Тема урока: Права человека (из “Всеобщей декларации прав человека”).
Форма работы: групповая.
Цели урока:
- Дать учащимся общее представление о понятиях “ООН”, “Всеобщая декларация прав человека”, правовой статус; создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
- Развивать познавательные интересы учащихся в области правовых наук; умения устанавливать взаимосвязи в окружающем мире и на этой основе делать обобщения, строить речевые высказывания.
- Воспитывать гражданские качества, умения контроля и самоконтроля в условиях работы в группах.
Оборудование: “Всеобщая декларация прав человека”, книги “Ваши права” Шабельник Е.С. И Каширцева Е.Г., изд-во “Вита-пресс” 1996 г., карточки с записью черт характера, картинки с изображением сказочных героев, компьютерная презентация к уроку.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Орг. момент.
– Здравствуйте, уважаемые ребята. Сегодня мы поговорим с вами о том, что нужно знать человеку, чтобы хорошо чувствовать себя с другими людьми.
II. Постановка учебной задачи. Введение в тему.
Вы разделились на группы. Предлагаю вам в каждой группе в течение трех-четырёх минут обсудить и записать, какими правами вы бы хотели обладать, как жители государства, как жители планеты.
(По истечении времени представители от каждой группы зачитывает свой список прав)
III. Актуализация знаний и представлений учащихся.
– Сегодня нашу встречу с вами освещает солнышко. (Открывается 1-й слайд презентации с изображением солнышка с лучиками). И это не случайно. Какое значение имеет солнце для всех жителей планеты? (Ответы детей)
– Да, солнце даёт жизнь всему живому. И сегодня это ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен любить и беречь.
– Как вы думаете, что является самым важным и ценным для любого человека? (Ответы детей).
Вывод: человек имеет право на жизнь (открывается 2-й слайд презентации с изображением солнышка, на одном лучике написано “право на жизнь”).
– Не менее важным для человека является здоровье. Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье своё и других? (Ответы детей).
Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание (открывается 3-й слайд презентации с изображением солнышка, на одном лучике написано “право на охрану здоровья”).
– Без чего человек не может быть по–настоящему счастлив? Правильно, без семьи и друзей (открывается 4-й слайд презентации с изображением солнышка, на одном лучике написано “право на семью и друзей”).
– Что ещё является значимым в жизни человека? (открывается 5-й слайд презентации с изображением солнышка, на одном лучике написано “право жить на Родине”).
– В чём ещё нуждается человек, чтобы его жизнь складывалась хорошо? Это образование, чтобы человек мог заниматься любимым делом и обеспечивать себя (открывается 6-й слайд презентации с изображением солнышка, на одном лучике написано “право на образование”).
– Как вы думаете, при каких условиях возможно благополучное существование людей? Да, это возможно только в условиях мира на Земле. Поэтому уважающие себя народы заботятся о сохранении мира на нашей планете. Так появилась организация Объединённых Наций (открывается слайд с названием организации).
IV. Работа над новым материалом.
А) Выступления заранее подготовленных учащихся:
– Создана ООН была в1945 году, сразу по окончании Второй мировой войны, а её основной задачей стало поддержание и укрепление мира и безопасности. А в Уставе ООН написано, что эта организация создана для того, чтобы “утвердить веру в права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенства прав больших и малых народов”.
– В 1948 году ООН издала документ, который называется “Всеобщая декларация прав человека”. В её 33 статьях перечислены все основные права и свободы человека, живущего в обществе. Декларация – это не закон, а рекомендация. На этой основе уже каждое государство принимает закон о правах, который уже имеет обязательную силу для людей, живущих в этом государстве. В нашей стране основной закон называется “Конституция Российской Федерации”.
Б). Работа в группах: знакомство с некоторыми статьями Декларации.
– Что говорится в 1 и 2 статьях Декларации?
– Какое право утверждается в 3,4 и 5 статьях?
– Какое право дает нам ст. 12? Ст.17?
– Какие права предоставляются людям в соответствии со ст. 13, 14 и 15?
– О каких правах идёт речь в ст.23 и 24?
– Прочитайте ст. 26. Какое право указано в этой статье?
(Ответы детей).
V. Закрепление.
– Поиск ответов на вопросы о правах человека не мог оставить в стороне литературу и искусство.
А) обсуждение ситуаций.
– Вспомните сказку А. Толстого “Золотой ключик или приключения Буратино”. Какие права Буратино нарушили Карабас-Барабас? Лиса Алиса и кот Базилио?
Б) – А теперь каждой группе предлагается задание: установить, какие права героев сказок были нарушены. По истечении 5 минут каждая группа защитит свои ответы на задания. (См. приложения к уроку)
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
– Только исполнение законов может обеспечить нам соблюдение наших прав. А теперь подумайте, какие черты характера помогут нам быть законопослушными, а какие будут мешать.
(Детям в каждой группе предлагается список черт характера, в котором они после обсуждения отмечают +\– соответствующие черты. Такой же список вывешивается на доске. Затем идёт коллективное обсуждение).
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Как вы можете использовать полученные знания?
VII. Домашнее задание.
– Подробнее познакомиться с правами человека, записанными во Всеобщей декларации прав человека вам поможет книга “Ваши права” авторов Шабельника Е. С. И Каширцевой Е. Г., изд-во “Вита-пресс” 19996 г. Рекомендую её всем вам прочитать.
Примечание. Материал приложений взят из рабочей тетради для учащихся “Изучаем права человека”, авт. В. В. Антонов, Москва “Вита-пресс” 1996 г.