Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по курсу истории для 9 класса построена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования базового уровня по истории (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089), на основе программы общеобразовательных учреждений история 5–11 классы МО РФ, авторских программ история России, А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, Новейшая история зарубежных стран, XX – начало XX I в.А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стреловой, – М., “Просвещение”, 2008, материалов итоговой аттестации за курс основной школы, олимпиад, программ для поступающих в ВУЗы. Рабочая программа разработана в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории в 9 классе по учебному плану МБОУ “Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 8”.
При разработке программы учтены особенности концентрической системы обучения.
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции рабочая программа составлена на 102 часа по принципу интеграции двух курсов в один из расчета “История России: XX – начало XXI века” 44 часа + Всеобщая история “Новейшая история” 24 часа + 34 часа регионального компонента, выделенные в учебном плане школы на изучение истории.
Часы, отведенных для изучения исторических событий родного края включены непосредственно в календарно-тематический план (выделены курсивным шрифтом)
Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
Материалы истории Сибири и родного края включаются в федеральные программы по истории с учетом хронологических и закономерных связей. Принцип интеграции регионального компонента с общим курсом истории в основной школе создает методические возможности для наилучшего решения задачи – формирования системы знаний путем повторения основных понятий. Кроме того, выявление особенностей исторического развития Сибири и родного края, понимание их взаимосвязи с историей Отечества и мира способствует достижению основной цели исторического образования – овладению совокупностью знаний об историческом пути и опыте народов России и человечества.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Пользуясь авторскими программами, учитель самостоятельно структурирует учебный материал в рамках основных тематических блоков, установленных им, определяя последовательность изучения этого материала. Прохождение программного материала предполагается в логике учебников История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011, Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. – 9-е изд. – М.: Просвещении, 2011, при этом содержание стандарта изучается в полном объеме.
Рабочая программа рассчитана для обучающихся 9 класса базового уровня. В базисном учебном плане МБОУ “Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8” объем учебного времени, отведенный для изучения истории, составляет по 3 часа в неделю, по 102 часа в течение учебного года (24 часа отводится на всеобщую историю, 44 часа на историю России и 34 часа на региональный компонент).
Условные обозначения:
ВИ – всеобщая история.
ИР – история России.
РК – региональный компонент.
Учебно-тематический план.
Таблица 1.
Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | лекции | практика | ||
РАЗДЕЛ 1.
Россия и мир в 1900–1920 гг. |
17 (13ч.+4ч.РК) |
16 | 1 | |
1.1.2. Мир в начале XX века. | 2 | 2 | ||
1.3. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в | 1 | 1 | ||
1.4. Сибирская железная дорога и развитие экономики края. | 1 | 1 | ||
1.5. Рост городского населения. Новые города Сибири. | 1 | 1 | ||
1.6. Внешняя политика. Русско-японская война | 1 | 1 | ||
1.7.8. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа | 2 | 2 | ||
1.9. Столыпинские переселенцы в нашем крае. | 1 | 1 | ||
1.10. Новые явления в сибирской деревне | 1 | 1 | ||
1.11. Политическая жизнь России в 1907–1914 гг. | 1 | 1 | ||
1.12. Серебряный век русской культуры | 1 | 1 | ||
1.13. Первая мировая война. 1914–1918гг. Версальско-Вашингтонская система. | 1 | 1 | ||
1.14. Россия в Первой мировой войне. | 1 | 1 | ||
1.15. Последствия войны: революции и распад империй. | 1 | 1 | ||
1.16. Страны Европы и США в 20-е гг. | 1 | 1 | ||
1.17. Контрольная работа по теме “Мир и Россия в 1900-20-х г.г.” | 1 | 1 | Контрольная работа | |
Итого по разделу 1 | 17 (13ч.+4ч. РК) |
16 | 1 | |
РАЗДЕЛ 2 .
