Цели урока:
- Изучить основные положения судебной, военной реформ и реформы в области просвещения 60-70-х гг. XIX в., сформировать представление об их значении в истории России.
- Закрепить навыки работы с текстом учебника, обобщения исторических фактов, умение делать выводы, решать проблемную ситуация и аргументировать свою точку зрения. Формировать умение работать с текстом исторических источников.
- Способствовать формированию чувства гордости историческим прошлым своей страны.
Учебно-методическое обеспечение урока:
- Данилова А.А. История России, XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2009
- Презентация “Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в.” (Приложение 1)
- Документы:
Положение о начальных народных училищах (1864 г.).
Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения (1864 г.).
Основные положения Университетского устава 1863 г. (Приложение 2)
План-конспект урока.
I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.
Учитель: сегодня на уроке мы завершаем изучение реформ Александра II. Наша задача познакомиться с содержанием судебной, военной реформ и реформы в области просвещения и оценить историческое значение всех реформ 60–70-х гг. XIX в. (Слайд 2)
О каких реформах Александра II вы уже знаете, почему он вошел в историю как царь-освободитель?
Ученики: крестьянская (1861 г.), освободившая крестьян от крепостной зависимости, земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы (Слайд 3).
Учитель: Почему эти реформы были необходимы в России второй половины XIX века?
Ученики: отставание России, низкая эффективность крепостного труда, массовые выступления крестьян, Крымская война показала отставание армии.
Учитель: либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в. активно изучались и изучаются историками. Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие, а советские историки считали их незавершенными и половинчатыми (Слайд 4). Ваша задача – дать в конце урока свою оценку реформам. Поможет вам в этом заполнение таблицы, начало которой вы сделали дома (Слайд 5):
Реформы | Их значение | Их недостатки |
Крестьянская (1861 г.) | ||
Земская (1864 г.) | ||
Городская (1870 г.) | ||
Судебная (1864 г.) | ||
Военная (1874 г.) | ||
В области просвещения (1863-1864 гг.) |
Проверка домашнего задания: ученики зачитывают значение и недостатки крестьянской, земской, городской реформ; объясняют понятия “гражданское общество” и “правовое государство” (Слайд 6) .
Реформы | Их значение | Их недостатки |
Крестьянская (1861 г.) | Переломный момент, грань между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. | Сохранила крепостнические пережитки (помещичье землевладение, повинности временнообязанных крестьян); крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки) |
Земская (1864 г.) | Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. | Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами. |
Городская (1870 г.) | Как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления , что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. | Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. |
II. Изучение нового материала
Учитель: Продолжим изучение реформ Александра II и заполнение таблицы.
1. Судебная реформа 1864 г. (Работа с текстом учебника: стр.147–148.)
Прочитайте в учебнике о содержании судебной реформы и расскажите о ней по плану (Слайд 7):
- принципы нового суда
- мировые суды
- общие суды:
а) окружные суды
б) судебные палаты - роль Сената
- значение реформы
- недостатки реформы
Ответ учеников:
- принципы нового суда: равенство всех сословий перед законом, гласность суда, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, выборность некоторых судебных органов (Слайд 8);
- мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи выбирались земскими собраниями и городскими думами из лиц не моложе 25 лет, существовал высокий образовательный и имущественный ценз;
- общие суды: а) окружные суды назначались императором, рассматривали
уголовные и сложные гражданские дела, первые – с участием 12 присяжных
заседателей, которые выносили вердикт;
б) судебные палаты назначались императором, рассматривали апелляции, рассматривали дела о должностных преступлениях чиновников; - роль Сената: высшая судебная инстанция (Слайд 9);
- значение реформы: в России создавалась самая передовая судебная система;
- и недостатки реформы: сохранение особых судов для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников (Слайд 10) .
Записываем в таблицу значение и недостатки реформы.
2. Военная реформа 1874 г.
Учитель: Крымская война показала отсталость русской армии. Как она комплектовалась? Что такое рекрутская повинность? Был ли у армии запас?
Ученики: русская армия со времен Петра I комплектовалась на основе рекрутской повинности – выставления определенного числа рекрутов от общины. Служба длилась 25 лет, поэтому отслуживший уже не считался военнообязанным и запаса у армии не было.
