Цели урока:
обучающие:
- контроль уровня теоретических знаний по данной теме;
- контроль за умением применять теоретические знания на практике (решение задач);
развивающие:
- развитие познавательного интереса;
- развитие у учащихся умения обобщать и систематизировать полученные знания;
воспитательные:
- воспитание умения высказывать свое мнение и слушать других;
- воспитание аккуратности в работе;
- воспитание чувства товарищества;
- создание необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и стимулирования творческого труда учащихся.
Тип урока: урок закрепления знаний учащихся (автоматизации материала) с доминированием развивающей цели.
Группа: 31 “Б”.
Оборудование урока:
- презентация;
- ПК, тест.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
План.
1. Организационный момент.
- Приветствие. Проверка присутствующих. Тема и цели урока. (3 мин).
2. Повторение (алгоритм создания таблицы истинности)(5 мин).
3. Закрепление полученных знаний по теме “Логические операции. Составление таблиц истинности. Тавтология” с ведущей игровой мотивацией “На пути к истине”.
- 1 этап “Черный ящик” – повторение в форме теста на ПК – (10 мин).
- 2 этап “Высказывания” – самостоятельная работа со взаимопроверкой (10 мин).
- 3 этап “Время не ждет” – работа с высказываниями, устная проверка. (10 мин).
- 4 этап “Истинность данных”– групповая работа со взаимопроверкой (15–20 мин).
- 5 этап “Все по формулам” – фронтальная работа (7 мин).
- 6 этап “Истина где-то рядом” – индивидуальная работа (15 мин).
4. Рефлексия деятельности – выставление оценок по шкале (10 мин).
5. Бонусный этап – задания на развитие логического мышления (10 мин).
6. Итоги урока.
Ход урока
1. Организационный момент (1–2 мин).
- Приветствие. Проверка присутствующих. Тема и цели урока.
2. Повторение (5 мин).
Для того, чтобы нам без трудностей преодолевать все этапы урока и выполнять все задания необходимо вспомнить тему прошлого урока– составление таблиц истинности. Скажите, как правильно составлять таблицы истинности, какой для этого вы знаете алгоритм?
- Определить число переменных (n).
- Определить число строк в таблице (2n).
- Записать все возможные значения переменных.
- Определить количество логических операций и их порядок.
- Записать логические операции в таблицу истинности и определить для каждой значение.
Правильно. Теперь я думаю мы можем приступать к нашему уроку.
3. Закрепление полученных знаний по теме “Логические операции. Составление таблиц истинности. Тавтология” с ведущей игровой мотивацией “На пути к истине”.
В течение урока каждый учащийся набирает баллы за выполнение очередного
задания, отмечает их на шкале, которые в конце урока переводятся в оценку.
Максимальное количество 35 баллов.
Критерии оценки: “5” – 30–35 баллов, “3” – 18–23 баллов, “4” – 24–29
баллов, “2” – меньше 17 баллов.
Отмечайте набранные вами баллы на шкале.
Сегодня на уроке вам представится возможность проверить себя. Мы будем
преодолевать винтовую лестницу “На пути к истине”, тем самым проверим наши
знания по теме “Логические операции. Составление таблиц истинности. Тавтология”.
Лестница содержит 6 основных этапа и 1 дополнительный (бонусный).
1-й этап “Черный ящик” (10 мин) – повторение в форме теста на ПК–
индивидуальная работа
(оценивание: максимальный балл за выполнение теста 5).
2-й этап “Высказывания”– самостоятельная работа на местах! Ваша задача,
разобрать предложенные высказывания и определить какие из них являются
высказываниями, какие высказывательными формулами и какие не являются ни тем ни
другим.
Взаимопроверка по презентации: обменялись тетрадями и проверили, поставили баллы.
Выявить высказывания, высказывательные формы, не то не другое:
- Москва – столица России.
- 3 + 2 =5
- Число слов в этом предложении равно 5
- 3х = 15
- Весна– прекрасное время года!
- Она– красивая девочка.
- 2 + 45 = 63
- В четырехугольнике противоположенные стороны равны.
- Знаете ли вы как прекрасны южные ночи?
- Суп– самое вкусное блюдо.
- Волга впадает в Каспийское море.
- 5х < 4
- В городе А более 100 000 жителей.
- Белые медведи живут в Африке.
- Существуют инопланетные цивилизации.
(Оценивание: 1 балла за правильный ответ, если ответ неверен, то баллы не начисляются.)
3-й этап “Время не ждет” – работа с высказываниями.
