Программные задачи:
- Закрепить и уточнить представления детей о Земле, жизни людей на ней.
- Продолжать формировать творческий потенциал личности детей, развивая воображение, логическое и абстрактное мышление.
- Закрепить умение отвечать на вопросы познавательного характера, доказывать свой ответ, развивать способность рассуждать.
- Воспитывать осознание себя человеком через интерес и любовь к себе, другим людям, природе и Родине – как единому целому в окружающем мире.
Предварительная работа: занятия в кружке “Я человек”.
Материал: Игрушка Лунтик; схемы: “Что такое Земля?”, “Что есть на Земле”, “Кто такие люди?”, “Что объединяет все живое?”, “Мы все разные”, “Я люблю”; карточки – модели; изображения животных; угощение.
Ход занятия
Воспитатель. Однажды на луне появился Лунтик. Он очень любознательный и ему нравится путешествовать. Неожиданно он появился у нас на Земле и даже в нашей группе.
Лунтик. Здравствуйте! Я хочу узнать, где я и кто вы?
Воспитатель. Ты на Земле, а мы люди. А почему ты хочешь узнать о нас?
Лунтик. Когда я вернусь на Луну, я всем расскажу, где я побывал.
Воспитатель. Хорошо, мы поможем тебе и еще подарим альбом с рисунками. Задавай свои вопросы.
Лунтик. Что такое Земля? Что есть на Земле?
(Дети отвечают на вопрос, рассуждают – суша, континенты, вода и т.д.), дарят первую страницу.) Приложение 1.
Лунтик. Ребята, на Земле все, что нас окружает можно разделить на природный мир и рукотворный. Что значит рукотворный мир? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям игру ТРИЗ “Классификация”.
Цель: разделить картинки на природный мир и рукотворный.
Дети дарят Лунтику 2-ю страницу альбома. Приложение 2. (Картинки с изображением природного и рукотворного мира)
Лунтик. Кто такие люди? Где в природе находится человек?
Воспитатель. Ребята, расскажите, на какую природу делится природный мир?
Ответы детей: живую природу и неживую.
Воспитатель предлагает детям игру ТРИЗ “Классификация”.
“Живая и неживая природа”.
Цель: расставить фишки на явления живой и не живой природы. (Детям предлагается пейзажная картина.)
Дети дарят Лунтику 3-ю страницу альбома. Приложение 3.
Лунтик. Я понял, что вместе оказались все, кто похож друг на друга. Человек, животные,
птицы, рыбы, растения и похожи друг на друга, и не похожи.
Воспитатель предлагает детям игру “Похожи – не похожи”.
По ходу игры уточняется, что человек научился делать то, что умеют делать другие представители живого мира. (Пример: рыбы умеют плавать и человек умеет плавать и т.д.)
Лунтик. Что объединяет все живое?
Дети отвечают на вопрос, дарят Лунтику 4-ю страницу альбома. Приложение 4.
Физкультминутка. “Фу-ты, ну-ты”.
Воспитатель произносит слова "Фу-ты ну-ты, повернись и в него ты превратись" и показывает картинку в кого надо превратиться.
(Дети имитируют животных.)
Лунтик. Значит человек главный.
Воспитатель. Нет, он просто более развитый, разумный. Человек все время чему-то учится и значит, многое умеет.
Лунтик. Значит, люди похожи друг на друга?
Воспитатель. Внешне могут быть похожи родственники. Ребята, назовите своих родственников и на кого вы похожи?
(Ответы детей.)
Воспитатель. А чем, ребята, люди отличаются друг от друга?
Дети отвечают на вопрос, составляют рисунок-схему, дарят Лунтику 5-ю страницу альбома. Приложение 5.
Лунтик. Как вы живете вместе такие разные? Наверное, ссоритесь, спорите?
Воспитатель. Конечно, по-разному бывает, но люди придумали правила.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и объяснить рисунки-схемы с изображением правил: любить себя, любить друг друга, любить природу, любить Родину, трудиться. Дети дарят Лунтику 6-ю страницу альбома. Приложение 6.
Воспитатель. Человек на Земле свободен, он не только выполняет правила, но имеет определенные права.
Обсуждение с детьми по схеме "Наши права". Приложение 7.
Воспитатель. Самое главное качество человек – это умение любить. Посмотрите на схему и расскажем Лунтику, о том, что мы можем любить.
Лунтик. Вот какой у меня теперь альбом замечательный! Спасибо вам, ребята!
Воспитатель. Лунтик, погости у нас, останься. Мы рассказали тебе о Земле, а ты нам расскажешь о Луне. Договорились?
Лунтик. Хорошо, договорились.