Цель: развитие познавательных способностей детей.
Задачи:
- развивать связную речь, долговременную память;
- углублять знания детей о профессиях людей связанных с морской стихией;
- уточнять знания о жизни морских обитателей;
- развивать внимание, память, воображение, координацию движений;
- создать условия для реализации в творческой деятельности представлений о мире;
- формировать бережное отношение к миру природы, умение внимательно слушать ответы сверстников, анализировать и дополнять их;
- вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес;
- воспитывать интерес у детей к обитателям морских глубин и природным явлениям.
Предварительная работа. Беседа о морских профессиях и о морских обитателях, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, чтение художественной литературы на морскую тематику, рассматривание энциклопедий. Разучивание стихотворений на морскую тему.
Оформление и оборудование. Выставка рисунков. Пространственно обозначенное море, причал. Картинки: корабля, парусника, теплохода, парохода. Карта мира на стене. Карточки с текстом для игры “Четвертый лишний”.
Атрибуты. Бинокль, штурвал, спасательный круг, канат.
Ход образовательной деятельности
Игровая мотивация.
– Ребята, сегодня мы с вами станем моряками и отправимся путешествовать по морям и океанам. Во время путешествия мы проверим наши знания, смекалку, ловкость и постараемся быть добрыми, смелыми, внимательными друг к другу. А теперь проверим, готовы ли мы отправимся в плавание.
Игра – викторина.
– Назовите морские профессии?
Ответы детей: капитан, штурман, боцман, кок, матрос, водолаз, гидронавт.
– Определите тип корабля?
Ответы детей: парусник, пароход, теплоход.
– Ребята, давайте выберем корабль, на котором поплывем, и сформируем команду.
Распределение ролей. Ведущий становится капитаном.
– Команда корабля “Смелый”, к плаванию готовься. Боцман, проверь команду. Определим маршрут нашего плавания. Штурман, по каким морям мы можем плавать?
Все подходят к карте, читают названия морей: Красное, Черное, Белое, Желтое.
– По какому морю мы поплывем?
Ответ детей: по Черному.
– Внимание! С 1-го причала корабль “Смелый” отправляется в плавание по Черному морю. При подъеме по трапу будьте осторожны!
Боцман. Отшвартовываемся, отдать концы.
Штурман.
Водят смело капитаны
Корабли по океанам,
Интересно плавать им
По дорогам голубым.
Днем и ночью,
Днем и ночью
Курс прокладывают точно
И бросают якоря
В океанах и морях.
Море любит умных, смелых,
Если ты сумеешь делом
Ум и смелость доказать, капитаном сможешь стать.
Штурман смотрит в бинокль.
– Корабль, на пути может натолкнуться на мель. Что это такое?
Ответ детей. Мель, это подводная гора или возвышенность, которую не видно
под водой, но на которую может натолкнуться корабль и остановится.
– Какая жара. Ребята если будет всегда очень жарко, что может произойти с
морями, реками?
Ответ детей. Вода будет испаряться, моря обмелеют, все подводные
возвышенности выйдут на поверхность, а реки высохнут и можно будет ходить по
дну. Наступит засуха.
– Как природа исправит ущерб принесенный жарой?
Ответ детей. Пойдет дождик.
– Откуда возьмется дождик?
Ответ детей. Из тучи. Тучи над реками и морями образовываются. Солнце
воду морскую нагревает. Она испаряется и паром поднимается в небо, превращается
там в туман-тучи. Ветер отгонит их далеко, и там они принесут дождь, снег,
напоят землю – вновь побегут ручейки, потекут реки.
– Вас послушать, так Солнце уже давно бы всю воду выпарило да высушило. А
море видите не обмелело. Что вы на это скажете?
Ответ детей. Реки – то в океан и море текут и им всю воду отдают.
– А речки кто поит?
Ответ детей. Ручейки.
– Правильно ребята, вода из океана в небо, с неба на сушу, с суши опять в море и океан. И так без конца: круговорот воды в природе.
1-й ребенок:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В лужах, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах завьется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей.
2-й ребенок:
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее – не замечаем,
Мы привыкли что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наестся, не напиться.