Россия и мир в 20–30-е гг. XX века |
25 (17ч.+8ч.РК) |
23 | 2 | |
2.1. Работа над ошибками. Свержение монархии и кризис власти. | 1 | 1 | ||
2.2. Становление Советской власти. | 1 | 1 | ||
2.3. Установление Советской власти в городах Сибири. | 1 | 1 | ||
2.4.5. Гражданская война | 2 | 2 | ||
2.6. Основные события 1917 – первой половины 1918 гг. в нашем крае. | 1 | 1 | ||
2.7. Мятеж Чехословацкого корпуса и падение Советской власти в Сибири. | 1 | 1 | ||
2.8. Первые большевики и партизаны гражданской войны в нашем крае. | 1 | 1 | ||
2.9. Новая экономическая политика | 1 | 1 | ||
2.10. Сибирь после гражданской войны. | 1 | 1 | ||
2.11. Образование СССР, его внешняя политика в 20-е гг.. | 1 | 1 | ||
2.12. Политическая система СССР в 20–30-е гг. | 1 | 1 | ||
2.13. Мировой экономический кризис 1929–1933 г.г. | 1 | 1 | ||
2.14. Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы. | 1 | 1 | ||
2.15. Тест по теме: “Экономическая политика СССР В 20–30-е годы: коллективизация и индустриализация”. | 1 | 1 | Тест | |
2.16. Работа над ошибками. Последствия коллективизации. Изменения в жизни крестьян нашего края. | 1 | 1 | ||
2.17. Роль Сибири в планах индустриализации СССР. | 1 | 1 | ||
2.18. Кузбасс в годы первых пятилеток. | 1 | 1 | ||
2.19. Духовная жизнь СССР в 20-30-гг.. | 1 | 1 | ||
2.20.Внешняя политика СССР в 30-е гг. | 1 | 1 | ||
2.21. Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы. | 1 | 1 | ||
2.22. Восток и Латинская Америка в первой половине XX-го века. | 1 | 1 | ||
2.23. Международные отношения в 30-е годы. | 1 | 1 | ||
2.24. Вторая мировая война. 1939-1945гг. | 1 | 1 | ||
2.25. Контрольная работа по теме: “Россия и мир в 20–30-е гг. XX века” | 1 | 1 | Контрольная работа | |
Итого по разделу 2 | 25 (17ч.+8ч.РК) |
23 | 2 | |
РАЗДЕЛ 3. Великая Отечественная война. 1941–1945 | 16 (6ч. +10РК) |
15 | 1 | |
3.1. Работа над ошибками. СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны | 1 | 1 | ||
3.2. Предпосылки коренного перелома. | 1 | 1 | ||
3.3. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. | 1 | 1 | ||
3.4. Советский тыл в Великой Отечественной войне. | 1 | 1 | ||
3.5. Перестройка экономики на военный лад. | 1 | 1 | ||
3.6. Эвакуация промышленных предприятий в Сибирь | 1 | 1 | ||
3.7. Социальные условия жизни эвакуированных. | 1 | 1 | ||
3.8. Сибирские добровольческие дивизии. | 1 | 1 | ||
3.9. Промышленность и сельское хозяйство нашего края – фронту. | 1 | 1 | ||
3.10. Коренной перелом в ходе войны. | 1 | 1 | ||
3.11. Кузбассовцы – Герои Великой Отечественной войны. | 1 | 1 | ||
3.12. СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. | 1 | 1 | ||
3.13. Родной край в Великой Отечест-венной войне | 1 | 1 | ||
3.14. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. | 1 | 1 | ||
3.15. Кузбасс в годы войны. | 1 | 1 | ||
3.16. Контрольная работа по теме “Вели-кая Отечественная война. 1941–1945” | 1 | 1 | Контрольная работа | |
Итого по разделу 3 | 16 (6ч. +10РК) |
15 | 1 | |
РАЗДЕЛ 4 . СССР в 1945–1953 | 3 (2ч. +1РК) |
3 | 0 | |
4.1. Работа над ошибками. Внутренняя политика СССР в послевоенные годы: экономическое и политическое развитие. | 1 | 1 | ||
4.2. Увеличение роли Сибири в экономике страны | 1 | 1 | ||
4.3. Идеология и культура в послевоенное время | 1 | 1 | ||
Итого по разделу 4 | 3 (2ч. +1РК) |
3 | 0 | |
РАЗДЕЛ 5. Россия и мир во второй половине XX века. | 29 (20ч. +9РК) |
27 | 2 | |
5.1. Послевоенное мирное урегулирование. “Холодная война”. | 1 | 1 | ||
5.2. Внешняя политика СССР в послевоенные годы.. | 1 | 1 | ||
5.3. Внутренняя политика СССР в 1954–1964-х годах. Изменения политической системы. | 1 | 1 | ||
5.4. Экономика СССР в 1953–1964 г. “Оттепель” в духовной жизни. | 1 | 1 | ||
5.5. Сибирские гидростанции. | 1 | 1 | ||
5.6. Политика мирного сосуществования. | 1 | 1 | ||
5.7. Послевоенное экономическое развитие. | 1 | 1 | ||
5.8. Послевоенное политическое развитие. | 1 | 1 | ||
5.9. Тест по теме “Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х гг” | 1 | 1 | Тест | |
5.10. Работа над ошибками. Добыча нефти и газа в Сибири. Экологические последствия | 1 | 1 | ||
5.11. Общество “развитого социализма”. | 1 | 1 | ||
