Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.
В докладе о приоритетных направлениях развития российского образования говорится: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”.
В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, школа, церковь и государство.
Путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.
В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.
В нашей работе мы говорим о духовности, как ценностном измерении высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Культура – это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
На своих уроках-занятиях, мы хотим приобщить детей к тому, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть, что мы и пытаемся делать.
Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта– всего без чего мы – не полны, не цельны.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки цикла уроков по духовно-нравственному образованию и воспитанию учащихся.
Цель программы:
- сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры;
- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию;
- формирование толерантности сознания, чувства милосердия и сострадания к ближнему.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
- воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, учить различать добро и зло, пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка;
- знакомство с храмами как духовными святынями Отечества и со священнослужителями;
- формирование чувства любви к Родине, городу , школе на основе изучения;
- национальных культурных традиций и исторических ценностей;
- развитие музыкальной культуры, приобщение учащихся к классической, духовной и народной музыке;
- совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого учащегося;
- ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание учащихся.
Поставленной цели в работе можно достигнуть путем:
- анкетирование родителей и составления с ними договоров (на основании Декларации ООН 1981 года).
- духовного просвещения семьи,
- диагностики знаний детей о духовно-нравственных ценностях,
- установление социально-культурных связей (посещение музеев, библиотек, с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества),
- этические беседы, встречи с семьями, посещающими храмы,
- чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике.
Формы деятельности по духовно-нравственному воспитанию.
Беседы.
Беседы на темы повседневной жизни, жизни литературных героев и окружающего мира развивают в детях чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг них.
Беседы по духовно-нравственному воспитанию построены так, чтобы, начиная от самих детей, их ежедневных потребностей и нужд осуществлялся постепенный переход к другим людям и ко всему миру. Беседа делится как бы на три части:
1. Как ты сам?
2. Как другие люди в других странах?
3. Как в идеале, в высшем смысле?
Конечно, это разделение условно, но постепенно дети сами начинают замечать, что происходит вокруг них, приносят всевозможные истории и рассказы: “а я видел…, а у нас вчера…”. Дети начинают “видеть”.
Чтение
- сказок:
В процессе воспитания чтение сказок – универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить ни какими другими словами.
При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой смысл заложен в ней. Некоторые сказки, словно сверкающие жемчужины любви, доброты, света и счастья.
Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить. Поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться так, чтобы ребенок не давал определенные ответы. А подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках.
- Евангельских историй:
Помогут детям лучше понять и запомнить события, о которых идет речь в Священном писании. Поскольку это не канонический текст, каждый читающий может добавлять к нему свои размышления и подробности. Тогда чтение превратится в беседу – а что может быть важнее для воспитания ребенка, чем умный и серьезный разговор о таких вещах, как ВЕРА, СОВЕСТЬ, ДОБРОТА и ЛЮБОВЬ…
Музыка, живопись, поэзия.
Невозможно представить духовно-нравственное воспитание без музыки, живописи, поэзии. Но надо сделать так, чтобы остался след в сердце каждого ребенка, независимо от его развития.
Дети изучают биографии композиторов, художников и поэтов, подробно разбирают их произведения, но почти не уделяется внимание духовной основе творчества. Что они думали о смысле жизни, о смысле своего дара, о чем мечтали, что хотели донести своими произведениями до людей? А ведь это самое главное.
Сочинение стихов, сказок, художественная деятельность.
Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребенка чуть-чуть приоткрыться – и она уже отзывается стихами, сказками, рисунками.
Игры.
Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и, что, играя, он в три минуты выучит столько, что иным способом не выучит и за час. Большинство игр учит внешним правилам общения и этикета, а не развитию чувства внимания к другим людям. Самое важное – не забывать, что игры должны служить развитию души ребенка.
В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и взаимоотношения детей. Через игру педагог может постепенно влиять на характер детей, корректировать их поведение, отмечать те или иные закономерности.
Игра дает возможность детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Но следует помнить, что преподаватель постоянно должен искать повод одухотворить, осмыслить игру, сделать ее уроком жизни.
