Проект предназначен для учащихся 6 класса в целях обобщения, систематизации знаний и умений, проверки уровня обученности по теме «Компьютер и информация». Обучение проводится по программе Л.Л.Босовой.
Цель урока: Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания о способах представления информации в компьютере;
- расширить представления учащихся об обмене информации в компьютерной системе;
- повторить правила техники безопасности и организации рабочего места в компьютерном классе;
- выполнить практическую работу на компьютере в игровой форме для проверки уровня обученности по теме «Компьютер и информация»;
- проанализировать и оценить свою работу по выполнению практических и тестовых заданий.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Средства обучения: Компьютерный кабинет. Проектор. Интерактивная доска.
Программное обеспечение: программа для демонстрации презентаций Microsoft Power Point, электронные таблицы Microsoft Excel, программа тестирования MyTest.
Формы и методы обучения:
- индивидуальная работа – выполнение заданий, указанных в презентации;
- групповая работа – работа на компьютере, выполнение творческих заданий;
- игровые технологии – игра-путешествие по городам (при выполнении заданий на компьютере).
Дидактические материалы:
- презентация для ведения урока;
- презентация по технике безопасности;
- электронная интерактивная игра «Игра-путешествие», включающая 6 самостоятельных модулей:
- Числоград (кодирование числовой информации);
- Текстоград (кодирование текстовой информации);
- Едизминск (единицы измерения информации);
- Графоминск (кодирование графической информации);
- Файлоград (использование файлов и папок в компьютере);
- Тестоград (проведение тестирования с помощью программы MyTest).
- листы для оформления результатов работы команд;
- электронный документ для проведения рефлексии учащихся.
Структура урока:
- Оргмомент.
- Целеполагание и мотивация.
- Актуализация.
- Систематизация и обобщение.
- Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.
- Проверка уровня обученности.
- Информация о домашнем задании.
Подведение итогов.Рефлексия.
Подготовка кабинета для проведения урока:
1) размещение электронной интерактивной
игры-путешествия в папке на компьютерах
учащихся;
2) подготовка презентации, технических средств
для проведения презентации урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте. Садитесь. Я рада видеть вас, и надеюсь, что каждый из вас, ребята, настроен сегодня на продуктивную работу. (Презентация 1. Слайд 1)
2. Целеполагание и мотивация
Итак, первое задание: Задана двоичная последовательность закодированных с помощью таблицы Windows символов. Определите эту последовательность символов.
11001010 11001110 11001100 11001111 11011100 11011110 11010010 11000101 11010000 |
11001000 | 11001000 11001101 11010100 11001110 11010000 11001100 11000000 11010110 11001000 11011111 |
Для выполнения задания необходимо
воспользоваться таблицей кодов в системе Windows
(таблица представлена на стр.24 в рабочей тетради 6
класс Л.Л.Босова). (Презентация 1.
Слайд 2)
Ответ: Компьютер и информация.
– Итак, тема нашего урока «Компьютер и информация». Эту тему мы изучали на протяжении 12 часов. (Презентация 1. Слайд 3)
3. Этап актуализации опорных знаний. Систематизация и обобщение
Дайте определение понятию:
Рисунок 1 (Презентация 1. Слайд 7)
Ответ: В ребусе задано понятие Кодирование.
Кодирование – это перевод информации
в удобную для передачи, обработки или хранения
форму с помощью некоторого кода.
Код – это система условных знаков для
представления информации.
Декодирование – процесс, обратный
кодированию. (Презентация 1. Слайд 8)
Вопрос: Приведите примеры кодов.
Кодировать информацию можно различным способом.
Примеры кодов: оценки; ноты; знаки дорожного
движения; индекс на письмах; азбука Морзе, азбука
Брайля. (Презентация 1. Слайд 9)
Вопрос: В каком виде информация
представляется в компьютере?
На слайде показано, что вся информация в
компьютере в виде чисел, текстов, графики, звуков,
видеосигналов кодируется и представляется в
двоичном виде. (Презентация 1. Слайд
10)
Далее информация в виде электрических импульсов
поступает на одно и то же устройство (элемент). (Презентация
1. Слайд 11)
Внимание! ЧЕРНЫЙ ЯЩИК. Назовите элемент, на
который информация поступает для обработки в
виде электрических импульсов. (Презентация
1. Слайд 12)
Ответ: микропроцессор.
