Цели: научить определять по признакам родственные слова и обозначать их общую часть – корень.
Задачи:
Образовательные:
- отрабатывать умение определять по признакам родственные слова
- учить правильно выделять корень в родственных словах
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся
- активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию
- развивать умение высказывать свою точку зрения
Воспитательные:
- прививать любовь к родному языку
- развивать навыки сотрудничества
- создать доброжелательную атмосферу на уроке
Оборудование и материалы для урока:
- медиапроектор, экран
- презентация
- опорная схема разбора слова по составу
- карточки с заданиями
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организационный момент. | ||
Установка на работу. | ||
– Давайте настроимся на урок. Нам помогут следующие установки. Читаем все вместе. | – Будь вежливым. – Умей слушать – Доказывай свою точку зрения |
|
2. Разминка для ума. | ||
Составьте по этой схеме слова. |
Используя схематические
изображения частей слова, учащиеся подбирают к каждой схеме конкретное
слово. Подводный, побелка, заморозки, морозный, беленький |
|
3. Актуализация знаний. | ||
Отлично справились с
работой. Мы сегодня будем продолжать заниматься повторением состава
слова.
|
||
|
Лень, лентяй, бездельник. Добрый, чуткий, добренький. |
|
|
Учащиеся выполняют задание по группам. Записывают родственные слова, выделяют корень. | |
|
||
Физкультминутка | Плечи вверх, назад, вниз и обратно. | |
4. Первичное закрепление. | ||
Давайте прочитаем следующее задание.
|
Осень одарила деревья
золотой листвой. Начинается листопад. Медленно падают листья на землю.
На ветвях не видно ни одного листочка. Учащиеся выписывают родственные слова и разбирают их по составу. |
|
Запишем первое предложение и выполним синтаксический разбор. | Осень одарила деревья золотой листвой. | |
Физкультминутка для глаз. | ||
5. Самостоятельная работа. | ||
Давайте посмотрим на следующее задание. Прочитайте слова. | осень, наступила, дождливая замерзали, по, лужи, ночам мелкие, идут, дожди, осенние |
|
Произведем разбор слов по составу. |
Учащиеся работают в группах. Составляют и записывают предложения. | |
6. Итог урока | ||
Пора подвести итог урока. Вам надо вспомнить все правила, которые мы использовали для выполнения заданий и выполнить тест. | Тест
|
|
7. Рефлексия. | ||
– Мы справились со всеми заданиями на уроке. Всем интересно, какое настроение у вас от работы на уроке? Дорисуйте и покажите! | Ребята дорисовывают изображение смайлика. |