Смею, вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда
Наша спутница – вода.
(Н. Рыжкова “Волшебница вода”.)
Штурман смотрит в бинокль. – Плывем дальше.
– Посмотрите, какие волны поднимаются! Кто знает, почему волны бывают на
море?
Ответ детей. Ветер с разной скорость гонит воду.
Появляется Нептун. – А вот и нет! Это я их гоню, царь морей и океанов Нептун. Уж если вы такие умные, отгадайте мои загадки.
Чтобы сильная волна
Корабль сдвинуть не могла,
За бортом цепь бросаем,
Что на ней мы отпускаем?
(Якорь.)Шелковисты и красивы,
Зелены, как на лугу,
Под водой они растут,
Рыбок прячут, берегут.
(Водоросли.)Знают все это прекрасно:
С ней в воде шутить опасно.
Зубы острые, как нож.
Лучше ты ее не трожь!
(Акула.)Чтоб увидеть нам в дали
Пароходы, корабли,
В руки мы его возьмем
И на море наведем.
(Бинокль.)К уху ты ее приложишь –
Шум волны услышать можешь.
(Раковина.)
Нептун. Молодцы. Загадки вы знаете.
Физкультминутка “Море волнуется”.
Нептун. Предлагаю “превратиться” в обитателей морских глубин.
Произносим слова: | Море волнуется – раз, Море волнуется – два… |
Дети свободно передвигаются по комнате, входят в образ.
На фразе: | Море волнуется – три, А ну-ка, фигура, замри! |
Дети замирают в определенной позе. Педагог комментирует их действия.
Нептун. А теперь проверим вашу смекалку, порешаем задачи. Посмотрите на карточки, прочитайте и объясните, кто и что здесь лишнее и почему?
“Что лишнее? Почему?”
– Лиса, тюлень, волк, медведь.
Ответ детей. Тюлень. Лиса, волк, медведь – жители северной полосы
обитающие в наших лесах, дикие животные.
– Медуза, водоросль, морской конек, минтай.
Ответ детей. Водоросль – трава, которая растет в воде. Медуза, морской
конек, минтай – рыбы.
– Корабль, аквалангист, тракторист, рыбак,
Ответ детей. Тракторист – наземный транспорт. Кораблю, аквалангист, рыбак
– все слова относятся к морской теме (все слова связаны с водой).
– Штурман, кок, трап, боцман.
Ответ детей. Трап. Штурман, кок, боцман – профессии связанные с морем.
“Посчитай”.
Нептун. Молодцы. Поиграем в следующую игру.
– В одном аквариуме 5 рыбок, во втором – ни одной. Сколько рыбок в двух
аквариумах?
Ответ детей. 10 рыбок.
– Рыбак поймай карася, щуку, окуня и кукушку. Сколько рыб поймал рыбак?
Ответ детей. Рыбак поймал 3 рыбки и одну птицу – кукушку.
– По морю плывут 2 дельфина, 3 кита и 4 акулы. Сколько дельфинов плывет по
морю?
Ответ детей. 2 дельфина.
Физкультминутка.
Игра на перетягивание каната.
Нептун. Становитесь, ребята по одну сторону каната, а я по другу. Посмотрим, кто из нас сильнее, я морской царь, меня вам не одолеть.
Нептун. Загадки вы отгадали, задачи решили, меня побороли. С вами хорошо, но пора за дело браться, следить за порядком на морских глубинах. Я привез вам подарки – морскую звезду (вырезанная морская звезда). Штурман мне поможет раздать вам.
Штурман. И нам пора домой. Берем прямо по курсу. (Смотрит в бинокль.)
– Вот и закончилось наше путешествие по Черному морю. Назовите, какие задания Нептуна вы выполнили?
Ответы детей.
– Мы с вами узнали много интересного, проверили свою смекалку, ловкость, знания о морских профессиях. Убедились, что без дружбы нельзя прожить на свете. Все были молодцами!
Штурман. “Внимание, внимание! Подготовить трапы к первому причалу. Объявляю высадку пассажиров с корабля “Смелый”!”