Цель: Познакомить с особенностью произношения звуков [к], [к']. Буквы «К, к».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с особенностями произношения звуков [к], [к'];
- помочь освоить понятие «парные согласные», «гласные» и «согласные» звуки и их отличительные особенности;
- продолжить формирование умений работать с учебником;
- развивать умения выполнять звуко-буквенный анализ слов;
- развивать навык чтения
Воспитательные:
- содействовать профилактике утомляемости учеников;
- формировать умение работать в паре, группой;
Развивающие:
- развивать у детей умение выделять главное, сравнивать и обобщать, логически излагать мысли;
- развивать навыки самостоятельной работы школьников;
- развивать речь учащихся
Оборудование:
У детей: квадраты для звуко-буквенного анализа слов, сигнальные карточки светофорики, учебник «Букварь».
У учителя: мультимедийный проектор, презентация к уроку, таблички с названиями вагонов №1, №2, №3, (Приложение 1), фишки-карточки (Приложение 2), сигнальные карточки-светофорики (Приложение 3), корзина, яйца с сюрпризом, лента букв (Таблица).
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент. (Приложение 4, слайд 1)
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
2. Артикуляционная гимнастика и фонематическая зарядка.
– Давайте проведем для начала небольшую фонематическую гимнастику для наших губ и язычка.
1. Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам
Улыбаются, смеются…
А глаза у них как блюдца.
(Учитель показывает детям, они повторяют.)
2. Надуваем туго шарик
Шарик круглый и большой
Лопнул шарик, воздух вышел,
Шарик тонкий и худой.3. Как поёт петух? (Ку-ка-ре-ку!)
Как квохчет курица? (Ко-ко-ко)
Как квакает лягушка? ( Ква-ква-ква!)
3. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с 12 буквой в алфавите. Угадайте какой? (Учитель загадывает загадку.)
На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит
Буква К на нас глядит. (Слайд 2)
– На уроке мы будем соотносить звук и букву К. Развивать фонематический слух. Быть внимательными и активными на уроке, а главное выполнять все задания.
– Сегодня мы отправимся в путешествие, в страну «Букварию» на красивом паровозике из «Ромашково». И так давайте занимать свои места в вагонах.
(Учитель расставляет таблички с номерами вагонов по рядам).
1 ряд – вагон № 1
2 ряд – вагон № 2
3 ряд – вагон № 3
– Садитесь по удобнее, спинки держите прямо, ножки поставьте ровно. Готовы? (Да!) Отправляемся! (Слайд 3)
3. Повторение пройденного материала.
– Мы с вами прибыли в страну «Букварию» (Слайд 4)
– В этой стране есть 2 города. Один называется – Буквоград, а другой -Звукоград. Для того чтобы отправиться в эти города нужно вспомнить правила о звуках и буквах. В Звукограде живут звуки. (Слайд 5)
– В районе гласных звуков есть 2 улицы. Чем они отличаются? (Слайд 6)
– Какие гласные буквы дают два звука? (Ответы детей.) (Слайд 7)
– Какие звуки указывают на твёрдость?
– Какие на мягкость?
– А теперь отправимся в район согласных звуков. Они тоже живут на 2 улицах.
– Каких? (Слайд 8) (Ответы детей.)
– Что мы знаем о согласных звуках? (Звонкие – глухие, парные – непарные, твёрдые – мягкие.)
– Молодцы, ребята. В Буквограде живут буквы. Они тоже живут в разных районах.
– Какие буквы живут в районе гласных букв? (Ответы детей.) (Слайд 9)
– Сколько гласных букв вы знаете? (10.)
– А куда поселилась буква К?
– Чем отличается буква от звука? (Буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим.)
4. Работа со звуком (К).
– И так отправляемся в город Звукоград.
1. Произношение звука (К).
– Давайте произнесём звук (К).
Губы приоткрыты. Язык прижался к нижним зубам. Приложите ладошку к губам и вы почувствуете тёплый воздух бьёт по вашей ладошке.
2. Характеристика звука (К).
– Как вы думаете какой это звук? (согласный, парный, глухой, может быть мягким или твёрдым).
– В каких случаях звук твёрдый? (когда стоит рядом с буквами а. о, ы, э, у)
– А в каких он мягкий? (когда стоит с буквами я, е, ё, ю, и, и ь ) (слайд 10)
3. Нахождение звука в словах.
– А сейчас мы посмотрим, где может находиться звук (К) в словах.
– Отгадай те загадки:
1. Эту букву любят гномы
Книги называют домом
А она одевшись в мех
Прячет под листвой орех. (Белка) (слайд 11)2. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
А он вспорхнул и улетел. (Бабочка) (слайд 12)3. Если ты его отточишь
Нарисуешь всё, что хочешь
Солнце, море, горы, пляж…
Что же это? (Карандаш) (слайд 13)4. Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а разговаривает. (Книга) (слайд14)5. Он сети, как рыбак готовит,
А рыбы никогда не ловит. (Паук) (слайд 15)6. Не кузнец, а с клешнями. (Рак) (слайд 16)
(По мере отгадывания учитель вывешивает на доску слова-отгадки)
– Молодцы. Итак, где вы услышали звук (К) в словах? (Вначале слова, в середине, в конце).
Физкультминутка
– Вы наверное устали? И поэтому все встали. Проведём физминутку и заодно закрепим свои знания.
