Урок обобщения и систематизация знаний по теме "Компьютер и информация". 6-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (483 кБ)

Загрузить презентацию (95 кБ)


Проект предназначен для учащихся 6 класса в целях обобщения, систематизации знаний и умений, проверки уровня обученности по теме «Компьютер и информация». Обучение проводится по программе Л.Л.Босовой.

Цель урока: Создать условия для систе­матизации изученного мате­риала, выявления уровня овла­дения системой знаний и уме­ний, опытом творческой дея­тельности.

Задачи урока:

  • обобщить и систематизировать знания о способах представления информации в компьютере;
  • расширить представления учащихся об обмене информации в компьютерной системе;
  • повторить правила техники безопасности и организации рабочего места в компьютерном классе;
  • выполнить практическую работу на компьютере в игровой форме для проверки уровня обученности по теме «Компьютер и информация»;
  • проанализировать и оценить свою работу по выполнению практических и тестовых заданий.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Средства обучения: Компьютерный кабинет. Проектор. Интерактивная доска.

Программное обеспечение: программа для демонстрации презентаций Microsoft Power Point, электронные таблицы Microsoft Excel, программа тестирования MyTest.

Формы и методы обучения:

  • индивидуальная работа – выполнение заданий, указанных в презентации;
  • групповая работа – работа на компьютере, выполнение творческих заданий;
  • игровые технологии – игра-путешествие по городам (при выполнении заданий на компьютере).

Дидактические материалы:

  • презентация для ведения урока;
  • презентация по технике безопасности;
  • электронная интерактивная игра «Игра-путешествие», включающая 6 самостоятельных модулей:
  • Числоград (кодирование числовой информации);
  • Текстоград (кодирование текстовой информации);
  • Едизминск (единицы измерения информации);
  • Графоминск (кодирование графической информации);
  • Файлоград (использование файлов и папок в компьютере);
  • Тестоград (проведение тестирования с помощью программы MyTest).
  • листы для оформления результатов работы команд;
  • электронный документ для проведения рефлексии учащихся.

Структура урока:

  • Оргмомент.
  • Целеполагание и мотивация.
  • Актуализация.
  • Систематизация и обобщение.
  • Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.
  • Проверка уровня обученности.
  • Информация о домашнем задании.

Подведение итогов.Рефлексия.

Подготовка кабинета для проведения урока:

1) размещение электронной интерактивной игры-путешествия в папке на компьютерах учащихся;
2) подготовка презентации, технических средств для проведения презентации урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте. Садитесь. Я рада видеть вас, и надеюсь, что каждый из вас, ребята, настроен сегодня на продуктивную работу. (Презентация 1. Слайд 1)

2. Целеполагание и мотивация

Итак, первое задание: Задана двоичная последовательность закодированных с помощью таблицы Windows символов. Определите эту последовательность символов.

11001010
11001110
11001100
11001111
11011100
11011110
11010010
11000101
11010000
11001000 11001000
11001101
11010100
11001110
11010000
11001100
11000000
11010110
11001000
11011111

Для выполнения задания необходимо воспользоваться таблицей кодов в системе Windows (таблица представлена на стр.24 в рабочей тетради 6 класс Л.Л.Босова). (Презентация 1. Слайд 2)
Ответ: Компьютер и информация.

– Итак, тема нашего урока «Компьютер и информация». Эту тему мы изучали на протяжении 12 часов. (Презентация 1. Слайд 3)

3. Этап актуализации опорных знаний. Систематизация и обобщение

Дайте определение понятию:

Рисунок 1 (Презентация 1. Слайд 7)

Ответ: В ребусе задано понятие Кодирование.

Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.
Код – это система условных знаков для представления информации.
Декодирование – процесс, обратный кодированию. (Презентация 1. Слайд 8)

Вопрос: Приведите примеры кодов.
Кодировать информацию можно различным способом. Примеры кодов: оценки; ноты; знаки дорожного движения; индекс на письмах; азбука Морзе, азбука Брайля. (Презентация 1. Слайд 9)

Вопрос: В каком виде информация представляется в компьютере?
На слайде показано, что вся информация в компьютере в виде чисел, текстов, графики, звуков, видеосигналов кодируется и представляется в двоичном виде. (Презентация 1. Слайд 10)
Далее информация в виде электрических импульсов поступает на одно и то же устройство (элемент). (Презентация 1. Слайд 11)
Внимание! ЧЕРНЫЙ ЯЩИК. Назовите элемент, на который информация поступает для обработки в виде электрических импульсов. (Презентация 1. Слайд 12)
Ответ: микропроцессор.

