?
– Какое место в доказательстве теоремы кажется вам самым сложным?
– Что вам понравилось на уроке, а что нет?
– Как вы считаете, помогла ли практическая работа понять смысл доказанной нами теоремы?
8. Подведение итогов (1 мин).
(Могут быть выставлены оценки за активную устную работу и за доказательство теоремы.)
9. Домашнее задание (1 мин).
П.14 (выучить первый признак равенства треугольников с доказательством).