5.12. ВПК Сибири к концу 80-х гг., его структура. | 1 | 1 | ||
5.13. Политика разрядки: надежды и результаты. | 1 | 1 | ||
5.14. Оборонные предприятия Кузбасса. | 1 | 1 | ||
5.15. Отставание производства товаров для народа. | 1 | 1 | ||
5.16. Социальный состав жителей нашего города и села в 50 – 80-е гг. | 1 | 1 | ||
5.17. Перестройка политической системы. (1985–1991). Политика “гласности”. | 1 | 1 | ||
5.18. Реформа экономики и ее итоги. | 1 | 1 | ||
5.19. Тенденции застоя в промышленном развитии. | 1 | 1 | ||
5.20. Освоение целинных полей Сибири. Результаты и последствия. | 1 | 1 | ||
5.21. Изменения в социально-экономической жизни города (села). | 1 | 1 | ||
5.22. Диалектика нового мышления. | 1 | 1 | ||
5.23. США во второй половине XX в. | 1 | 1 | ||
5.24. Великобритания и Франция во второй половине XX в. | 1 | 1 | ||
5.25. Италия и Германия во второй половине XX в. | 1 | 1 | ||
5.26. Страны Восточной Европы во второй половине XX в. | 1 | 1 | ||
5.27. Латинская Америка и Африка во второй половине XX в. | 1 | 1 | ||
5.28. Страны Азии: Япония, Китай и Индия в современном мире. | 1 | 1 | ||
5.29. Контрольная работа по теме “Россия и мир во второй половине XX в” | 1 | 1 | Контрольная работа | |
Итого по разделу 5 | 29 (20ч. +9РК) |
27 | 2 | |
РАЗДЕЛ 6. Россия и мир в конце XX – начале XXI века | 12 (10ч. + 2ч. РК) |
11 | 1 | |
6.1. Работа над ошибками. Российская экономика на пути к рынку. | 1 | 1 | ||
6.2. Наш край на пути к рыночной экономике. | 1 | 1 | ||
6.3. Политическая система и духовная жизнь современной России. | 1 | 1 | ||
6.4. Культура XX – начала XXI в.. | 1 | 1 | ||
6.5. Строительство обновленной Федерации | 1 | 1 | ||
6.6. Геополитическое положение и внешняя политика России. | 1 | 1 | ||
6.7. Россия в начале XXI в. | 1 | 1 | ||
6.8. Наш край в начале XXI в. | 1 | 1 | ||
6.9. Международные отношения. Глобализация. | 1 | 1 | ||
6.10. Обобщение по теме “Россия и мир в XX – начале XXІв.” | 1 | 1 | ||
6.11. Итоговая контрольная работа по курсу “Россия и мир в XX –начале XXІ в”. | 1 | 1 | Итоговая контрольная работа по курсу | |
6.12. Работа над ошибками. Заключение. | 1 | 1 | ||
Итого по разделу 6 | 12 (10ч. + 2ч. РК) |
11 | 1 | |
Итого по программе | 102 (24ВИ+44ИР++34РК) |
95 | 7 |
Календарно-тематический план.
Таблица 2.
№ п/п | Содержание: | Общее кол-во часов по разделу: | Колво часов по теме: |
9а дата |
9б дата |
Примечание. |
Раздел 1.
Россия и мир в 1900-1920 гг. |
17ч. (13+4РК) |
|||||
1/1/1. | Мир в начале XX века. | 1ч. | § 1–2, с. 17, в. 11. с. 23, з. 1 (В.И.) | |||
2/1/2. | Мир в начале XX века. | 1ч. | § 3, составить 5 тест. вопр. (ВИ) | |||
3/1/3. | Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в | 1ч. | § 1–3 с. 12, з.1, с. 18, в. 2–3 (И.Р.) | |||
4/1/4. | Сибирская железная дорога и развитие экономики края. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
5/1/5 | Рост городского населения. Новые города Сибири. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
6/1/6 | Внешняя политика. Русско-япон-ская война | 1ч. | § 4 с. 34, з. 2 таблица (И.Р.) | |||
7/1/7 | Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа | 1ч. | § 5, с. 45, з. 2 (И.Р.) | |||
8/1/8 | Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа. | 1ч. | § 6, с. 51, в. 3-4 (И.Р.) | |||
9/1/9 | Столыпинские переселенцы в нашем крае. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
10/1/10 | Новые явления в сибирской деревне. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
11/1/11 | Политическая жизнь России в 1907–1914 гг. | 1ч. | § 7, с. 56, в. 3-4 (И.Р.) |
|||
12/1/12 | Серебряный век русской культуры | 1ч. | § 8, заполнить табл. (И.Р.) | |||
13/1/13 | Первая мировая война. 1914-1918гг. Версальско-Вашингтонская система. | 1ч. | § 4–5, с.53, з 13-14 (ВИ) | |||
14/1/14 | Россия в Первой мировой войне. | 1ч. | § 1–9 подгот. контр. раб. (ИР) | |||
15/1/15 | Последствия войны: революции и распад империй. | 1ч. | § 6-7, с. 65. вопр. и зад. к таб. (ВИ) | |||
16/1/16 | Страны Европы и США в 20-е гг. | 1ч. | § 1–7, подгот. контр. раб. (ВИ) | |||
17/1/17 | Контрольная работа по теме “Мир и Россия в 1900-20-х г.г.” | 1ч. | Контрольная работа |
|||
Раздел 2 .