Вопрос: Куда поступает информация после обработки микропроцессором?
Ответ: в оперативную память. (Презентация 1. Слайд 13)
Итак, информация после обработки микропроцессором находится в оперативной памяти.

Вопрос: Как вы думаете, в каком виде информация хранится в оперативной памяти?
Ответ: теоретически информация должна быть в двоичном виде, однако у двоичных чисел есть существенный недостаток.

Вопрос: Какой?
Ответ: запись двоичных чисел очень ёмкая, длинная. Поэтому для хранения двоичных чисел на различных носителях информации используется 16-ричная система счисления. (Презентация 1. Слайд 14)

Задание: Задана двоичная последовательность 11011000. Определите её информационный объём. Какие единицы для измерения информации можно использовать? (Презентация 1. Слайд 15)
Поскольку информация представляется в виде электрических импульсов, то один электрический импульс является минимальной единицей измерения информации и называется битом. Битом может быть присутствующий импульс (для нас это – 1), либо отсутствующий – 0. (Презентация 1. Слайд 16)
Однако основной единицей измерения является не бит, а байт. Поскольку в компьютере для кодирования одного символа используется ровно 8 бит, то 1 байт = 8 битам. (Презентация 1. Слайд 17)

Задание: Заполните пропуски. (Презентация 1. Слайд 18)

1 байт = … бит (8 бит)
1 Кбайт = … байт (1024 байт)
1 Мбайт = … Кбайт (1024 Кбайт)
1 Г байт = … Мбайт (1024 Мбайт)

Задание: Разложите элементы по корзинкам. (Презентация 1. Слайд 19)

Рисунок 2 (Презентация 1. Слайд 20)

Результат:

Рисунок 3 (Презентация 1. Слайд 20)

4. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.
Проверка уровня обученности

Для проверки уровня обученности необходимо выполнить задания интерактивного образовательного модуля в виде игры-путешествия.
Задания выполняются группами на компьютере (по 2-3 человека).
Перед выполнением заданий необходимо повторить правила техники безопасности

(Презентация 2).

Инструктаж по работе с игрой.

Игра включает 6 заданий. Каждое задание, кроме тестового, оценивается 1 баллом при условии правильного выполнения его. Тестовое задание оценивается отдельно. Все задания выполняются строго последовательно в соответствии с путевым листом. На каждой странице есть инструкция по выполнению задания. Внимательно прочтите её, прежде чем выполнять задания, чтобы не допустить ошибок. Если будут возникать трудности, сообщайте учителю. К любому из заданий в ходе выполнения можно будет вернуться. Желаю удачи! (Презентация 3)

Игра-путешествие:

Рисунок 4 (Презентация 3)

Игра включает в себя 6 самостоятельных модулей:

  1. Кодирование числовой информации – город Числоград
  2. Кодирование текстовой информации – город Текстоград
  3. Единицы измерения информации – город Едизминск
  4. Кодирование графической информации – город Графоминск
  5. Использование файлов и папок в компьютере – город Файлоград
  6. Проведение тестирования с помощью программы MyTest – город Тестоград.

Путевой лист (Приложение 1)

№ задания Город Заработанный балл
1 Числоград  
2 Текстоград  
3 Едизминск  
4 Графоминск  
5 Файлоград  
Итого:  
6 Тестоград  

Нормы оценок:

Первые пять заданий оцениваются по 1 баллу. За выполнение данных заданий ставится оценка.

Оценка «5» ставится, если выполнены все 5 заданий.
Оценка «4» ставится, если выполнены 4 задания.
Оценка «3» ставится, если выполнены 3 задания.
Оценка «2» ставится, если выполнены 2 и менее задания.

Тест состоит из 15 вопросов и оценивается отдельно. Оценка за тест выставляется автоматически после выполнения заданий.

Нормы оценок за тест:

Оценка «5» ставится, если выполнено не менее 12 заданий (более 85%).
Оценка «4» ставится, если выполнено не менее 10 заданий (более 70%).
Оценка «3» ставится, если выполнено не менее 7 заданий (более 50%).
Оценка «2» ставится, если выполнено менее 7 заданий (менее 50%).

