Обобщающий урок по теме "Важнейшие классы неорганических соединений". 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Класс: 8.

Цели урока.

Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений: построение названий соединений, классификация.

Развивающая. Развитие “химического” мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.

Воспитывающая. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Форма урока: Беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы обучающихся, работа у доски, индивидуальная, групповая работа, выполнение лабораторных опытов.

Техническое оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Оборудование и реактивы: на столах учеников: опорные схемы (оксиды, кислоты, основания), дидактические карточки с заданиями, пробирки с реактивами: индикаторная бумага, пронумерованные пробирки (1, 2, кислота, основание), чистые листы.

Девиз урока: “Повторение – мать учения”.

 Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя о целях урока.

Итак, ребята, на предыдущих уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов.

На доске записана тема (Слайд 1.): “Важнейшие классы неорганических соединений”.

На доске: эпиграф

“Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи”.

Учитель. Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по этой теме в занимательной форме.

У каждого из вас на столе лежит оценочный лист. Быстро подпишите их. В течение всего урока вы будете выполнять задания, и отмечать результаты своей работы в этих оценочных листах. Если ответили правильно, ставите себе в оценочном листе “+”, если неправильно, то “-”.

Повторение и обобщение знаний.

Ребята, если вы обратили внимание на доску, то, наверное, заметили, что от названия темы вниз идут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадывания загадок.

Загадки:

“Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед”.
Какие это вещества?

(Ответ: Оксиды.)

“Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
C фиолетового на красный”.

(Ответ: Кислоты.)

“В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?”.

(Ответ: Щелочи.)

“Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...”.

(Ответ: Соли.)

Повторение оксидов.

Учитель. Ребята, к нам в гости напрашивается одно вещество. Вы должны отгадать, кто это?

Сценка “Кто я?”.

Я у древних химиков самым главным веществом считалась. “Начало всех начал”, – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – “первичной материи”. Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные.

Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы.

Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается. Кто я? (Ответ: Вода.)

Учитель. (Слайд 3.) К какому классу веществ относится вода?

Какие вещества называются оксидами?

Ответы обучающихся.

Самостоятельная работа “Крестики нолики”.

Выигрышный путь в обоих случаях составляют формулы оксидов. (После завершения работы – устная проверка ответов). Карточки с заданиями можно раздать каждому ученику, используя Слайд 4 можно проверить ответы.

Карточка № 1

HNO3 CO2 O2
SO2 CuO NaOH
SO2 MgO ZnSO4

Карточка № 2

KСlO3 NaOH Cu(OH)2
ZnO SO2 N 2O3
Na 2O H 2SO4 CO2

Повторение оснований.

Если в формуле заметишь –
Впереди металл стоит
И своей ОН-подвеской
Как большим хвостом вертит,
Ты не думая ответишь:
“Знаю, это – гидроксид”.
Но гидроксид – начало названия,
А класс веществ – основания.

Учитель. Какие вещества называются основаниями?

Вспомните классификацию оснований. (Слайд 5.)

Ответы обучающихся.

Учитель: Давайте посмотрим “Взаимодействие щелочей с индикаторами” (учитель проводит опыт: взаимодействие фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса с раствором гидроксида натрия).

Самостоятельная работа.

Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.

Карточка № 3

NaOH, HCl, LiOH, Cu(OH)2, H 2SO4, Fe(OH)3, CaO, CO2, Ca(OH)2, Al(OH)3.

KОН, H2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, CuO, SO2, Zn(OH)2, Mg(OH)2, Al 2O3, HNO3.

Ученики вместе с учителем проверяют правильность выполнения работы. (Слайд 8)

Физминутка. Соответствие движению (игра).

Учитель называет вещества, учащиеся выполняют соответствующее действие (действия записаны на доске). Слайд 6.

Класс соединений Действие
кислота поднять правую руку
основание поднять левую руку
кислотный оксид правое ухо
основный оксид левое ухо
соль хлопок в ладоши

а) Гидроксид кальция, оксид азота (V), фосфорная кислота, нитрат магния, гидроксид меди (II), оксид натрия, серная кислота, хлорид серебра.

Повторение свойств кислот и солей.

Учитель. Дайте определение кислотам. Как классифицируются кислоты? (Схема 2; таблица) (Слайд 9)

Ответы обучающихся.

Самостоятельная работа

Задание: Установите соответствия: (сначала выполняют все на оценочных листах, затем один выходит и пишет ответ на доске)

  Названия кислот   Названия солей
1 Соляная А. Сульфаты
2 Серная Б. Карбонаты
3 Угольная В Хлориды
4 Азотная Г. фосфаты
5 Фосфорная Д. Нитраты

Ответы: 1В, 2А, 3Б, 4Д, 5Г.

Учитель. Королева “Кислота” решила устроить бал-маскарад и пригласила на него своих друзей. Гостей прибыло много, все они были в масках Ребята, как королеве отыскать среди гостей своих подруг-кислот?

Правильно, нужно воспользоваться индикаторами

Учитель: Проведем небольшую исследовательскую работу. Перед вами две пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится кислота.

- О чём вы должны помнить при выполнении опытов? (Вспоминаем правила техники безопасности: Кислоты и щёлочи, попав на кожу могут вызвать ожог. Осторожно!)

Подведение итогов.

Учитель. Теперь мы с вами подведем итоги.

И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест “Улыбка”. В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке. А теперь эти точки соедините линией. Затем поднимите свои работы, и я увижу ваши улыбки.

Забавная рожица для ответов на вопросы теста. Верхний ряд кружков соответствует ответу “а”, средний – “б”, нижний – “в”. Если ответы верные, то получается улыбка, как показано на рисунке. (Приложение 1)

Тест “Улыбка”

Вариант 1.

1) Из предложенного перечня выберите оксид:

а) Na2 О; б) Na(OH); в) H3PO4

2) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:

а) основание; б) кислота; в) соль.

3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:

а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.

4) Из предложенного перечня выберите щелочь:

а) гидроксид железа (II); б) гидроксид натрия; в) гидроксид цинка (II).

5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:

а) соли; б) кислоты; в) основания.

Вариант 2.

1) Из предложенного перечня выберите оксид:

а) СО2 ; б) Са(ОH)2; в) K24.

2) Из предложенного перечня выберите щелочь:

а) гидроксид железа(III); б) гидроксид бария; в) гидроксид меди (II).

3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:

а) бесцветный; б) красный; в) синий.

4) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:

а) основания; б) кислоты; в) соли.

5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:

а) соли; б) кислоты; в) основания.

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе, повторить главу 5 .

Заключение и критерии выставления итоговой оценки.

Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?

(Выслушивается мнение одного-двух учеников. Подводятся итоги.)

1) Если все задания выполнены и большая часть оценок “5” – поставьте “5”;

2) если все задания выполнены, но преобладает оценка “4” – поставьте “4”;

3) если задания сделаны на оценку “3” или “4”, или есть прочерки – поставьте “3”;

4) если вы не справились с двумя и более заданиями – поставьте прочерк.

Приложение 1