Россия и мир в 20-30-е гг. XX века |
25 (17+8РК) | |||||
18/2/1. | Работа над ошибками. Свержение монархии и кризис власти. | 1ч. | § 10–12, с. 81, в. 5 (И.Р.) |
|||
19/2/2. | Становление Советской власти. | 1ч. | §13, с. 95, в. 5–6 (И.Р.) |
|||
20/2/3. | Установление Советской власти в городах Сибири. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
21/2/4. | Гражданская война | 1ч. | §14–15, с.111,в. 2–3, с.121, в.4 (ИР) | |||
22/2/5. | Гражданская война | 1ч. | §16, с. 127, в. 5 (И.Р.) |
|||
23/2/6. | Основные события 1917 – первой половины 1918 гг. в нашем крае. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
24/2/7. | Мятеж Чехословацкого корпуса и падение Советской власти в Сибири. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
25/2/8. | Первые большевики и партизаны гражданской войны в нашем крае. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
26/2/9. | Новая экономическая политика | 1ч. | §18, с. 142, в. 4 (И.Р.) |
|||
27/2/10 | Сибирь после гражданской войны. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
28/2/11 | Образование СССР, его внешняя политика в 20-е гг.. | 1ч. | §19–20, с. 155. з.2 (И.Р.) | |||
29/2/12 | Политическая система СССР в 20–30-е гг. | 1ч. | § 21, 25 (И.Р.) | |||
30/2/13 | Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. | 1ч. | § 7, (В.И.) | |||
31/2/14 | Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы. | 1ч. | §8–9 (В.И.) §10–25 (И.Р.) подгот. к тесту | |||
32/2/15 | Тест по теме: “Экономическая политика СССР В 20-30-е годы: коллективизация и индустриализация”. | 1ч. | Тест
§23–24, с. 182, в. 4–6 (И.Р.) |
|||
33/2/16 | Работа над ошибками. Последствия коллективизации. Изменения в жизни крестьян нашего края. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
34/2/17 | Роль Сибири в планах индустриализации СССР. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
35/2/18 | Кузбасс в годы первых пятилеток. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
36/2/19 | Духовная жизнь СССР в 20-30-гг.. | 1ч. | § 22, 26 (И.Р.) | |||
37/2/20 | Внешняя политика СССР в 30-е гг. | 1ч. | § 27, с. 204, в. 4–5 (И.Р.) | |||
38/2/21 | Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы. | 1ч. | §10–11, с. 91,з. 7–8 (В.И.) | |||
39/2/22 | Восток и Латинская Америка в первой половине XX-го века. | 1ч. | §12–13, с. 93, сост. табл. (В.И.) | |||
40/2/23 | Международные отношения в 30-е годы. | 1ч. | §15, с. 108. з.9, с. 113. з. 5 (В.И) | |||
41/2/24 | Вторая мировая война. 1939–1945гг. | 1ч. | § 7-16, (В.И)
§10–27 (ИР) подгот. к контр. раб. |
|||
42/2/25 | Контрольная работа по теме: “Россия и мир в 20–30-е гг. XX века” | 1ч. | Контрольная работа | |||
Раздел 3. Великая Отечественная война. 1941–1945 | 16 (6 +10РК) |
|||||
43/3/1 | Работа над ошибками. СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны | 1ч. | §28–29, с. 218, в. 3–5 (ИР) | |||
44/3/2 | Предпосылки коренного перелома.. | 1ч. | §30, с. 225, з.2 (ИР) |
|||
45/3/3 | Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
46/3/4 | Советский тыл в Великой Отечественной войне. | 1ч. | §31, с. 231, в. 3–5 (ИР) |
|||
47/3/5 | Перестройка экономики на военный лад. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
48/3/6 | Эвакуация промышленных предприятий в Сибирь. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
49/3/7 | Социальные условия жизни эвакуированных. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
50/3/8 | Сибирские добровольческие дивизии. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
51/3/9 | Промышленность и сельское хозяйство нашего края -фронту. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
52/3/10 | Коренной перелом в ходе войны. | 1ч. | §32–33, с. 237, в. 4–5 (ИР) | |||
53/3/11 | Кузбассовцы – Герои Великой Отечественной войны. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
54/3/12 | СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. | 1ч. | §34, с.242.в.3 (ИР) | |||
55/3/13 | Родной край в Великой Отечественной войне. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
