Пояснительная записка.
Использование электронных ресурсов в процессе преподавания различных дисциплин в средних учебных заведениях сегодня является одним из актуальных вопросов педагогики. В условиях развития современного образования они являются одним из важнейших элементов методического обеспечения реализации образовательных программ. В связи со стремительным развитием различных наук, изменением учебных программ и планов преподаваемых дисциплин использование в педагогической практике традиционных бумажных носителей информации не позволяет в полной мере реализовать полноценную подготовку специалистов. Одним из успешных решений этой проблемы является использование учебных фильмов, слайдов, презентаций, электронных изданий учебно-методических материалов и электронных учебных комплексов. Их преимущество по сравнению с традиционными учебниками в том, что они позволяют получать студентам новую современную информацию через графические изображения, фото, видео и аудио, а также их сочетание. Все это служит дополнением к традиционным методам обучения студентов [3].
Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) – представляют собой объединение учебно-методических, программно-технических и организационных средств, обеспечивающих полную совокупность образовательных услуг (организационных, методических, теоретических, практических, экспериментальных, консультационных и других), которые необходимы и достаточны для изучения конкретной учебной дисциплины.
ЭУМК должен полностью обеспечивать все виды занятий по дисциплине и включать в себя: средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая); средства поддержки практических занятий; лабораторный практикум, позволяющий проводить занятия при всех поддерживаемых учебным заведением формах обучения; средства контроля знаний при изучении дисциплины; методические рекомендации по изучению как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе; средства управления процессом изучения дисциплины [1] [2].
Не все перечисленные выше компоненты являются обязательными, например, если по учебному плану не предусмотрено проведение практических занятий, то средства их поддержки могут не входить в ЭУМК. К информационной составляющей ЭУМК относятся учебники, учебные пособия, задачники, методические разработки.
Информатика является достаточно молодой и быстро развивающейся наукой. Высокие темпы развития приводят к тому, что преподавателю приходится постоянно осваивать большой объем информации из различных источников, перерабатывать, выбирать главное и систематизировать. На основе сбора информации и собственных изысканий нами было накоплено значительное количество дидактических, методических и других материалов, которые стали основой для создания электронного учебно-методического пособия по дисциплине “Информатика” Приложение 1.
Цель создания ЭУМК: систематизировать материал для организации и проведения уроков информатики на 1 курсе.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- помочь преподавателю более эффективно организовать процесс усвоения учебного материала;
- способствовать повышению качества визуальной информации по предмету;
- развивать познавательные способности студентов, активность и самостоятельность.
Предполагаю, что использование данного пособия:
- позволит применять собранный материал быстро и эффективно, что отразится на качестве учебного процесса;
- поможет любому учителю с минимальными затратами времени подготовиться к занятиям;
- способствует разнообразию форм работы на уроке.
Содержание и методика работы с электронным пособием.
Электронное учебное пособие создано при помощи программы AutoPlay Media Studio.
ЭУМК содержит следующие разделы:
1. Пояснительная записка
2. Нормативные документы:
- рабочие программы (050709 (0312) Преподавание в начальных классах, 050704 (0313) Дошкольное образование);
- календарно-тематические планы.
3. Материалы к урокам:
- теоретический материал к урокам, лекции;
- презентации.
4. Контрольно-измерительные материалы:
- контрольные и проверочные работы;
- тематические тесты;
- рабочие тетради;
- кроссворды, ребусы;
- лабораторно-практические задания.
5. Электронные игры по разделам.
6. Учебники и учебные пособия (в электронном варианте).
7. Темы рефератов.
8. Полезные программы:
- конструктор тестов АСТ-тестирование;
- графический исполнитель Кенгуренок;
- графический исполнитель Стрелочка;
- Turbo Pascal;
- Calculus (системы счисления) и т.д.
9. Полезные ссылки (в работе указаны адреса сайтов, материалами которых могут пользоваться учителя информатики).
Связь между разделами осуществляется по гиперссылкам и управляющим кнопкам.
Презентации, лекции и контрольно-измерительные материалы разработаны автором, некоторые взяты из периодической печати.
Все материалы, представленные в пособии, можно изменять, дополнять, а также распечатывать.
Представленное пособие может быть использовано преподавателями информатики специальностей 050709 Преподавание в начальных классах, 050704 Дошкольное образование.
Список литературы.
- .Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Текст] / А.В. Осин. – М.: Ритм, 2005.
- Осин, А.В. Создание учебных материалов нового поколения информатизации общего образования [Текст] : Тематическое приложение к журналу “Вестник образования” – М.: Просвещение. – 2003. – № 2.
- Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе [Текст] : Научно-методические материалы/ Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.