Вопрос: Куда поступает информация после
обработки микропроцессором?
Ответ: в оперативную память. (Презентация
1. Слайд 13)
Итак, информация после обработки
микропроцессором находится в оперативной
памяти.
Вопрос: Как вы думаете, в каком виде
информация хранится в оперативной памяти?
Ответ: теоретически информация должна быть
в двоичном виде, однако у двоичных чисел есть
существенный недостаток.
Вопрос: Какой?
Ответ: запись двоичных чисел очень ёмкая,
длинная. Поэтому для хранения двоичных чисел на
различных носителях информации используется
16-ричная система счисления. (Презентация 1.
Слайд 14)
Задание: Задана двоичная
последовательность 11011000. Определите её
информационный объём. Какие единицы для
измерения информации можно использовать? (Презентация
1. Слайд 15)
Поскольку информация представляется в виде
электрических импульсов, то один электрический
импульс является минимальной единицей
измерения информации и называется битом.
Битом может быть присутствующий импульс (для нас
это – 1), либо отсутствующий – 0. (Презентация
1. Слайд 16)
Однако основной единицей измерения является не
бит, а байт. Поскольку в компьютере для
кодирования одного символа используется ровно 8
бит, то 1 байт = 8 битам. (Презентация 1.
Слайд 17)
Задание: Заполните пропуски. (Презентация 1. Слайд 18)
1 байт = … бит (8 бит)
1 Кбайт = … байт (1024 байт)
1 Мбайт = … Кбайт (1024 Кбайт)
1 Г байт = … Мбайт (1024 Мбайт)
Задание: Разложите элементы по корзинкам. (Презентация 1. Слайд 19)
Рисунок 2 (Презентация 1. Слайд 20)
Результат:
Рисунок 3 (Презентация 1. Слайд 20)
4. Применение учебного материала в знакомой
и новой учебных ситуациях.
Проверка уровня обученности
Для проверки уровня обученности необходимо
выполнить задания интерактивного
образовательного модуля в виде игры-путешествия.
Задания выполняются группами на компьютере (по 2-3
человека).
Перед выполнением заданий необходимо повторить
правила техники безопасности
(Презентация 2).
Инструктаж по работе с игрой.
Игра включает 6 заданий. Каждое задание, кроме тестового, оценивается 1 баллом при условии правильного выполнения его. Тестовое задание оценивается отдельно. Все задания выполняются строго последовательно в соответствии с путевым листом. На каждой странице есть инструкция по выполнению задания. Внимательно прочтите её, прежде чем выполнять задания, чтобы не допустить ошибок. Если будут возникать трудности, сообщайте учителю. К любому из заданий в ходе выполнения можно будет вернуться. Желаю удачи! (Презентация 3)
Игра-путешествие:
Рисунок 4 (Презентация 3)
Игра включает в себя 6 самостоятельных модулей:
- Кодирование числовой информации – город Числоград
- Кодирование текстовой информации – город Текстоград
- Единицы измерения информации – город Едизминск
- Кодирование графической информации – город Графоминск
- Использование файлов и папок в компьютере – город Файлоград
- Проведение тестирования с помощью программы MyTest – город Тестоград.
Путевой лист (Приложение 1)
№ задания | Город | Заработанный балл |
1 | Числоград | |
2 | Текстоград | |
3 | Едизминск | |
4 | Графоминск | |
5 | Файлоград | |
Итого: | ||
6 | Тестоград |
Нормы оценок:
Первые пять заданий оцениваются по 1 баллу. За выполнение данных заданий ставится оценка.
Оценка «5» ставится, если выполнены все 5
заданий.
Оценка «4» ставится, если выполнены 4 задания.
Оценка «3» ставится, если выполнены 3 задания.
Оценка «2» ставится, если выполнены 2 и менее
задания.
Тест состоит из 15 вопросов и оценивается отдельно. Оценка за тест выставляется автоматически после выполнения заданий.
Нормы оценок за тест:
Оценка «5» ставится, если выполнено не менее 12
заданий (более 85%).
Оценка «4» ставится, если выполнено не менее 10
заданий (более 70%).
Оценка «3» ставится, если выполнено не менее 7
заданий (более 50%).
Оценка «2» ставится, если выполнено менее 7
заданий (менее 50%).