56/3/14 | Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. | 1ч. | Индивид. сооб-ения по теме | |||
57/3/15 | Кузбасс в годы войны. | 1ч. | §28–34 (ИР) под-гот к контр. раб | |||
58/3/16 | Контрольная работа по теме “Великая Отечественная война. 1941-1945” | 1ч. | Контрольная работа | |||
Раздел 4 . СССР в 1945-1953 | 3 (2+1РК) |
|||||
59/4/1. | Работа над ошибками. Внутренняя политика СССР в послевоенные годы: экономическое и политическое развитие. | 1ч. | §35-36, с. 259. в.4 (ИР) |
|||
60/4/2. | Увеличение роли Сибири в экономике страны | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
61/4/3. | Идеология и культура в послевоенное время | 1ч. | §37, заполнить табл. (ИР) | |||
РАЗДЕЛ 5. Россия и мир во второй половине XX века. | 29 (20+9РК) |
|||||
62/5/1 | Послевоенное мирное урегулирование. “Холодная война”. | 1ч. | §17, с. 127, в. 1–3 (ВИ) |
|||
63/5/2 | Внешняя политика СССР в послевоенные годы.. | 1ч. | §38,с. 274, в. 2–3. (ИР) | |||
64/5/3 | Внутренняя политика СССР в 1954–1964-х годах. Изменения политической системы. | 1ч. | §39, с. 281, зад. (ИР) |
|||
65/5/4 | Экономика СССР в 1953–1964 г. “Оттепель” в духовной жизни. | 1ч. | §40–41, с.291, з.2 (ИР) |
|||
66/5/5 | Сибирские гидростанции. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
67/5/6 | Политика мирного сосуществования. | 1ч. | §42,с.300,з.2(ИР) | |||
68/5/7 | Послевоенное экономическое развитие. | 1ч. | §18-19, с135, в.3 (ВИ) |
|||
69/5/8 | Послевоенное политическое развитие. | 1ч. | §17–21 (ВИ)
§38–42 (ИР), подгот. к тесту |
|||
70/5/9 | Тест по теме “Внутренняя политика СССР в 1960 –начале 80-х гг” | 1ч. | §43 Тест | |||
71/5/10 | Работа над ошибками. Добыча нефти и газа в Сибири. Экологические последствия | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
72/5/11 | Общество “развитого социализма”. | 1ч. | §44, с. 307, з. 1–2 (ИР) | |||
73/5/12 | ВПК Сибири к концу 80-х гг., его структура. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
74/5/13 | Политика разрядки: надежды и результаты. | 1ч. | §46, с. 312, в. 1–3 (ИР) |
|||
75/5/14 | Оборонные предприятия Кузбасса. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
76/5/15 | Отставание производства товаров для народа. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
77/5/16 | Социальный состав жителей нашего города и села в 50 – 80-е гг. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
78/5/17 | Перестройка политической системы. (1985-1991). Политика “гласности”. | 1ч. | §47,49, с. 335, в. 2–4 (ИР) | |||
79/5/18 | Реформа экономики и ее итоги. | 1ч. | § 48, с.330,з.1 (ИР) | |||
80/5/19 | Тенденции застоя в промышленном развитии. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
81/5/20 | Освоение целинных полей Сибири. Результаты и последствия. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
82/5/21 | Изменения в социально-экономической жизни города(села). | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
83/5/22 | Диалектика нового мышления. | 1ч. | § 50, с. 346, з.1–2 (ИР) | |||
84/5/23 | США во второй половине XX в. | 1ч. | §22, с. 167, в.2–4 (ВИ) | |||
85/5/24 | Великобритания и Франция во второй половине XX в. | 1ч. | §23–24, с. 173-174 табл. (ВИ) | |||
86/5/25 | Италия и Германия во второй половине XX в. | 1ч. | §25–26, с.182, в. 3–4 (ВИ) | |||
87/5/26 | Страны Восточной Европы во второй половине XX в. | 1ч. | §27, 194, з. 5–7 (ВИ) | |||
88/5/27 | Латинская Америка и Африка во второй половине XX в. | 1ч. | §28, с. 203. в. 5-8 (ВИ) | |||
89/5/28 | Страны Азии: Япония, Китай и Индия в современном мире. | 1ч. | §17–29, (ВИ) §38–50, (ИР) |
|||
90/5/29 | Контрольная работа по теме “Россия и мир во второй половине XX в” | 1ч. | Контрольная работа | |||
РАЗДЕЛ 6. Россия и мир в конце XX – начале XXI века | 12 (10 + 2РК) |
|||||
91/6/1 | Работа над ошибками. Российская экономика на пути к рынку. | 1ч. | §51, с. 346, з.1-2. (ИР)повт.раздел1 |
|||
