Образовательная деятельность для детей подготовительной группы "В гостях у Нептуна"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие познавательных способностей детей.

Задачи:

  • развивать связную речь, долговременную память;
  • углублять знания детей о профессиях людей связанных с морской стихией;
  • уточнять знания о жизни морских обитателей;
  • развивать внимание, память, воображение, координацию движений;
  • создать условия для реализации в творческой деятельности представлений о мире;
  • формировать бережное отношение к миру природы, умение внимательно слушать ответы сверстников, анализировать и дополнять их;
  • вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес;
  • воспитывать интерес у детей к обитателям морских глубин и природным явлениям.

Предварительная работа. Беседа о морских профессиях и о морских обитателях, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, чтение художественной литературы на морскую тематику, рассматривание энциклопедий. Разучивание стихотворений на морскую тему.

Оформление и оборудование. Выставка рисунков. Пространственно обозначенное море, причал. Картинки: корабля, парусника, теплохода, парохода. Карта мира на стене. Карточки с текстом для игры “Четвертый лишний”.

Атрибуты. Бинокль, штурвал, спасательный круг, канат.

Ход образовательной деятельности

Игровая мотивация.

– Ребята, сегодня мы с вами станем моряками и отправимся путешествовать по морям и океанам. Во время путешествия мы проверим наши знания, смекалку, ловкость и постараемся быть добрыми, смелыми, внимательными друг к другу. А теперь проверим, готовы ли мы отправимся в плавание.

Игра – викторина.

– Назовите морские профессии?
Ответы детей: капитан, штурман, боцман, кок, матрос, водолаз, гидронавт.

– Определите тип корабля?
Ответы детей: парусник, пароход, теплоход.

– Ребята, давайте выберем корабль, на котором поплывем, и сформируем команду.

Распределение ролей. Ведущий становится капитаном.

– Команда корабля “Смелый”, к плаванию готовься. Боцман, проверь команду. Определим маршрут нашего плавания. Штурман, по каким морям мы можем плавать?

Все подходят к карте, читают названия морей: Красное, Черное, Белое, Желтое.

– По какому морю мы поплывем?
Ответ детей: по Черному.

– Внимание! С 1-го причала корабль “Смелый” отправляется в плавание по Черному морю. При подъеме по трапу будьте осторожны!

Боцман. Отшвартовываемся, отдать концы.

Штурман.

Водят смело капитаны
Корабли по океанам,
Интересно плавать им
По дорогам голубым.
Днем и ночью,
Днем и ночью
Курс прокладывают точно
И бросают якоря
В океанах и морях.
Море любит умных, смелых,
Если ты сумеешь делом
Ум и смелость доказать, капитаном сможешь стать.

Штурман смотрит в бинокль.

– Корабль, на пути может натолкнуться на мель. Что это такое?
Ответ детей. Мель, это подводная гора или возвышенность, которую не видно под водой, но на которую может натолкнуться корабль и остановится.

– Какая жара. Ребята если будет всегда очень жарко, что может произойти с морями, реками?
Ответ детей. Вода будет испаряться, моря обмелеют, все подводные возвышенности выйдут на поверхность, а реки высохнут и можно будет ходить по дну. Наступит засуха.

– Как природа исправит ущерб принесенный жарой?
Ответ детей. Пойдет дождик.

– Откуда возьмется дождик?
Ответ детей. Из тучи. Тучи над реками и морями образовываются. Солнце воду морскую нагревает. Она испаряется и паром поднимается в небо, превращается там в туман-тучи. Ветер отгонит их далеко, и там они принесут дождь, снег, напоят землю – вновь побегут ручейки, потекут реки.

– Вас послушать, так Солнце уже давно бы всю воду выпарило да высушило. А море видите не обмелело. Что вы на это скажете?
Ответ детей. Реки – то в океан и море текут и им всю воду отдают.

– А речки кто поит?
Ответ детей. Ручейки.

– Правильно ребята, вода из океана в небо, с неба на сушу, с суши опять в море и океан. И так без конца: круговорот воды в природе.

1-й ребенок:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В лужах, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах завьется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей.

