Цели и задачи: Дать представление о глаголе как части речи, выяснить исторический смысл названия части речи, вспомнить неопределенную форму, изменение глаголов, роль в предложении, познакомить с написанием частицы не, продолжать развивать словарный запас в ходе лексической работы, работы с текстом, развивать связную речь.
Ход урока
1. Напишите слово по чистописанию. Какой частью речи является? Докажите. (прилагательное) Устно определите род и число. Кто не смог определить род? Почему? (прилагательное множественного числа)
2. Не успели мы поработать с одной частью речи, пришло время изучать другую. Читаем девиз нашего урока.
Бороться и искать, найти и (не) сдаваться.
Откуда эти строки? (девиз Сани Григорьева из романа В Каверина «Два капитана»). Как вы понимаете его применительно к русскому языку? Какие части речи образуют девиз урока? Так какую часть речи будем изучать? Почему стоят скобки? О какой орфограмме будем говорить? Кто сформулирует тему урока? (запись числа, темы).
По какому плану предлагаете изучать глагол? (открытие по шагам)
1. Почему так названа часть речи?
2. Какой формы бывает? Как изменяется?
3. Какова роль в предложении?
4. Как пишется с частицей «не»?
3. Итак, при ответе на 1 вопрос выполним упражнение 230.
– Что означало слово на старославянском языке?
– Как называлась славянская азбука?
– Что мы знаем о глаголе?
Да, это живая, динамичная часть речи, связанная с движением. Ответили на 1 вопрос?
4. Вернемся к девизу. Задайте вопросы к глаголам. В какой форме употребляются?(в неопределенной) Почему так решили?(вопросы что делать? что сделать?) Почему так названа? (нет времени и числа) Как ее еще можно назвать? (начальная)
Да, герой романа не относит эти действия ни к прошлому, ни к настоящему, ни к будущему. Он хочет всегда бороться, искать…. Это приказ себе.
А вот какой совет давал Л. Н. Толстой нашим дедушкам и бабушкам (чтение с листочков)
Чтобы жить честно, надо рваться, путать, биться, ошибаться, начинать и бросать, и снова начинать. А спокойствие – душевная подлость.
К чему призывал? С помощью чего? Списать глаголы и разобрать по составу (ошибаться, бросать).
5. А вот еще произведение С. Есенина упр. 232. С помощью какой части речи рисует автор летнее утро? Назовите их.
Какие предметы одушевленные или неодушевленные характеризует автор? Как? Как называется такой прием? (олицетворение). Списать, определить время, число, род.
Задремали (пр. вр., мн. ч.), задрожало (пр. вр.,ед. ч., ср. р.) и т. д.
Как изменяются глаголы? А в прошедшем времени? Ответили на 2 вопрос? Молодцы
Физкультминутка
6. Списать 1 предложение и выполнить синтаксический разбор.
Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона. (Повеств., невоскл., сложное, состоит
из 2 частей)
Какие глаголы? Чем являются в предложении? Ответили на 3 вопрос?
7. Читаем глаголы, записанные на доске. Не лги, не заносись, не гордись, не огорчай, не ленись, не хвастай, не бойся трудностей, не завидуй, не унывай.
В чем их смысл? (христианские) Какие качества личности они отрицают? С помощью чего? Как она пишется? Да, частица не, отрицая недостойное поведение, учит мудрому отношению к себе и окружающим. Списать. Ответили на 4 вопрос?
Но как у существительных, так и у глаголов есть слова, которые без «не» не употребляются, поэтому в них она пишется слитно. Читаем их и объясняем смысл.
(сомневаться, удивляться)Недоумевать
Негодовать (выражать недовольство)
Неистовствовать (выражать злость, бешенство)
Неволить (заставлять, не считаясь с желанием другого)
Глаголы с частицей часто встречаются в метких кратких изречениях, заключающих в себе народную мудрость. Как они называются? Спишите, раскрыв скобки и обозначьте орфограмму.
(Самостоятельная работа)
Слово не воробей: вылетит – (не) поймаешь.
Лёжа хлеба (не) добудешь.
(Не) помучишься – (не) научишься.
Какая пословица больше других подходит к девизу нашего урока?
8. Итак, какая тема урока была?
– По какому плану изучали?
– Что вспомнили и узнали о глаголе по плану?
Домашнее задание
В учебнике на с. 67, упр. № 130 (дидактический материал).