92/6/2 | Наш край на пути к рыночной экономике. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
93/6/3 | Политическая система и духовная жизнь современной России. | 1ч. | §52–53, с.353,з. 1 (ИР)повт.раздел2 |
|||
94/6/4 | Культура XX – начала XXI в.. | 1ч. | §31, с.203. в. 5-8 (ВИ)повт.раздел1 |
|||
95/6/5 | Строительство обновленной Федерации | 1ч. | §54,повт.раздел3 (ИР) |
|||
96/6/6 | Геополитическое положение и внешняя политика России. | 1ч. | §55,повт.раздел4 (ИР) |
|||
97/6/7 | Россия в начале XXI в. | 1ч. | §56, с. 381, в. 2-4 повт. раздел 5 (ИР) |
|||
98/6/8 | Наш край в начале XXI в. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
99/6/9 | Международные отношения. Глобализация. | 1ч. | §30, 32 (ВИ)повт.раздел2 |
|||
100/6/10 | Обобщение по теме “Россия и мир в XX –начале XXІв.” | 1ч. | Повторить события, даты, имена за курс истории XX – нач. XXI века | |||
101/6/11 | Итоговая контрольная работа по курсу “Россия и мир в XX –начале XXІ в”. | 1ч. | Итоговая контрольная работа | |||
102/6/12 | Работа над ошибками. Заключение. | 1ч. |
Содержание рабочей программы.
Раздел 1. Россия и мир в 1900–1920 гг.
(17ч = 7ч(ИР)+6ч(ВИ)+ 4ч(РК) )
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX–XX вв. Политика модернизации “сверху”. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.
Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. “Полицейский социализм”. Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904–1905 гг., ее влияние на российское общество.
Революция 1905–1907 гг.: причины и характер. “Кровавое воскресенье”. Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.
Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914–1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Российская культура на рубеже XIX–XX вв.
Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.
“Серебряный век” русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX–XX вв.
Европа и мир в годы Первой мировой войны.
Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914–1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.
Сибирь и наш край в начале ХХ века
Влияние Сибирской железной дороги на развитие экономики края. Рост городского населения. Новые города.
Столыпинские переселения в Сибирь: организация переселений, размещение и помощь переселенцам, трудности устройства. Столыпинские переселенцы в нашем крае (по воспоминаниям родственников). Новые явления в сибирской деревне.
Раздел 2. Россия и мир в 20–30-е гг. XX века
(25ч= 11ч(ИР)+6ч(ВИ)+8ч(РК)
Россия в годы революции и гражданской войны
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.
Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. “Военный коммунизм”. Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. “Белый” и “красный” террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны.
Социально-экономический и политический кризис 1920–1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.
Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939–1941 гг. Расширение территории СССР.
Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Мир в 1920–1930-е гг.
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.
“Стабилизация” 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. “Новый курс” в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
Пацифизм и милитаризм в 1920–1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.
Революция и гражданская война в Сибири.
Отношение сибиряков к свержению самодержавия. Установление Советской власти в городах Сибири. Антибольшевистские силы в Сибири.
Основные события 1917 – первой половины 1918 гг. в нашем крае. Мятеж Чехословацкого корпуса и падение Советской власти в Сибири. Военный переворот в Омске в ноябре 1918 г. и установление диктатуры А.В. Колчака. Характер партизанского движения. Память о первых большевиках и партизанах гражданской войны в нашем крае.
Сибирь после гражданской войны. Сибревком – чрезвычайный орган управления в Сибири. Ревкомы. Особенности выборов в Советы в 1920 г.
Сибирь и наш край в 30-е годы.