– Я буду говорить слова, а вы если услышите звук (К) вначале слова – хлопайте, в конце – топайте, а в середине – прыгайте и хлопайте. Готовы?
(КРЫША,ЛАВОЧКА,КАША,СОК,ПЕЧКА,КИСЕЛЬ,ЛУК,РЫБКА,ПАУК,КАРУСЕЛЬ,ОГУРЧИК,КОТ,МОЛОКО,УЧЕНИК,СОБАКА.)
– Молодцы.
4. Составление звуковых схем.
– Теперь мы будем учиться составлять звуковые схемы со звуком (К).
– Откройте учебник на стр.81.
– Что изображено на картинках? (Брюки и карта)
– Выполните следующее задание:
1 вариант: звуковая схема слова – КАРТА
2 вариант: звуковая схема слова – БРЮКИ
– Выложите на столе фишками – катрочками звуковые схемы этих слов.
– Проверьте друг у друга. (слайд 17)
– Оцените работу товарища с помощью сигнальных– светофориков.
Зелёный – верно выполнено задание
Красный – неверно выполнено задание.
– Молодцы, хорошо справились со всеми заданиями в Звукограде.
– Отправляемся в город Буквоград.
– По дороге, давайте посмотрим в окошко. Обратим внимание на небо. Как там плывут облака. Давайте полюбуемся ими.
Физкультминутка для глаз «Облака» (слайд 18)
5. Работа с букой (К).
– Мы прибыли в город Буквоград. В нём живёт буква (КА).
1. Чтение слогов.
– А сейчас мы будем учиться читать слоги с буквой (КА). Ребята смотрите нас встречает тётушка Сова. Давайте её послушаем. (слайд 19).
– Какие слова вы услышали на букву (Ка)? (Ответы детей: корова, квакушка, кукушка, капюшон, кукушонок.)
– Молодцы! А теперь давайте прочтём слоги,
(Учитель говорит, ученики повторяют.)
Ка – слайд 20
Кя – слайд 21
Ко – слайд 22
Кё – слайд 23
Ку – слайд 24
Кю – слайд 25
Кы – слайд 26
Ки – слайд 27
Кэ – слайд 28
Ке – слайд 29
– В учебнике слоги читают хором – девочки, а затем – мальчики.
2. Чтение слов по слогам.
– Теперь мы будем учиться читать слова по слогам. Внимание на доску.
Читаем хором.
Со-ба-ка (слайд 30)
Ут-ка (слайд31)
За-мок (слайд 32)
Па-ук (слайд 33)
– Ребята, как же нужно делить слова на слоги?
– С помощью чего мы можем это сделать? (с помощью подбородка)
– По какому правилу мы делим слова на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
– Молодцы! Сейчас я и проверю вас как вы усвоили это правило.
Задание. Я разделила слова на слоги. Вы должны собрать эти слоги, чтобы у вас получилось слово. Подсказкой для вас будет картинка на обратной стороне.
Задание даю каждому вагончику.
1 вагончик – земляника (слайд 34)
2 вагончик – одуванчик (слайд 35)
3 вагончик – яичко (слайд 36)
(Учитель раздаёт задание каждому ряду).
– Молодцы, отлично справились с этим заданием.
3. Работа над предложением.
– Послушайте, что я сейчас сказала.
КУРОЧКА РЯБА СНЕСЛА ЯИЧКО.
(Дети: Предложение.)
– Что такое предложение? (Это 2 или несколько слов связанных по смыслу).
– Кто пойдёт к доске и начертит схему этого предложения. Почему в схеме есть вертикальные линии? Что они обозначают? (Имена пишутся с большой буквы. Заглавная буква в начале предложения).
– Кто придумает предложение на букву (КА)? (Ответы детей)
– Ребята, а в какой сказке есть предмет ЯИЧКО? (Курочка Ряба).
– Кто мне расскажет сказку про Курочку Рябу. (Ответы детей)
– Ребята, а Курочка Ряба приготовила для вас задание. Обратите внимание на стены в нашем классе. На них расположены буквы.
– Буквы рассыпались и слова не получились. Давайте поможем Курочке Рябе составить слова.
(На одной стене К О Р А, на другой К О Н И) Все дети составляют слова.
– Молодцы, ребята. За это в конце урока курочка вас отблагодарит.
– Какие вы знаете сказки, которые начинались бы на букву (КА)? (Ответы детей).
– Молодцы, ребята вы справились со всеми заданиями в этом городе.
Пришло время отправляться обратно в класс. (Слайд 37)
6. Итог урока.
– Итак, мы в классе.
– Давайте подведём итог урока.
– С каким звуком мы сегодня познакомились? (К)
– Дайте характеристику этому звуку?
– С какой буквой познакомились?
– Что понравилось больше всего на уроке?
7. Рефлексия.
– А теперь оцените свою работу на уроке с помощью сигналов светофора.
Зелёный – всё запомнил на уроке и со всеми заданиями справился
Жёлтый – не всё получалось на уроке
Красный – было трудно выполнять все задания.
(Дети оценивают себя).
– Ребята, Курочка Ряба для вас тоже снесла по одному яичку. Не простому, а золотому. И нашим гостям тоже.
(Учитель раздаёт всем по одному яичку.)
– Ребята, вы сегодня на уроке были активны, внимательны, хорошо справлялись со всеми заданиями.
– На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо. (Слайд 38)