Материал разработан с учётом требований новых образовательных Стандартов для учащихся первых классов по предметам литературное чтение и музыка. Так же может использоваться как мероприятие по внеклассной работе.
Цели:
- Способствовать развитию навыков выразительного чтения стихотворений, умению читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, правильно интонировать, изменять силу голоса, соблюдать нужный темп речи:
- Формировать представлений о нравственных понятиях, взаимопонимании и взаимовыручке, умения работать в группе и в коллективе,
- Воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книгам, содействовать посещению библиотеки и культуре чтения.
Задачи:
- Вовлекать учащихся в творческий процесс через импровизацию, пение и музыкально-ритмические движения. Обобщить музыкально – жизненные впечатления детей.
- Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности. Умение вовремя начинать и заканчивать песни.
- Уметь петь по фразам. Уметь слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении.
На утреннике учащиеся первого класса прощаются с первой в их жизни учебником – Азбукой (или Букварём), который дети смогли прочитать самостоятельно. Страницы этой необыкновенной книги учили ребят не только буквам и чтению, но и доброте, воспитанности и, конечно же, дружбе. Так давайте же скажем «спасибо» своему первому учебнику.
Ребята получают пожелания дальнейших успехов в учёбе, и прочитать в своей жизни как можно больше познавательных, интересных и поучительных книг.
Атрибуты и оборудование: магнитофон, записи с музыкальном сопровождением, макеты (в увеличенном виде) учебников «Азбука», «Чтение»; выставка художественных книг «Книжное царство – мудрое государство», стенд – «Герои любимых сказок», кроссворд. Пословицы, написанные на плакатах о книгах: «Чтение – лучшее учение», «Книга – подобна воде, дорогу пробьёт везде», «Любите книгу – источник знаний».
Ход мероприятия
Зал празднично украшен. Под музыку ребята проходят в зал, садятся.
Девочка: Начинаем наш праздник!
Мальчик: Прощание с Азбукой,
Вместе:
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас!
Учитель: Дорогие ребята, я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря своему старанию, трудолюбию, желанию учиться. Вы уже выучили все буквы алфавита, научились хорошо читать по « Азбуке». Страницы этой необыкновенной книги, первой в вашей жизни, которую вы смогли прочитать самостоятельно, учили не только буквам и чтению, но и доброте, воспитанности и, конечно же, дружбе. Так давайте же скажем «спасибо» своей первой книге.
Ребята хором говорят: «Спасибо!»
1-й ученик:
Над страною зимним утром
Занялась заря.
В школах праздник,
Славны праздник –
Праздник Азбуки, друзья.
2-й ученик:
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший, первый класс.
3-й ученик:
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей
4-й ученик:
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы азбуки свои раскрыли
Раскрыли чистую тетрадь.
5-й ученик:
Надо десять лет учиться,
Не лениться, а трудиться,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
6-й ученик:
Мне учиться очень нравится.
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому, что не ленюсь!
7-й ученик:
Выручайте, палочки,
Палочки-считалочки,
Становитесь по порядку
В мою первую тетрадку.
За строку не вылезать!
Спину – пряменько держать!
Что же вы не слушаетесь?
Что же плохо учитесь?
Что стоите как попало?
Мне опять за вас попало!
8-й ученик:
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтеры,
Космонавты и актеры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы.
Все:
Все когда-то в первый класс
Приходили в первый раз.
9-й ученик:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
10-й ученик:
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Все: Гласные, согласные.
11-й ученик:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбели Аленку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
12-й ученик:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
13-й ученик:
Ссс – змеиный слышен свист,
Шшш – шуршит опавший лист,
Жжж – шмели в саду жужжат,
Ррр – моторы тарахтят.
14- й ученик:
Дружат гласные с согласной,
Составляя вместе слог.
«Ма» и «ша» (запомни «Маша»)
К нам явились на урок.
15-й ученик:
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
«Ты» и «ква», а вместе: «тыква»,
«Со» и «ва», читай : «сова».
16-й ученик:
«Мила мыла руки мылом,
Маша кашу варит нам».
Чтоб скорей и легче было,
Всё читайте по слогам.
17-й ученик:
Соединили мы два слова –
И предложение готово:
Дождь идёт. Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
Все:
Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу.
Мы научились все читать.
Песня «Чему учат в школе».
Раздаётся стук в дверь.
Учитель: Войдите!
Азбука:
Здравствуйте, ребята!
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про всё, про всё
Про реки и моря, и что у неба нет конца,
И круглая земля,
Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло, и газ.
А сегодня я пришла к вам посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли нового узнали.
Учитель: Дорогая Азбука! Будь нашим гостем. Послушай, что хотят сказать тебе ребята
18-й ученик: Мы сегодня говорим
Все: Спасибо азбуке!
19-й ученик: За то, что ты научила нас читать.
Читалочка
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти».
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Все:
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Ведущий (обращаясь к Азбуке): Мы сейчас покажем, как научились читать с твоей помощью. Пожалуйста, Азбука, переверни странички, а ребята прочтут и отгадают загадки, которые мы им написали.
Азбука перелистывает странички, на которых написаны загадки. Дети читают и отгадывают.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает, (книга)
Чёрные, кривые,
От рожденья все немые,
Встанут в ряд-
Сейчас заговорят, (книга)
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом поведёт,
Там заметку кладёт, (карандаш)
Азбука: Молодцы, ребята! Вижу, читать вы умеете,тогда попробуйте отгадать, о каких произведениях идёт речь в загадках?
