Проектно-исследовательская технология: учебное исследование

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели:

  1. Получить первоначальное представление об укладе жизни в дворянской усадьбе, о быте русской деревни.
  2. Обозначить характеры помещиков, обратить внимание на художественные средства их создания, проследить основные сюжетные линии.
  3. Развивать навыки чтения, интерес к живому слову, исследовательской работы путем привлечения знаний из области истории, культуры, экономики, географии, сельского хозяйства; углубить знание истории родного края.
  4. Заинтересовать учащихся творчеством А.С.Пушкина.

В процессе работы над проектом были созданы по интересам и склонностям группы учащихся по разным направлениям.

Группа “Лингвисты”.

Задания:

– Поработать с “Толковым словарем живого великорусского языка” В.И.Даля и со “Словарем иностранных слов” для подготовки к уроку в качестве консультантов.
– Подобрать пословицы и поговорки о жителях дворянской усадьбы для характеристики их рода занятий, образа жизни.
– Доказать, что язык повести красив и легок.

Группа “Литературоведы”.

Задания:

– Поразмышлять над жанрово-родовыми особенностями повести, определить ее сходство с рассказом и отличие.
– Изучение статей “Литературный быт пушкинской поры”, подбор материала для газеты – раскладушки и выступления на уроке “Родительская власть в XIX веке”.

Группа “Художники”.

Задания:

– Попытаться представить, а потом изобразить на бумаге место, где живут герои.
– Нарисовать планировку комнат в господском доме.
– Нарисовать господский дом и расположение хозяйственных построек внутри усадьбы.
– Изобразить план местности, где располагалось Прилучино и Тугилово, с полями, рощами, рекой, оврагами.
– Подготовить “защиту” своих работ.

Группа “Историки”.

Задания:

– Подготовить сообщения “Мир дворянской усадьбы”, “Крепостное право”.
– Подготовить исторический комментарий к тексту повести.
– Найти интересный материал для оформления выставки – раскладушки.

Группа “Краеведы”.

Задания:

– Побеседовать с краеведом Чаплиевой Н.П. об усадьбе Раевских, когда-то расположенной на территории села.
– По материалу беседы подготовить сообщение к уроку.

Группа “Хозяйственники”.

Задания:

– Подготовить сообщения о занятиях жителей дворянской усадьбы, личном хозяйстве крестьян.
– Подобрать материал для выставки-раскладушки.

Все группы объединены одной группой – “Читатели”.

Виды деятельности:

  1. Беседа с учителями ИЗО и географии.
  2. Беседа с родителями, бабушками и дедушками о ведении домашнего хозяйства.
  3. Работа со справочной литературой.
  4. Создание иллюстраций по повести, плана местности и планировки комнат господского дома.
  5. Внутригрупповое и межгрупповое общение с целью обмена информацией для подготовки к уроку.

Отчетные материалы:

1. Выставка рисунков, плана местности и планировки господского дома.

2. Письменное оформление индивидуальных сообщений “Еда – людское зерцало”, “Обычный летний день в дворянском доме” и выставки-раскладушки “Мир дворянской усадьбы XIX века” с информацией об одежде и посуде русских крестьян, надворных постройках дворянских усадеб, породах собак и лошадей, имевшихся в усадьбах и др.

3. Урок-проект.

Оборудование: Портрет Пушкина, выставка рисунков плана местности и господского дома, текст “Повестей Белкина” с закладками, “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля, Современный словарь иностранных слов, Контрольный лист учащегося, выставка иллюстраций Шмаринова к “Повестям Белкина”, стенды “Пиши правильно” и “Болдино (1830).

Оформление доски.

Мир русской усадьбы в повести А.С.Пушкина “Барышня-крестьянка”.

Рисованный мелом профиль А.С.Пушкина, его автограф.

Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали села; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
А.С.Пушкин “Евгений Онегин”

Ход урока

I. Мотивация.

Учитель цитирует эпиграф к уроку, объявляет тему и цели урока.

Учитель: – “Мир русской усадьбы в повести А.С.Пушкина “Барышня-крестьянка”. Сегодня нам предстоит обобщить исследовательскую работу по данной теме Вы, ребята, были разделены задолго до урока на несколько исследовательских групп по интересам. У каждой было свое задание и назначение.