2-й ребенок:

На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее – не замечаем,
Мы привыкли что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наестся, не напиться.
Смею, вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда
Наша спутница – вода.

(Н. Рыжкова “Волшебница вода”.)

Штурман смотрит в бинокль. – Плывем дальше.

– Посмотрите, какие волны поднимаются! Кто знает, почему волны бывают на море?
Ответ детей. Ветер с разной скорость гонит воду.

Появляется Нептун. – А вот и нет! Это я их гоню, царь морей и океанов Нептун. Уж если вы такие умные, отгадайте мои загадки.

Чтобы сильная волна
Корабль сдвинуть не могла,
За бортом цепь бросаем,
Что на ней мы отпускаем?
(Якорь.)

Шелковисты и красивы,
Зелены, как на лугу,
Под водой они растут,
Рыбок прячут, берегут.
(Водоросли.)

Знают все это прекрасно:
С ней в воде шутить опасно.
Зубы острые, как нож.
Лучше ты ее не трожь!
(Акула.)

Чтоб увидеть нам в дали
Пароходы, корабли,
В руки мы его возьмем
И на море наведем.
(Бинокль.)

К уху ты ее приложишь –
Шум волны услышать можешь.
(Раковина.)

Нептун. Молодцы. Загадки вы знаете.

Физкультминутка “Море волнуется”.

Нептун. Предлагаю “превратиться” в обитателей морских глубин.

Произносим слова: Море волнуется – раз,
Море волнуется – два…

Дети свободно передвигаются по комнате, входят в образ.

На фразе: Море волнуется – три,
А ну-ка, фигура, замри!

Дети замирают в определенной позе. Педагог комментирует их действия.

Нептун. А теперь проверим вашу смекалку, порешаем задачи. Посмотрите на карточки, прочитайте и объясните, кто и что здесь лишнее и почему?

“Что лишнее? Почему?”

– Лиса, тюлень, волк, медведь.
Ответ детей. Тюлень. Лиса, волк, медведь – жители северной полосы обитающие в наших лесах, дикие животные.

– Медуза, водоросль, морской конек, минтай.
Ответ детей. Водоросль – трава, которая растет в воде. Медуза, морской конек, минтай – рыбы.

– Корабль, аквалангист, тракторист, рыбак,
Ответ детей. Тракторист – наземный транспорт. Кораблю, аквалангист, рыбак – все слова относятся к морской теме (все слова связаны с водой).

– Штурман, кок, трап, боцман.
Ответ детей. Трап. Штурман, кок, боцман – профессии связанные с морем.

“Посчитай”.

Нептун. Молодцы. Поиграем в следующую игру.

– В одном аквариуме 5 рыбок, во втором – ни одной. Сколько рыбок в двух аквариумах?
Ответ детей. 10 рыбок.

– Рыбак поймай карася, щуку, окуня и кукушку. Сколько рыб поймал рыбак?
Ответ детей. Рыбак поймал 3 рыбки и одну птицу – кукушку.

– По морю плывут 2 дельфина, 3 кита и 4 акулы. Сколько дельфинов плывет по морю?
Ответ детей. 2 дельфина.

Физкультминутка.

Игра на перетягивание каната.

Нептун. Становитесь, ребята по одну сторону каната, а я по другу. Посмотрим, кто из нас сильнее, я морской царь, меня вам не одолеть.

Нептун. Загадки вы отгадали, задачи решили, меня побороли. С вами хорошо, но пора за дело браться, следить за порядком на морских глубинах. Я привез вам подарки – морскую звезду (вырезанная морская звезда). Штурман мне поможет раздать вам.

Штурман. И нам пора домой. Берем прямо по курсу. (Смотрит в бинокль.)

– Вот и закончилось наше путешествие по Черному морю. Назовите, какие задания Нептуна вы выполнили?

Ответы детей.

– Мы с вами узнали много интересного, проверили свою смекалку, ловкость, знания о морских профессиях. Убедились, что без дружбы нельзя прожить на свете. Все были молодцами!

Штурман. “Внимание, внимание! Подготовить трапы к первому причалу. Объявляю высадку пассажиров с корабля “Смелый”!”