Цель урока: повторить и закрепить навыки работы с компьютерными программами при решении экономических задач.
Задачи урока:
- образовательная: формирование навыков работы с программами Калькулятор, Word, PowerPoint, Excel при решении задач по экономике;
- развивающая: развитие креативного мышления, реакции на ситуативность, познавательный интерес;
- воспитательная: воспитание внутригруппого сотрудничества и делового общения, совместной выработки решений, умения публично выступать, воспитание информационной культуры.
Форма проведения: деловая игра.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дорогие друзья, сегодня на уроке вам предлагается поучаствовать в деловой игре. Деловая игра предполагает, что вы со всей серьезностью примете правила игры и предлагаемые вам возможные жизненные обстоятельства. Успех игры зависит от вашей способности воплотиться в предлагаемые жизненные роли и принять предлагаемую ситуацию. Сегодня вам представится возможность показать свои предпринимательские, организаторские, коммуникативные и творческие способности.
(Слайд 1, см. Презентацию)
Учитель информатики: Ребята, как вы думаете, что мы должны повторить на уроке по этой теме?
Ответы учащихся.
Учитель экономики: А все это мы повторим при решении прикладных задач по экономике по темам: “Доход. Прибыль. Издержки производства”.
А эпиграфом к нашему уроку хочется взять китайскую пословицу:
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Этапы урока: (Слайд 2)
- Планерка (тестирование).
- Представление фирм (Проверка творческого группового домашнего задания).
- Рабочий день:
А) решение задачи (доход – издержки – прибыль, Калькулятор);
Б) Построение графика издержек (в электронных таблицах). - Расширение материально – технической базы (Интернет).
- Реклама (Word, PowerPoint).
- Работа на дом (Дифференцированный кроссворд).
- Решение проблемы– вырубка леса (фильм).
- Подведение итогов рабочего дня (контрольно-оценочная деятельность).
II. Закрепление пройденного материала.
1-й этап. Планерка (тестирование) (Слайд 3)
Как в любой фирме, организации в начале рабочего дня проходит планирование на весь день, так и мы с вами настроимся на работу, проверив, как вы владеете основными понятиями по информатике и экономике. (Приложение 1)
2-й этап. Представление фирм (презентации в PowerPoint).
Учитель экономики:
Ты скажешь, эта жизнь – одно мгновенье.
Ее цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведешь ее, так и пройдет.
Не забывай – она твое творенье.
Учитель информатики: Сейчас вы продемонстрируете одно из своих творений. Дома вам было задано творческое групповое задание – составить презентацию о своей фирме и подготовить ее защиту. Другие группы будут оценивать ваши работы с точки зрения грамотности, эстетического оформления, правильности. Представьте свою фирму.
(Слайд 5)
1. Фирма “Лесоруб”. (Приложение 2)
2. Частное предприятие “Крона”. (Приложение 3)
3. Частное предприятие “Лесовоз”. (Приложение 4)
4. Компания “Дачник”. (Приложение 5)
3-й этап. Рабочий день.
Учитель экономики: Для того, чтобы фирма эффективно работала вы должны уметь правильно рассчитывать издержки производства и полученную прибыль.
Учитель информатики: Каждой группе предлагается решить задачу с использованием стандартной программы Калькулятор.
Решите задачу.
Фирма “Лесоруб” заготовила 100 кубометров леса. На поездку в лес и на вывоз было израсходовано 500 литров солярки по цене 20 рублей за литр. Зарплата 5 наемных рабочих составила 35 000 рублей. Оклад бухгалтера фирмы 7 000 рублей. За весь лес (кругляк) при продаже предприниматель выручил 170 000 рублей.
Определить: а) затраты производства; б) прибыль предпринимателя.
Решите задачу.
Фирма “Мастер” закупила у фирмы “Лесоруб” 80 кубометров леса по цене 1700 рублей за 1 м3. При его обработке было потрачено 26 000 рублей за оплату электроэнергии и 10 000 рублей на дизельное топливо за подвоз леса к пилораме. Зарплата рабочих составила 20 000 рублей в месяц, а оклад бухгалтера – 12 000 рублей. За продажу обрезной доски предприниматель выручил 270 000 рублей.
Определить: а) затраты производства; б) прибыль предпринимателя.
Решите задачу.