Перед каждым из вас, ребята, лежит контрольный лист, который вы должны заполнять по ходу урока, делать какие-то особые отметки, касающиеся темы урока.

Контрольный лист

ФИ уч-ся_________________________________

Группа:__________________________________

Вид деятельности __________________________________________________

Тема урока: “Мир русской усадьбы в повести А.С.Пушкина “Барышня-крестьянка””

Жители дворянских имений Деятельность Одежда Господский дом Хозяйственные постройки усадьбы Животные и птица Читательские пристрастия героев повести

Ребята, безусловно, “Повести Белкина” невозможно исчерпать за один раз, тем более в вашем возрасте. Чтобы осознать глубину пушкинского постижения мира, вы будете возвращаться к его творениям на протяжении всей своей жизни.

Я предлагаю вам восстановить, опираясь на текст повести и материалы ваших исследований, целостную картину русской дворянской усадьбы, ее жизни и быта, который складывался на протяжении нескольких столетий, был четко организован, каждый человек знал свое место и свои обязанности. Это даст нам возможность представить мир наших предков во всем объеме, почувствовать вместе с героями повести радость и грусть, увидеть жизнь их глазами, окунуться в ту среду, в которой формировались характеры главных героев. Проникновение в мир дворянской усадьбы позволит нам более глубоко почувствовать лирику поэтов пушкинской поры, понять прозу самого Пушкина и других писателей XIX века.

Эпиграфом к уроку я взяла слова Пушкина из “Евгения Онегина”, которые процитировала ранее.

II. Обмен информацией.

Учитель: Российская империя XIX века делилась на губернии, а губернии – на уезды. Действие повести происходит в уезде “одной из отдаленных наших губерний” (отдаленной от столиц). В начале XIX века человека характеризовали по принадлежности к тому или иному сословию: крестьян, мещан, купцов, чиновников или дворян. Принадлежность к сословию определяла имущественное положение и социальный статус. Давайте обратимся к нашим героям. Кто такой Иван Петрович Берестов? Что о нем в самом начале повести говорится?

Ученик – “Читатель” цитирует: “В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор оттуда не выезжал”.

Учитель: Как прокомментируют эти слова наши “Историки”?

Ученик – “Историк”: Выходит, что Берестов служил в гвардии при Екатерине II, что было привилегией богатых дворянских фамилий. Иван Петрович выходит в отставку в начале 1797 года, когда после смерти Екатерины на престоле оказывается Павел I. Молодой, пылкий гвардеец, Берестов не желает повиноваться Павлу, и его протест против новых порядков выражается прошением об отставке. Можно предположить, что Берестову в это время было около 30 лет, то есть родился он около 1767 года.

Учитель: А что говорит В.И.Даль о дворянине? Вам слово, “Лингвисты”.

Ученик – “Лингвист” отвечает.

Учитель: Что значит, быть хозяевами жизни? Прослушайте краткую историческую справку.

Ученик – “Историк” приводит историческую справку.

Учитель: А как Берестов относился к жене? Что вам подсказывает текст?

Ученик – “Лингвист” отвечает.

Учитель: А помните его слова, сказанные Алексею о будущей жене: “Не твое горе – ее счастье”. Он не считал счастье женщины заботой мужа и вряд ли был способен чувствовать глубину утраты. Именно поэтому “хозяйственные упражнения скоро его утешили”.

Как удалось Берестову стать одним из самых богатых помещиков губернии?

Ученик – “Читатель” отвечает.

Учитель: Хорошим ли хозяином был Берестов?

Ученики – “Читатели” отвечают.

Учитель: Что про таких говорили в народе?

Ученик – “Лингвист”: “Спесь дворянская, а ум крестьянский” (В.И.Даль). Он знал цену труду, времени, деньгам и поэтому не мог понять сумасбродства Муромского.

Учитель: Как вы думаете, какой была жизнь Муромского до его переезда в деревню?

Учитель: Как живет Муромский в своем поместье? Каких крыловских героев напоминают нам Берестов и Муромский? (Учащиеся отвечают).

Учитель: Ребята, послушайте краткое сообщение учеников группы “Историки” о русской дворянской усадьбе по материалу энциклопедии для детей Аванта+ “История России”.