Задание № 1. Город Числоград (Приложение 2)

Инструкция по выполнению задания:

Переведите заданные двоичные числа в десятичную систему счисления, определите общий результат в десятичном виде.
Полученное значение занесите в синюю ячейку строки Результат.
Для того, чтобы проверить результат после выполнения задания необходимо нажать кнопку Проверить результат.

Ответ: 3800

Задание № 2. Город Текстоград (Приложение 3)

Инструкция по выполнению задания:

Для расшифровки сообщения воспользуйтесь таблицами кодов КОИ-8 и Windows в рабочей тетради.
Полученное слово занесите в синюю ячейку строки Результат.
Для того, чтобы проверить результат после выполнения задания необходимо нажать кнопку Проверить результат.

Ответ: любовь

Задание № 3. Город Едизминск (Приложение 4)

Инструкция по выполнению задания:

Зная единицы измерения информации, определите количество бит в 23 Килобайта. Полученное значение (только число!) занесите в синюю ячейку строки Результат.
Для того, чтобы проверить результат после выполнения задания необходимо нажать кнопку Проверить результат.

Ответ: 65536

Задание № 4. Город Графоминск (Приложение 5)

Инструкция по выполнению задания:

Цифрами пронумерованы характеристики растровой, векторной графики. В выделенных ячейках укажите номера характеристик, соответствующих данному виду графики.
Для того, чтобы увидеть результат, после выполнения задания необходимо нажать кнопку

Проверить результат.

Ответ:

растровая графика: 1 3 6
векторная графика: 2 4 5

Задание № 5. Город Файлоград (Приложение 6)

Инструкция по выполнению задания:

В выделенные ячейки скопируйте правильные на ваше усмотрение ответы, указанные ниже. Для того, чтобы увидеть результат, после выполнения задания необходимо нажать кнопку Проверить результат.

Задание № 6. Город Тестоград (Приложение 7)

Инструкция по выполнению задания:

Тест выполняется и оценивается отдельно. В тесте 15 вопросов.

Нормы оценок за тест:

Оценка «5» ставится, если выполнено не менее 12 заданий (более 85%).
Оценка «4» ставится, если выполнено не менее 10 заданий (более 70%).
Оценка «3» ставится, если выполнено не менее 7 заданий (более 50%).
Оценка «2» ставится, если выполнено менее 7 заданий (менее 50%).

5. Подведение итогов. Рефлексия (Приложение 8)

Итак, вы выполнили задания практической работы. Попрошу сдать ваши путевые листы.

Учитель оценивает выполнение работы по путевым листам, выставляет оценки.

Рефлексия. Ребята оценивают своё настроение и с помощью интерактивного документа и интерактивной доски выбирают смайлик и перемещают в выделенное поле.

6. Заключительный этап. Домашнее задание

Учитель: Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!

Домашнее задание. (Презентация 1. Слайд 22)

Примечание: домашнее задание выдаетсякаждому учащемуся на отдельном листочке.

Задания предусматривают дополнительную подготовку к контрольной работе.

1. Переведите число 52810 в двоичный код.
2. Переведите число 1011100102 в десятичный код.
3. Какой рисунок получится после выполнения следующих команд?

  • прямоугольник 10, 20, 50, 40;
  • установить 20, 5;
  • линия к 20, 20;
  • установить 40, 5;
  • линия к 40, 20;
  • установить 50, 30;
  • линия к 70, 30;
  • окружность 70, 30, 10.

4. Восстановите рисунок по заданным координатам. Расставь­те точки и соедините их в правильном порядке (переведите координаты точек из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления).

Координаты точек в двоичной системе счисления

№ точки и ее координаты
1(0, 110)
2(1010, 1011)
3(1000, 10011)
4(1110,1101)
5(1111, 10100)
6(10010, 1101)
7(10100, 10011)
8(10110, 1101)
9(11001, 10010)
10(11001, 1100)
11(11101, 1111)
12(11100, 1010)
13(100000,1011)
14(11110, 111)
15(100001, 110)
16(11110, 101)
17(100, 101)
18(0, 110)

5. Переведите из одних единиц измерения информации в другие.

  1. 64 бита = ... байт;
  2. 10 Кбайт = ... байт;
  3. 128 Кбайт = ... Мбайт;
  4. 10 байт = ... бит.

Учебная литература:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 208с.: ил.
  2. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 118 с.: ил.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 338 с.: ил.