Задание № 1. Город Числоград (Приложение 2)
Инструкция по выполнению задания:
Переведите заданные двоичные числа в
десятичную систему счисления, определите общий
результат в десятичном виде.
Полученное значение занесите в синюю ячейку
строки Результат.
Для того, чтобы проверить результат после
выполнения задания необходимо нажать кнопку
Проверить результат.
Ответ: 3800
Задание № 2. Город Текстоград (Приложение 3)
Инструкция по выполнению задания:
Для расшифровки сообщения воспользуйтесь
таблицами кодов КОИ-8 и Windows в рабочей тетради.
Полученное слово занесите в синюю ячейку строки
Результат.
Для того, чтобы проверить результат после
выполнения задания необходимо нажать кнопку
Проверить результат.
Ответ: любовь
Задание № 3. Город Едизминск (Приложение 4)
Инструкция по выполнению задания:
Зная единицы измерения информации, определите
количество бит в 23 Килобайта. Полученное
значение (только число!) занесите в синюю ячейку
строки Результат.
Для того, чтобы проверить результат после
выполнения задания необходимо нажать кнопку Проверить
результат.
Ответ: 65536
Задание № 4. Город Графоминск (Приложение 5)
Инструкция по выполнению задания:
Цифрами пронумерованы характеристики
растровой, векторной графики. В выделенных
ячейках укажите номера характеристик,
соответствующих данному виду графики.
Для того, чтобы увидеть результат, после
выполнения задания необходимо нажать кнопку
Проверить результат.
Ответ:
растровая графика: 1 3 6
векторная графика: 2 4 5
Задание № 5. Город Файлоград (Приложение 6)
Инструкция по выполнению задания:
В выделенные ячейки скопируйте правильные на ваше усмотрение ответы, указанные ниже. Для того, чтобы увидеть результат, после выполнения задания необходимо нажать кнопку Проверить результат.
Задание № 6. Город Тестоград (Приложение 7)
Инструкция по выполнению задания:
Тест выполняется и оценивается отдельно. В тесте 15 вопросов.
Нормы оценок за тест:
Оценка «5» ставится, если выполнено не менее 12
заданий (более 85%).
Оценка «4» ставится, если выполнено не менее 10
заданий (более 70%).
Оценка «3» ставится, если выполнено не менее 7
заданий (более 50%).
Оценка «2» ставится, если выполнено менее 7
заданий (менее 50%).
5. Подведение итогов. Рефлексия (Приложение 8)
Итак, вы выполнили задания практической работы. Попрошу сдать ваши путевые листы.
Учитель оценивает выполнение работы по путевым листам, выставляет оценки.
Рефлексия. Ребята оценивают своё настроение и с помощью интерактивного документа и интерактивной доски выбирают смайлик и перемещают в выделенное поле.
6. Заключительный этап. Домашнее задание
Учитель: Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!
Домашнее задание. (Презентация 1. Слайд 22)
Примечание: домашнее задание выдаетсякаждому учащемуся на отдельном листочке.
Задания предусматривают дополнительную подготовку к контрольной работе.
1. Переведите число 52810 в двоичный код.
2. Переведите число 1011100102 в десятичный
код.
3. Какой рисунок получится после выполнения
следующих команд?
- прямоугольник 10, 20, 50, 40;
- установить 20, 5;
- линия к 20, 20;
- установить 40, 5;
- линия к 40, 20;
- установить 50, 30;
- линия к 70, 30;
- окружность 70, 30, 10.
4. Восстановите рисунок по заданным координатам. Расставьте точки и соедините их в правильном порядке (переведите координаты точек из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления).
Координаты точек в двоичной системе счисления
№ точки и ее координаты | ||
1(0, 110) 2(1010, 1011) 3(1000, 10011) 4(1110,1101) 5(1111, 10100) 6(10010, 1101) |
7(10100, 10011) 8(10110, 1101) 9(11001, 10010) 10(11001, 1100) 11(11101, 1111) 12(11100, 1010) |
13(100000,1011) 14(11110, 111) 15(100001, 110) 16(11110, 101) 17(100, 101) 18(0, 110) |
5. Переведите из одних единиц измерения информации в другие.
- 64 бита = ... байт;
- 10 Кбайт = ... байт;
- 128 Кбайт = ... Мбайт;
- 10 байт = ... бит.
Учебная литература:
- Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 208с.: ил.
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 118 с.: ил.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 338 с.: ил.