Роль Сибири в планах индустриализации СССР. Великие стройки первых пятилеток в Сибири. Народный энтузиазм, стахановское движение.
Кузбасс в годы первых пятилеток. Облик города. Жилищные условия горожан. Структура питания, одежда, досуг горожан.
Жестокие формы коллективизации в Сибири, свидетельства о превышении полномочий представителей власти по отношению к крестьянству. Последствия коллективизации. Изменения в жизни крестьян нашего края.
Раздел 3. Великая Отечественная война. 1941–1945
(16ч= 6ч(ИР)+10ч(РК)
Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.
Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана “молниеносной” войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.
Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
Вторая мировая война
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и “странная война”. Поражение Франции. “Битва за Англию”. Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. “Новый порядок” на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Сибирь и наш край в годы Великой Отечественной войны.
Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Патриотический подъем. Отношение к мобилизации. Сибирские добровольческие дивизии. Добровольные пожертвования в фонд победы. Кузбассовцы – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. Книга Памяти.
Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация промышленных предприятий в Сибирь, налаживание их работы. Промышленность и сельское хозяйство нашего края – фронту. Рабочие кадры.
Кузбасс в годы войны. Социальные условия жизни эвакуированных. Жилищные условия, размещение эвакуированных. Карточная система снабжения. Подсобные хозяйства. Структура питания. Тяжелые материальные условия жизни.
Раздел 4. СССР в 1945-1953
(3ч= 2ч(ИР)+1ч(РК)
Советский Союз в послевоенный период. 1945–1953 гг.
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование “социалистического лагеря”. Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
Увеличение роли Сибири в экономике страны.
Раздел 5. Россия и мир во второй половине XX века.
(29ч= 10ч(ИР)+10ч(ВИ)+9ч(РК)
СССР в 1953–1964 гг.
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. “Оттепель”. XX съезд КПСС. Разоблачение “культа личности” И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и “курс на построение коммунизма в СССР”. Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.
Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.
Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода “оттепели”. Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
СССР в 1965 г. – начале 1980-х гг.
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. “Застой” в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. “Теневая экономика” и коррупция. Обострение демографической ситуации.
Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция “развитого социализма”. Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.
Советское руководство и “пражская весна” 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.
Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
Советское общество в 1985–1991 гг.
Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на “ускорение”. Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.
“Новое политическое мышление” и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение “холодной войны”.
Мировое развитие во второй половине ХХ в.
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.
“План Маршалла” и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. “Общество потребления”.
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. “Новые левые”. Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Сибирские гидростанции. Добыча нефти и газа в Сибири. Экологические последствия. ВПК Сибири к концу 80-х гг., его структура. Оборонные предприятия Кузбасса. Отставание производства товаров для народа. Тенденции застоя в промышленном развитии.
Освоение целинных полей Сибири. Результаты и последствия – обретения и потери. Социальный состав жителей нашего города и села в 50–80-е гг. Изменения в социально-экономической жизни города (села). Обеспеченность жильем, структура питания горожан и жителей села, одежда, досуг.
Раздел 6. Россия и мир в конце XX – начале XXI века
(12ч= 8ч(ИР)+2ч(ВИ)+2ч(РК)
Российская Федерация на рубеже ХХ–XXI вв.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992–1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.
В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ–XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.
Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
Мир на рубеже ХХ–XXI вв.
Завершение холодной войны и эпохи “двухполюсного мира”. Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
Культурное наследие ХХ в.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
Наш край на пути к рыночной экономике.
Итоговый урок.
Список литературы.
Для обучающихся:
- Алексашкина Л.Н. Мир в XX веке: Дополнительные материалы и практикум к учебникам новейшей истории: Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений: 9-11 классы. – М.: Дрофа,1997.
- Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. – М.: “Лист”, 1998 г.
- Верт Н. История советского государства. 1900-1991: пер. с фр. – М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992.
- Всеобщая история. Справочник школьника. – М.: “Слово”, 1999 г.
- Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС образование, 2006.
- Головатенко А.История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. Изд.2 испр.и доп. М.: Школа-Пресс, 1994.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.. История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений /– 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Данилов А.А. Справочник школьника: История России. XX век. – М.: Дрофа, 1999.
- Единый государственный экзамен 2013. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ – М.: Интеллект-Центр,. 2012.
- История России. 9–11 классы: тесты/ автор-составитель Л.В.Селянина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- История России. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2012г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2011.
- История Современной России 1985–1994гг. Экспериментальное учебное пособие. – М.: Терра, 1995.
- Исторические силуэты /Отв. Ред. С.В. Тютюкин. – М.: Наука, 1991.