Каждый из учащихся получает по 2 простых высказывания, из которых нужно получить
составное высказывание, путем добавления логических связок. После выполнения
задания устная проверка: по цепочке – каждый учащийся встает, читает полученное
высказывание в 1-ой части задания, или определяет истинность высказывания с
пояснением своего ответа во 2-ой части (оценивание: 1 балл за правильный
озвученный ответ, если ответ неверен, то баллы не начисляются).
Задание | ||
Высказывание | Ответ | |
1. Из двух простых высказываний постройте сложное высказывание, используя логические связки НЕ, И, ИЛИ, ЕСЛИ....,ТО, ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА. | ||
Все студенты изучают математику. Все студенты изучают литературу. | Все ученики изучают математику и литературу. | |
Эта ночь звездная. Эта ночь не холодная. | Эта ночь звездная и не холодная. | |
Марина старше Светы. Оля старше Светы. | Света младше Марины и Оли. Марина и Оля старше Светы. |
|
Одна половина класса изучает английский язык. Вторая половина класса изучает немецкий язык. | Половина класс изучает английский или немецкий язык. | |
Часть туристов любит пить чай. Остальные туристы любят молоко. | Туристы любят пить чай или молоко. | |
Синий кубик меньше красного. Синий кубик меньше зеленого. | Синий кубик меньше красного и зеленого. | |
Диагонали ромба взаимно перпендикулярны. Диагонали ромба делят углы пополам. | Если Диагонали ромба взаимно перпендикулярны, то делят углы пополам. | |
8 | Солнце всходит на Востоке. Солнце заходит на Западе. | Солнце всходит на Востоке тогда и только тогда, когда заходит на Западе. |
9 | Телепатия существует. Некоторые физические законы требуют пересмотра. | Телепатия существует и некоторые физические законы требуют пересмотра. |
10 | Я буду изучать английский язык. Я буду изучать немецкий язык. | Я буду изучать английский язык или немецкий язык. |
4-й этап “Истинность данных” – самостоятельная работа со взаимопроверкой.
Класс делится на два варианта ИСТИНА и ЛОЖЬ. (1-й ряд – истина, 2-й ряд – ложь)
– оценивается правильное выполнение по 1 баллу за каждое задание.
Задания |
|
Вариант ИСТИНА | Вариант ЛОЖЬ |
1. Построить таблицу истинности для следующей функции: | |
2. Записать высказывание на языке алгебры высказываний и построить таблицу истинности: | |
Я поеду в Киев, и если встречу там друзей,
то мы интересно проведем время. |
Если я поеду в Киев и встречу там друзей, то мы интересно проведем время. |
5-й этап “Все по формулам…” (2 балла за каждый правильный ответ).
Соотнесите правильно формулу логики высказывания с формализованным сложным высказываниям. Фронтальная работа. (По поднятой руки.)
6-й этап “Истина где то рядом…” (4 балла за правильный ответ).
Установите с помощью таблиц истинности, какие из следующих формул– тавтологии (индивидуальное задание).
4. Рефлексия деятельности. Итак, проверим на сколько вы близки к истине. Подсчитайте сколько баллов вы заработали и поставьте соответствующую оценку. Встаньте, кто получил “5”, “4”. Те, кто получил “3” я вижу. Садитесь. Что понравилось? Что было трудно?
5. Бонусный этап – задания на развитие логического мышления.
Каждый из учащихся может получить дополнительную оценку, выполнив верно
предложенные задания. Задания нестандартного типа, которые направлены на
формирование логического мышления.
Задание |
Ответ |
|
1 | Расставьте недостающие знаки логических операций: и ? (л ? и)= и |
и ∧ (л ∨ и)= и |
2 | Составьте таблицу истинности, выявите при каких
значениях А, В, С будет истинно данное выражение А&(ВÚ С) |
1) при А = и, В = л, С = и 2) при А = и, В = и, С = л 3) при А, В, С = И |
3 | Для формулы составьте формализуемое ею высказывание |
(Оценивание: “5” – все или 3 задания выполнены верно, “4” – два задания
выполнены верно, “3” – одно задание выполнено верно – по желанию.)
6. Итоги урока.
– Сегодня на уроке мы закрепили и обобщили знания и умения по теме “Логические
операции. Составление таблиц истинности. Тавтология.
– Спасибо за урок.
Литература.
- Информатика в школе: Приложение к журналу “информатика и образование”. №5 – 2007. – М.: Образование и Информатика, 2007. – 96 с.: ил.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 304 с.: ил.
- Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003. – 64 с.