Задачи: формирование потенциала здоровья учащихся, культуры здоровья, представления о здоровье как ценности, установки на ведение здорового образа жизни, привычки действенно и постоянно заботиться о своем здоровье и организме.
Цели: прививать детям правила гигиены, здорового образа жизни, экологии.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, рисунки – слайды, кроссворд, индивидуальная распечатка игры “Вредные привычки”, “Пословицы”, цветные карандаши, циркуль, простой карандаш, линейка, тетрадный лист в клетку, индивидуальная распечатка рассказа “Как надо есть” (по Я.Трахтману).
1. Постановка целей и задач.
По словарю Ожегова: “ Организм человека – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающей его от живой материи”. Организм человека имеет показатели, которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку, чтобы сохранить свое здоровье.
Только здоровый человек по настоящему радуется жизни.
Одному мудрецу задали вопрос: “ Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”.
А другой предупреждал: “ Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет”.
Прислушайтесь к словам мудрецам и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можете позаботиться только вы сами. Великий русский писатель Иван Тургенев сказал: “Счастье, как здоровье, когда оно есть, его не замечаешь”.
А теперь попробуйте пять раз подряд быстро произнести своему соседу пословицу:
“Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово”.
О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Вот некоторые из них.
(Детям дана индивидуальная распечатка.) Чтение вслух по цепочке.
- Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
- Здоров будешь – все добудешь.
- Здоровье не купишь – его разум дарит.
- Здоровьем слаб, так и духом не герой.
- Не рад больной и золотой кровати.
- У кого болят кости, тот не думает в гости.
- У кого что болит, тот о том и говорит.
- Ребенком хил, так и взрослым гнил.
- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
2. Кроссворд.
По горизонтали:
1. Лучшая профилактика переедания -______________в еде.
2. Автор сказки о трех толстяках, не соблюдавших правила правильного питания.
3. ____________ приходит во время еды.
По вертикали:
4. Робин Бобин ___________ скушал сорок человек.
5. Количество энергии, содержащееся в пищевых продуктах и блюдах.
6.Лучшая приправа к пище по мнению Сократа.
Ответы.
По горизонтали:
1. Умеренность.
2. Ю. Олеша.
3.Аппетит.
По вертикали.
4. Барабек.
5. Калорийность.
6. Голод.
3. Игра “ Вредные привычки”.
(Дана индивидуальная распечатка каждому ребенку.)
Прочти список привычек человека.
Какие из них помогают сохранять здоровье, а какие нет?
– Доводить дело до конца – Настаивать на своем несмотря ни на что – Поздно ложиться спать – Решать конфликт с помощью крика и ссор – Проводить много времени за компьютером – Делать все вовремя – Читать во время еды – Не наедаться перед сном |
– Есть на ходу – Заранее планировать свой день – Соблюдать режим дня – Регулярно заниматься спортом – Бросать дело на полпути – Мыть руки перед едой – Не переедать – Утром завтракать дома |
- Какие привычки свойственны тебе?
- Отметь их: в левом столбце закрась квадрат зеленым цветом, а в правом – красным.
- Подсчитай, сколько квадратов оказалось закрашенными в правом и левом столбцах.
“ + ” ЗДОРОВЬЕ | “ – ” ЗДОРОВЬЕ | ||
Ключ:
Вывод: в левом столбце отмечено больше квадратиков, чем в правом: ты – молодец! Твои привычки помогают тебе сохранить здоровье.
В обоих столбцах равное число квадратиков – тебе стоит избавиться от некоторых вредных привычек.
Больше квадратиков в правом столбце: формируй у себя полезные привычки!
4. Задание – игра “ Пищевая тарелка” (презентация).
“Пищевая тарелка” – условное обозначение всей пищи, которую дети съедают в течение дня, то есть суточный рацион питания.
1. Возьмите циркуль и начертите 3 одинаковые окружности на тетрадном листе в клеточку.
Что обозначает окружность? (Условное обозначение пищевой тарелки.)
Для чего разделена тарелка на 3, 4, 5 частей?
С помощью линейки разделите каждую окружность на части, как показано на рисунке.
- Раскрасьте части тарелки в соответствии с условными обозначениями, тогда вы узнаете, какую часть пищи съедают за завтраком, обедом, ужином, если есть три, четыре, пять раз в день. (Задание может выполняться самостоятельно, потом обсуждаться..
7.00 – завтрак 13.00 – обед 19.00 – ужин
|
7.30-8.30 – завтрак 12.30-13.00– обед 16.00 – полдник 19.00-19.30– ужин
|
7.30– 8.00 – первый завтрак 11.00 – второй завтрак 13.30 – обед 16.00 – полдник 19.00 – ужин
|
- Какой вариант считается правильным?
Вывод: любой из этих вариантов режима питания считается правильным. Однако ученые считают один из них наиболее полезным для здоровья.
- Какой вариант считается наиболее полезным?
Вывод: для того, чтобы ответить на этот вопрос, внимательно рассмотри рисунки и реши, в каком случае распределение пищи оказывается более равномерным и промежутки между приемами пищи меньше?
- Что нового ты узнал о том, как правильно питаться?
- Расскажите о своем режиме питания.
- Что ты обычно ешь на завтрак, обед,полдник,ужин?
- Какие питательные вещества человек получает с пищей?
- Почему человек не должен питаться однообразной пищей?
Вывод: с пищей человек получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Чтобы быть здоровым очень важно правильно питаться.
Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается. Некоторые ребята едят на ходу, а потом у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
5. Чтение рассказа Я.Трахтман “ Как надо есть”.
Каждому ученику раздается индивидуальная распечатка.
В столовой за одним столиком сидели мальчик и пожилой человек – ученый.
Мальчик торопился на футбольный матч и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно посмотрел на своего соседа.
– Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? – обратился он к мальчику.
Тот удивился.
– Разве вы не видите? Я ем кашу.
– Но ведь ты совсем ее не пережевываешь!
Мальчику стало смешно.
– А зачем я ее буду жевать – она и так жидкая.
– Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой ее сделать
жидкой. Всякая пища нуждается в обработке. Во рту у нас пища обрабатывается
слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная
и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то
пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут ее полностью переварить.
Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма. Половина твоей каши сегодня
тоже пропала зря.
Мальчик смущенно молчал.
– Запомни, что кусочек черного хлеба, хорошо прожеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.
Найдите и прочитайте главную мысль рассказа.
6. Подведение итогов.