- История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Л.Н. Алексашкина, С.Г. Антоненко, С.Н. Бурин и др. – М.: Дрофа, 2007.
- Кадневский В.М. Тесты по истории России XX века :9-11 классы. – 2-е изд.-М,:Айрис-пресс, 2004.
- Новиков С.Н., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. Цивилизация, факты, события, современные концепции. – М.: “Слово”, 1999 г.
- Панкова М.А., Романенко И.Ю., Вагман И.Я., Кузьменко О.А. 100 знаменитых загадок истории/ Худож.-офрмитель Л.Д. Крикач-Осипова. – Харьков: Фолио, 2004.
- Словарь исторических терминов, имен и историко-географических названий. – Составитель А.П. Торопцева. – М.: ООО “Издательство “Росмэн-пресс””, 2002.
- Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобра-зовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. – 9-е изд. – М.: Просвещении, 2011.
- Уткин Н.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы. – М.: Айрис–пресс, 2005.
- Хачатурян. В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца 20 века .9 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений Под. ред. В.И. Уколовой .-6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2002.
- Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930-х./ Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.И. Кораблева. – М.: Просвещение, 1988.
- Шаповалов В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и надолго запомнить материал по истории. – М.: Издательский дом “Новый учебник”, 2001.
- Энциклопедия для детей: (Всемирная история).– 3-е изд. – М.: Аванта +, 2004. 25. Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. – М.: Сфера, 1996.
Для учителя:
- Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. – М.: “Лист”, 1998 г.
- Верт Н. История советского государства. 1900-1991: пер. с фр.-М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992.
- Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС образование, 2006.
- Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 1999.
- Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практ. пособие для учителей. – М., 1999.
- Всеобщая история. Справочник школьника. – М.: “Слово”, 1999 г.
- Всеобщая история Новое время. Виртуальные уроки. "Кордис и Медиа", 2004
- Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практ. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Головатенко А.История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. Изд.2 испр.и доп. М.: Школа-Пресс, 1994
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.. История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений /– 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г.. Рабочая тетрадь по истории России XX – начало XXI века. Пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. В двух выпусках. – М.: Просвещение, 2007.
- Данилов А.А. Справочник школьника: История России. XX век. – М.: Дрофа, 1999.
- Залесский К.А. Кто был кто во Второй мировой войне: Союзники СССР/ К.А. Залеский. – М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “издательство Астрель”: ОАО “ВЗОИ”, 2004
- Единый государственный экзамен 2013. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ– М.: Интеллект-Центр,. 2012.
- История России. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2012 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2011.
- История России. 9–11 классы: тесты/ автор-составитель Л.В.Селянина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- История Современной России 1985–1994гг. Экспериментальное учебное пособие. – М.: Терра, 1995.
- Исторические силуэты /Отв. Ред. С.В. Тютюкин. – М.: Наука, 1991
- История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Л.Н. Алексашкина, С.Г. Антоненко, С.Н. Бурин и др. – М.: Дрофа, 2007.
- Кадневский В.М. Тесты по истории России XX века: 9–11 классы. – 2-е изд. – М,:Айрис-пресс, 2004.
- Короткова, М. В. Наглядность на уроке истории. – М.: ВЛАДОС, 2000.
- Короткова, М. В., Студеникин, М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М.: ВЛАДОС, 1999.
- Новиков С.Н., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. Цивилизация, факты, события, современные концепции. – М.: “Слово”, 1999 г.
- Панкова М.А., Романенко И.Ю., Вагман И.Я., Кузьменко О.А. 100 знаменитых загадок истории/ Худож.-офрмитель Л.Д. Крикач-Осипова. – Харьков: Фолио, 2004.
- Преподавание истории и обществознания в школе. Научно-методический журнал 2002–2010
- Последние дни Романовых. Документы, материалы следствия, дневники, версии. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1991.
- Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М.: Политиздат, 1991.
- Словарь исторических терминов, имен и историко-географических названий. – Составитель А.П. Торопцева. – М.: ООО “Издательство “Росмэн-пресс””, 2002.
- Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. – 9-е изд. – М.: Просвещении, 2011.
- Студеникин, М Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Уткин Н.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8–11 классы. – М.: Айрис –пресс, 2005.
- Хачатурян. В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца 20 века .9 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений Под. ред. В.И. Уколовой .– 6-еизд.,стереотип. –М.:Дрофа, 2002.
- Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930-х./ Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.И. Кораблева. – М.: Просвещение, 1988.
- Энциклопедия для детей: (Всемирная история).– 3-е изд. – М.: Аванта +, 2004. 35. Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. – М.: Сфера, 1996.