Учитель: Наступило время отчета группы “Художники”.

1-й ученик – “Художник”: Мы получили задание: Попытаться воспроизвести, исследовав текст повести и немного пофантазировав, вид, план господского дома и усадеб Муромского и Берестова. Вот что у нас получилось... .

2-й ученик – “Художник”: “Читая повесть “Барышня-крестьянка”, я представлял его героев, те места, где происходили события. В моем воображении возник план местности с имениями Берестова и Муромского, с рекой, садами, огородами, пашнями, рощами… .

1-й ученик – “Хозяйственник”: Мой дедушка говорил, что взрослой здоровой лошади в день требуется ведро овса, это примерно 6 кг, умножаем на количество дней в году и получаем около 2т. Такой урожай в хороший год можно собрать с одного гектара. Но ведь лошадь кормят не только овсом. Площадь луга, на котором вырастет количество травы, необходимой для одной коровы на зиму – 50 соток (полгектара). Напомню, что в усадьбе и Берестова, и Муромского был не один десяток лошадей и коров и все сельскохозяйственные работы выполнялись крестьянами вручную.

2-й ученик: А представьте, сколько собак требовали ухода на псарне дворянина… .

Учитель: Как вы думаете, ребята, была ли на территории нашего села помещичья усадьба? Об этом вам расскажут наши “Краеведы”.

1-й ученик – “Краевед”: Нашим заданием были встреча и беседа с краеведом Чаплиевой Н.П. Мы должны были узнать об имении, которое было в нашем селе. Надежда Прокофьевна рассказала, что на том месте, где она сейчас живет, стоял дом управляющих Раевских. В нем было около тридцати комнат. Когда Раевские приезжали в Красное, то они в нем останавливались. Он был построен буквой “П”. Это был настоящий господский дом. Очень интересный был в нем пол. В самом низу клали лаги, на них стелили толстые доски, потом – рубероид, затем – войлок, потом – снова доски. Сам дом был дубовый, крыша покрыта черепицей.

Комнат было настолько много, что люди в нем терялись. На месте дома, где сейчас живут Руденко, была баня, а рядом с сараем Михеевых – конюшня.

Прямо из дома вниз к реке шли ступеньки к купалке. С обеих сторон они были обсажены сиренью, она до сих пор там растет. Прислуга в доме была многочисленная. Постельное белье меняли в доме каждый день.

В селе были три церкви: Архангельская, Покровская и Казанская.

2-й ученик – “Краевед”: Мы подготовили для вас небольшую экспозицию, в которую входят предметы 19 века, найденные на территории нашего села. Они могут рассказать о быте русской дворянской усадьбы… .

Учитель: Каждая помещичья усадьба была как бы самостоятельным государством, каждый барин был полноправным хозяином своих земель и крепостных. Будучи фактически диктатором, такой помещик не церемонился со своими собственными детьми, присваивая себе право распоряжаться их судьбами. Докажите это с помощью текста.

Ученики – “Читатели” отвечают.

Учитель: Спасибо. Я очень внимательно слушала ваш отчет, ребята. И у меня осталось последнее задание, которое я адресую “Литературоведам”. Докажите, что “Барышня-крестьянка” – повесть, а не рассказ.

Ученики – “Литературоведы” отвечают.

III. Рефлексия.

Учитель:

Думаю, что наше исследование было для вас интересным, оно поможет понять вам проблемы дворянства и народа в “Капитанской дочке”, станет основой для прочтения “Евгения Онегина”. (Обращение к эпиграфу.)

Ведь старинный быт постепенно уходит из памяти людей. Современному человеку без определенных знаний трудно представить, что такое дворянская усадьба или лучина, вотчинная контора, кто такие камердинер и наперсница. Между тем на протяжении многих столетий все это существовало и являлось частью устоявшегося, вошедшего в плоть и кровь, переходившего от поколения к поколению традиционного жизненного уклада.

Остается надеяться, что будущие исследователи, а в их числе, верю, ребята, будет кто-то из вас, бережно и с любовью воссоздадут еще не изученный полностью мир пушкинской эпохи, без которого невозможно представить себе общую картину жизни нашей Родины.