Владелец фирмы по перевозке грузов закупил в фирме “Мастер” обрезную доску на сумму 225 000 рублей. Для получения прибыли он решил ее продать в Москве фирме “Дачник”. Для перевозки требуется 12 000 рублей на дизельное топливо и 3 водителя с окладом 10 000 рублей каждый. В Москве он выручил при продаже 300 000 рублей.
Определить: а) затраты перевозки; б) прибыль предпринимателя.
Решите задачу.
Фирма “Дачная” закупила оптом доску обрезную в количестве 50 м3 по цене 6 000 рублей за кубометр. Для складирования требуются 4 рабочих с окладом 5000 рублей на каждого и бухгалтер с окладом 12 000 рублей. Для строительства дач в Московской области предприниматель нанял бригаду строителей с общей зарплатой 50 000 рублей. На другие строительные материалы ушло 500 000 рублей. Он продал эти дачи на сумму 2 000 000 рублей.
Определить: а) затраты строительства; б) прибыль предпринимателя.
Ответы к задачам (Слайд 5).
Учитель экономики: Знающий предприниматель умело разделяет постоянные и переменные издержки. Вам предлагается заполнить таблицу и построить график одного типа издержек производства.
Учитель информатики: Предлагаю построить эти графики в Электронных таблицах (Слайд 6).
Q | TC | VC | FC |
0 | 1000 | 1000 | |
1 | 1300 | ||
2 | 1800 | ||
3 | 2600 | ||
4 | 3600 | ||
5 | 4800 |
Построить график ТС
Q | FC | TC | VC |
0 | 60 | 0 | |
1 | 130 | ||
2 | 180 | ||
3 | 230 | ||
4 | 300 | ||
5 | 350 |
Построить график FС
Q | VC | FC | TC |
0 | 0 | 20 | |
1 | 160 | ||
2 | 300 | ||
3 | 400 | ||
4 | 460 | ||
5 | 500 |
Построить график VС
Q | TC | FC | VC |
0 | 300 | 0 | |
1 | 70 | ||
2 | 130 | ||
3 | 180 | ||
4 | 220 | ||
5 | 270 |
Построить график ТС
Ответы к таблицам в графиках. (Слайд 7)
4-й этап. Расширение материально-технической базы. (Слайд 8)
Учитель информатики: Доступ к необходимой дополнительной информации всегда можно получить в глобальной сети Интернет.
Учитель экономики: Мы предлагаем воспользоваться сетью Интернет для расширения материально-технической базы фирмы. Закупка нового оборудования, техники поможет повысить производительность труда.
Во время проведения 3 и 5 этапов учащиеся выходят в Интернет.
5-й этап. Реклама. (Слайд 9)
Учитель экономики: Для расширения контактов с другими фирмами, для увеличения сбыта своей продукции фирмы используют рекламу своего товара.
Учитель информатики: Вам предлагается с помощью программ Word, PowerPoint составить рекламу для своей фирмы.
6-й этап. Работа на дом. (Слайд 10)
Учитель информатики: Мы предлагаем составить кроссворд.
На “3 и 4”: только по одному предмету: экономике или информатике.
На “5”: одновременно по двум предметам.
7-й этап. Проблемная ситуация. (Слайд 11, 12)
Учитель экономики: Мы с вами хорошо поработали. А что положительного и отрицательного мы увидели в деятельности наших фирм?
Ответы учащихся.
Учитель информатики: Одним из отрицательных последствий работы ваших фирм является вырубка леса. Вашему вниманию предлагается фильм (Приложение 6), после просмотра, которого вы постарайтесь предложить выход из сложившейся ситуации.
Дети предлагают пути выхода.
8-й этап. Подведение итогов рабочего дня.
Оценка работы каждого работника выставляется в специальном бланке отчета о работе.
Бланк отчета о работе.
____________________________________________________
Планерка | Презентация | Рабочий день | Реклама | Итог |
III. Рефлексия. (Слайд 13)
Учитель экономики: Мы закончили урок, и очень бы хотелось увидеть ваше настроение, эмоции после проведенного урока
Учитель информатики: Для этого вы группой создадите один слайд, настроите фон, и напишите объектом WordArt фразу, подходящую вашему эмоциональному настрою. Вставьте подходящий смайлик.