Ребятам нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Тогда они чувствуют себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьезным и осмысленным. Важно, чтобы педагог в течение игры сам проявлял те качества, которым хочет научить детей.
Примерная структура занятий:
- Рассказы о Рождении Иисуса Христа, Крещении, о Пасхе и Троице.
- Объяснение некоторых заповедей Библии.
- Слушание духовной музыки, колокольных звонов.
- Знакомство с живописью на библейские сюжеты.
- Рассматривание иллюстраций.
- Поиск истины.
- Организация условий практики доброделания.
Православные праздники представляют основные моменты Священной истории и несут в себе живое воспоминание о земной жизни Иисуса Христа и Богоматери. Православные праздники имеют несколько степеней торжественности.
Главных праздников двенадцать, и называются они, поэтому двунадесятые: Рождество Христово, Крещение Господне, или Богоявление, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Праздник Святой Троицы, Преображение Господне, Успение Богородицы, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Богородицы.
Цикл занятий.
Цикл | Цель | Православные праздники | Тема |
Дыхание осени |
Расширить представления детей о приметах, чудесах,
событиях времени года. Показать, чему может научить человека данное время года. Показать, что человек должен верить в добро, в дружбу, в любовь. Определить, как что или кто помогает человеку поверить в любовь, добро. Обсудить, во что должны верить люди разных профессий. |
Покров Пресвятой Богородицы | 1. Мы все разные. 2. Корни есть не только у дерева. 3. Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях народов России. 4. Библейские представления о происхождении мира и человека. 5. В жизни всегда есть место подвигу. |
Зимние чудеса | Познакомить с чудесами , которыми та или иная
человеческая любовь землю одаривает. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. |
Введение во храм Пресвятой Богородицы
|
1. Мир просит тебя: открой меня заново! 2. Праздник Рождества Христова. 3. “Крещенские” морозы. 4. Защита проекта “Масленица”. 5. Как сохранить прекрасное, вечное… |
Портрет весны | Определить, какие сокровища бывают (чистые помыслы,
добрые поступки, вера, надежда, любовь, сострадание, стремление к
совершенству); Организовать и провести игру: “Что помогает душе расти”; Обсуждение вопроса: куда бы можно было полететь, если бы на один день были даны крылья. Познакомить с репродукциями картин художников о лете; Развивать эстетический вкус и художественные способности ; Организовать и провести игру “Чем пахнет лето”; Обсудить изменения, которые происходят в людях и природе с приходом лета. |
|
1. Счастье обновления. 1. Сила и дар любви. 2. Интегрированный урок литературное чтение и технология “Воскресенье вербное. Цветок веры”. 3. Интегрированный урок литературное чтение и ИЗО “Светлое Христово Воскресение (Пасха)”. 4. Работа с “Картинной галереей”. Андрей Рублев “Троица”. “День Святой Троицы”. 5. Отворите волшебные двери добра и доверия.
|
Летняя краса | Познакомить с репродукциями картин художников о лете; Развивать эстетический вкус и художественные способности ; Организовать и провести игру “Чем пахнет лето”; Обсудить изменения, которые происходят в людях и природе с приходом лета. |
|
1. Душа – это наше творение. “Дерево добра” 2. “... дерево доброе приносит и плоды добрые...”. Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 17. 3. Отворите волшебные двери добра и доверия. 4. “Имена и судьбы колоколов”. 5. Их почитают на Руси. |
Работая над программой “Духовно-нравственное воспитание младших школьников ”, проанализировав литературные произведения мы смогли подобрать такие произведения, которые содействуют духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Хочется остановиться на трех важных вопросах становления духовно-нравственной личности:
- различение добра и зла;
- любовь и уважительное отношение к близким, отцу и матери, родным, окружающим;
- воспитание патриотизма, готовности встать на защиту Родины.