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (семеро козлят)
Убежали от грязнули
Чашки,ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт. (Федорино горе)
А дорога – далека,
А дорога – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
У отца был мальчик странный,
Необычный,деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос. (Золотой ключик)
Звучит весёлая, задорная музыка. Появляется Буратино с азбукой под мышкой.
Буратино:Ой, куда это я попал?
Учитель: Буратино, здравствуй! Ты как раз вовремя, у нас праздник, наши дети изучили всю азбуку, теперь они умеют читать и как раз сегодня прощаются со своим первым учебником.
Буратино: Вот здорово! Ребята, а вы чего все сидите, как приклеенные, ведь праздник же, давайте веселиться! (подбегает к сидящим детям, поднимает их с места) Вставайте, вставайте, я вам сейчас танец покажу, он вам непременно понравится.
Танец Буратино (танцуют мальчики)
Буратино: Ребята, а вы знаете, что такое кроссворды? (ребята отвечают)
А теперь мы с вами отгадаем кроссворд.
-
33 богатыря к нам пришли сюда не зря
Ты на всё найдёшь ответы.
Но скажи-ка нам пока,
Как зовут их? (Азбука) -
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить всё в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки,
А вопрос такой возник:
Кто он? (это ученик) -
Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она бывает очень строгой
В мир знаний, открывая нам дорогу, (учитель) -
На ноге стоит одной,
Крутит- вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус) -
Шея длинная такая,
Хвост крючком,
И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи – нет! (двойка)
Азбука: Какое слово у нас, ребята, получилось?
(Ребята читают слово по вертикали: книга. Читают пословицы о книге.)
Буратино: Я приготовил вам ребусы. Попробуйте, отгадайте.
Буратино: Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали? Буквы-то знаете хорошо?
Дети: Да.
20-й ученик:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется всё алфавит!
(Выбегают ученики. У них в руках плакаты с буквами.)
21-й ученик. А Б В ГД Е Ж прикатили на еже.
22-й ученик. И К Л М Н О дружно вылезли в окно.
23-й ученик. П Р С Т У Ф X оседлали петуха.
24-й ученик. Ц Ч Ш Щ Э Ю Я вот и все мои друзья!
25-й ученик.
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
26-й ученик.
В дорогу взять не позабудь,
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
27-й ученик.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.
Азбука. Молодцы, ребята! А кто из вас знает стихотворение Маршака про букву «Я»?
Ведущий:
Всем известно: буква Я
В азбуке последняя.
А известно ли кому, отчего и почему?
Неизвестно?
Все: Неизвестно.
Ведущий: Интересно?
Все: Интересно.
Ведущий:
Ну так слушайте рассказ.
Буквы в азбуке у нас,
Жили, не тужили,
Весело дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз всё дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква «Я».
Я – сказала буква «Я»
Главная, заглавная!
Буква Я:
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояло «Я».
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Ведущий: Говорят ей:
Все: Встань на место!
Ведущий: Отвечает буква Я:
Буква Я:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение!
Вы в сравнении со мною недоразумение.
Не более, не менее!
Ведущий: Тут вся азбука пришла в страшное волнение.
Буква Ф: Фу-ты , ну-ты!
Ведущий:
Фыркнул «эф»,
От обиды покраснев.
Буква С: Срам!
Ведущий: Сердито «эс» сказала.
Ведущий: Буква В:
Буква В (кричит):
Воображала!
Это всякий так бы смог!
Мягкий знак:
Попробуй потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход особый.
Ведущий:
Вдруг промямлил мягкий знак,
А сердитый Твёрдый Знак
Молча показал кулак.
Гласные:
Тише, буквы!
Стыдно, знаки!
Ведущий: Закричали гласные.
Буква А:
Не хватало только драки,
А ещё согласные!
Буква О:
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться.
Буква У:
Мы же грамотный народ!
Буква «Я» сама поймёт.
Буква Н:
Разве мыслимое дело
Всюду «Я» совать вперёд!
Буква Э:
Ведь никто в таком письме
Не поймёт ни «бэ» , ни «мэ».
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать всё сама!
Хватит у меня ума!
Ведущий:
Тут все буквы улыбнулись,
Меж собой переглянулись,
И ответил дружный хор:
Все:
Хорошо, идём на спор!
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
Чтобы я, да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а «Я»,
Ведущий:
Буква «Я» взялась за дело,
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела,
Написать она сумела
Только «я, я, я, я, я».
Все: Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха.
Ведущий:
«О» от смеха покатилась,
«А» за голову схватилась.
«В» и «Б» поджали рот.
Буква «Я» сперва крепилась,
А потом как заревёт.
Буква Я:
Я, ребята виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы «Ю».
Все: Что ж,
Ведущий: Решил весь алфавит.
Все:
Если хочет – пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы — вместе!
В том, что б все от «А» до «Я»
Жили, как одна семья.
Ведущий:
Буква «Я» всегда была всем и каждому мила.
Но советуе , друзья, помнить место буквы «Я».
Азбука: Ребята мне понравилось ваше выступление. Но пора спешить к другим ребятам, которые ещё не научились читать. Прощайте, ребята, успехов вам в дальнейшей учёбе!
Песня. Прощание с Букварём.
Учитель: Вот, ребята, мы и попрощались со своим первым учебником. Но на смену азбуке пришла другая книга. Давайте вместе прочтём её название...
В этой книге немало для вас познавательного, интересного и поучительного. За совсем короткий срок вы, ребята, смогли, благодаря своему трудолюбию, прилежанию, многого добиться. Я желаю вам успехов в учёбе и как можно больше хороших отметок.
Исполняется песня «Мир похож на цветной луг».
Праздник заканчивается в классе чаепитием.