Учитель: Послушаем сообщение о военной реформе. Ваша задача – назвать основные направления реформы, ее значение (Слайд 11).
Сообщение ученика о военной реформе.
Учитель: назовите основные направления реформы, направления изменений в армии. Для этого обобщите услышанные вами факты.
А) факты: численность русской армии в 1864 г. – 1 млн. 132 тыс. человек, в 1867 г. – 742 тыс. человек (Слайд 12).
Ученики называют направление: сокращение численности армии.
Б) факты: создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.), Морской академии (1877 г.) (Слайд 31).
Ученики: развитие системы военного образования.
В) факты: отмена рекрутских наборов, введение всесословной воинской повинности с 20 лет (Слайд 14).
Ученики: изменение порядка комплектования армии.
Г) факты: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Бердана (берданка), началось строительство парового флота (Слайд 15).
Ученики: перевооружение армии и флота.
Д) факты: по новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено время на строевую подготовку, запрещались телесные наказания (Слайд 16).
Ученики: совершенствование боевой подготовки.
Ученики отвечают на вопрос учителя о значении и недостатках реформы (Слайд 17). Ответы записываются в таблицу.
3. Реформы в области просвещения (1863–1864 гг.)
Учитель: уже в первой половине сформировались три ступени образования: начальная, средняя, высшая. Реформы затронули каждый из них (Слайд 18).
Поработаем по рядам с документами, выясним, что изменилось в каждом уровне образования.
1-й ряд. Работает с Положением о начальных народных училищах (1864 г.) (Слайд 19).
Отвечает на вопросы:
1. Какие учебные заведения создавались данным Положением?
2. Что изучалось в народных училищах?
3. Кто принимался в народные училища?
4. Как решался вопрос об оплате за обучение?
2-й ряд. Работает с Уставом гимназий и прогимназий Министерства Народного Просвещения (1864 г.) (Слайд 20).
Отвечает на вопросы:
1. Какие виды гимназий создавал Устав? Чем они различались?
2. Кто и сколько лет мог обучаться в гимназиях?
3. Было ли обучение в гимназиях доступно для всех?
3-й ряд. Работает с Основными положениями Университетского устава 1863 г. (слайд 21).
Отвечает на вопросы:
1. Кто осуществлял управление университетом?
2. Как назначались деканы факультетов и ректор университета?
3. Как формировался Университетский суд? Каковы его функции?
4. Кто мог стать студентом университета?
5. Каковы преимущества университетов?
Учитель: возможность университетов решать многие вопросы самим означала их автономию, т.е. самостоятельность.
Реформы создали условия для развития женского образования: появились женские гимназии, открывались высшие женские курсы (Бестужевские курсы в Петербурге), женщины стали допускаться в университеты как вольнослушатели, т. е. не получали дипломов о высшем образовании.
Ученики отвечают на вопрос учителя о значении и недостатках реформы (Слайд 22). Ответы заносятся в таблицу и ее заполнение завершается (Слайд 23):
Реформы | Их значение | Их недостатки |
Крестьянская (1861 г.) | Переломный момент, грань между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. | Сохранила крепостнические пережитки (помещичье землевладение, повинности временнообязанных крестьян); крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки) |
Земская (1864 г.) | Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. | Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами. |
Городская (1870 г.) | Как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. | Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. |
Судебная (1864 г.) | Самая передовая в тогдашнем мире судебная система. | Сохраняла ряд пережитков прошлого (особые суды). |
Военная (1874 г.) | Создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. | Просчеты в системе организации и вооружения войска. |
В области просвещения (1863-1864 гг.) |
Расширение и совершенствование образования всех уровней. | Недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения. |
III. Заключительный этап урока
Учитель: оцените историческое значение либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в. Объясните свою оценку.
Ученики, глядя на обобщающую таблицу, формулируют свои оценки и объясняют их, отмечают значительную роль реформ для России и незавершенность некоторых из них.
Подведение итогов урока.
Запись домашнего задания (Слайд 24):
подготовиться к самостоятельной работе,
повторить содержание и значение реформ Александра II по п.20, стр. 144–150,
проверить свои знания можно с помощью практикума на сайте: http://fcior.edu.ru/card/9397/velikie-reformy.html