Что значит любить Родину? Это, прежде всего, почувствовать ее душу. Не землю, не символ, не флаг, не строй, а то родное, то, что заставляет трепетать сердце, то, без чего невозможно жить. Эти произведения воспитывают любовь к большой и малой Родине, к родному уголку, месту, где ты родился и живешь: В.А. Сухомлинский “Я хочу сказать свое слово”, В.К. Железняков “ Солдат на посту”, Г.М.Цыферов “Цыпленок”, М.М.Пришвин “О чем шепчутся раки?”, Былины “Бой на калиновом мосту”, М.Ю. Лермонтов “Бородино”, А.Т.Твардовский . Стихи, А.Д.Дементьев , Ю.П. Левитанский, Б.Ш.Окуджава, М.Л. Матусовский “С чего начинается Родина?”, Ю.П.Коваль “Чистый Дол”, Е.А.Баратынский “Родина”.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Именно в семье ребенок должен узнать, “что такое хорошо и что такое плохо”. Для России с ее многовековой православной культурой семейная жизнь являлась школой любви, как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. Поэтому подобрано много произведений об уважительном отношении к старшим, матери, отцу, близким людям: А.П.Платонов “ Еще мама”, Я.Л. Аким “ Друг”, Ю.Яковлев “ Мама”, А.И.Приставкин “Портрет отца”, Ю.В.Драгунский “Друг детства”, Сказка “Деревянный орел”, В.П. Астафьев “Бабушка с малиной”, В.А.Сухомлинский “Обыкновенный человек”, В.К.Железников “Три ветки мимозы”, С.Г. Георгиев “ Дедушка”, В.А.Сухомлинский “Обыкновенный человек”.
Через эти произведения ребенок учится видеть свое место в семье, осмысливать свои поступки, анализировать свое поведение, отношение к матери, отцу, близким. Ведь в традициях русского народа было заложено выполнение заповедей, данных Богом, по которым жили наши предки: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”, “Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли”. Семье принадлежит исключительная роль в содействии становления детской личности. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Третьим важным вопросом, является разговор о добре и зле. Человека учит сама жизнь, наказывая за зло и возвращая сторицей добро, которое человек делает для людей. А зло, которое ты причинил людям, вернется к тебе бумерангом.
Этой теме посвящены произведения: В.Ю.Драгунский “Он живой и светится”, А.П.Платонов “Еще мама”, Я.Л.Аким “Друг”, Ю.Ф. Ярмыш “Добрый клен”, Л.Н.Толстой “Орел”, “Лев и собачка”, В.А.Сухомлинский “Старый Пес”, В.П.Астафьев “Белогрудка”, К.Д.Ушинский “Лес и ручей”, В.Ю.Драгунский “Друг детства”, Н.А.Некрасов “ Дедушка Мазай и зайцы”.
Доброму человеку в каком-то смысле на свете жить труднее, поскольку доброта – преодоление эгоизма. А в процессе преодоления своего эгоизма человек становится ЧЕЛОВЕКОМ, приобретает свои родовые черты.
Глубоко осмысливая произведения , у нас появилась такая форма работы с детьми, как дневник самовоспитания. Как правило, заканчивая анализировать литературное произведение, учитель спрашивает: “А какое качество характера мы запишем в дневник самовоспитания?”
И дети называют черты характера: уважительное отношение к матери, доброту, честность, милосердие, любовь, трудолюбие, ответственность, т.е. те черты характера, которые формируют образ духовно-нравственного человека, помогают его становлению.
Исходя из вышесказанного, хочется подчеркнуть большое значение данной программы в духовно-нравственном становлении младшего школьника, проявления духовности, а точнее ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное совершенствование, формирует у детей и подростков высокое патриотическое сознание, верность своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Литература.
- Введение в христианскую этику. Часть 1. Становление нравственной личности. Триада. Москва. 2007.
- Детская Библия.
- “Евангельские рассказы для детей”. Майя Кучерская, 2010 г.
- “Начальная школа” (журнал) № 6 – 2002 г. Статья “К вопросу о начальном литературном образовании и духовно-нравственном воспитании”.