Внеклассное занятие по теме "Здоровье и привычки человека. Режим питания". 3-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3


Задачи: формирование потенциала здоровья учащихся, культуры здоровья, представления о здоровье как ценности, установки на ведение здорового образа жизни, привычки действенно и постоянно заботиться о своем здоровье и организме.

Цели: прививать детям правила гигиены, здорового образа жизни, экологии.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, рисунки – слайды, кроссворд, индивидуальная распечатка игры “Вредные привычки”, “Пословицы”, цветные карандаши, циркуль, простой карандаш, линейка, тетрадный лист в клетку, индивидуальная распечатка рассказа “Как надо есть” (по Я.Трахтману).

1. Постановка целей и задач.

По словарю Ожегова: “ Организм человека – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающей его от живой материи”. Организм человека имеет показатели, которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку, чтобы сохранить свое здоровье.

Только здоровый человек по настоящему радуется жизни.

Одному мудрецу задали вопрос: “ Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”.

А другой предупреждал: “ Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет”.

Прислушайтесь к словам мудрецам и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можете позаботиться только вы сами. Великий русский писатель Иван Тургенев сказал: “Счастье, как здоровье, когда оно есть, его не замечаешь”.

А теперь попробуйте пять раз подряд быстро произнести своему соседу пословицу:

“Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово”.

О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Вот некоторые из них.

(Детям дана индивидуальная распечатка.) Чтение вслух по цепочке.

  • Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
  • Здоров будешь – все добудешь.
  • Здоровье не купишь – его разум дарит.
  • Здоровьем слаб, так и духом не герой.
  • Не рад больной и золотой кровати.
  • У кого болят кости, тот не думает в гости.
  • У кого что болит, тот о том и говорит.
  • Ребенком хил, так и взрослым гнил.
  • Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

2. Кроссворд.

По горизонтали:

1. Лучшая профилактика переедания -______________в еде.
2. Автор сказки о трех толстяках, не соблюдавших правила правильного питания.
3. ____________ приходит во время еды.

По вертикали:

4. Робин Бобин ___________ скушал сорок человек.
5. Количество энергии, содержащееся в пищевых продуктах и блюдах.
6.Лучшая приправа к пище по мнению Сократа.

Ответы.

По горизонтали:

1. Умеренность.
2. Ю. Олеша.
3.Аппетит.

По вертикали.

4. Барабек.
5. Калорийность.
6. Голод.

3. Игра “ Вредные привычки”.

(Дана индивидуальная распечатка каждому ребенку.)

Прочти список привычек человека.

Какие из них помогают сохранять здоровье, а какие нет?

– Доводить дело до конца

– Настаивать на своем несмотря ни на что

– Поздно ложиться спать

– Решать конфликт с помощью крика и ссор

– Проводить много времени за компьютером

– Делать все вовремя

– Читать во время еды

– Не наедаться перед сном

 – Есть на ходу

– Заранее планировать свой день

 – Соблюдать режим дня 

– Регулярно заниматься спортом

– Бросать дело на полпути

– Мыть руки перед едой

– Не переедать

– Утром завтракать дома

 

  • Какие привычки свойственны тебе?
  • Отметь их: в левом столбце закрась квадрат зеленым цветом, а в правом – красным.
  • Подсчитай, сколько квадратов оказалось закрашенными в правом и левом столбцах.
“ + ” ЗДОРОВЬЕ “ – ” ЗДОРОВЬЕ
       
       
       
       
       
       
       
       

Ключ:

Вывод: в левом столбце отмечено больше квадратиков, чем в правом: ты молодец! Твои привычки помогают тебе сохранить здоровье.

В обоих столбцах равное число квадратиков – тебе стоит избавиться от некоторых вредных привычек.

Больше квадратиков в правом столбце: формируй у себя полезные привычки!

4. Задание – игра “ Пищевая тарелка” (презентация).

“Пищевая тарелка” – условное обозначение всей пищи, которую дети съедают в течение дня, то есть суточный рацион питания.

1. Возьмите циркуль и начертите 3 одинаковые окружности на тетрадном листе в клеточку.

Что обозначает окружность? (Условное обозначение пищевой тарелки.)

Для чего разделена тарелка на 3, 4, 5 частей?

С помощью линейки разделите каждую окружность на части, как показано на рисунке.

  • Раскрасьте части тарелки в соответствии с условными обозначениями, тогда вы узнаете, какую часть пищи съедают за завтраком, обедом, ужином, если есть три, четыре, пять раз в день. (Задание может выполняться самостоятельно, потом обсуждаться..
7.00 – завтрак

13.00 – обед

19.00 – ужин

 

7.30-8.30 – завтрак

12.30-13.00– обед

16.00 – полдник

19.00-19.30– ужин

 

 

7.30– 8.00 – первый завтрак

11.00 – второй завтрак

13.30 – обед

16.00 – полдник

19.00 – ужин

 

  • Какой вариант считается правильным?

Вывод: любой из этих вариантов режима питания считается правильным. Однако ученые считают один из них наиболее полезным для здоровья.

  • Какой вариант считается наиболее полезным?

Вывод: для того, чтобы ответить на этот вопрос, внимательно рассмотри рисунки и реши, в каком случае распределение пищи оказывается более равномерным и промежутки между приемами пищи меньше?

  • Что нового ты узнал о том, как правильно питаться?
  • Расскажите о своем режиме питания.
  • Что ты обычно ешь на завтрак, обед,полдник,ужин?
  • Какие питательные вещества человек получает с пищей?
  • Почему человек не должен питаться однообразной пищей?

Вывод: с пищей человек получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Чтобы быть здоровым очень важно правильно питаться.

Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается. Некоторые ребята едят на ходу, а потом у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.

5. Чтение рассказа Я.Трахтман “ Как надо есть”.

Каждому ученику раздается индивидуальная распечатка.

В столовой за одним столиком сидели мальчик и пожилой человек – ученый.

Мальчик торопился на футбольный матч и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно посмотрел на своего соседа.

– Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? – обратился он к мальчику.

Тот удивился.

– Разве вы не видите? Я ем кашу.
– Но ведь ты совсем ее не пережевываешь!

Мальчику стало смешно.

– А зачем я ее буду жевать – она и так жидкая.
– Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой ее сделать жидкой. Всякая пища нуждается в обработке. Во рту у нас пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут ее полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма. Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря.

Мальчик смущенно молчал.

– Запомни, что кусочек черного хлеба, хорошо прожеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.

Найдите и прочитайте главную мысль рассказа.

6. Подведение итогов.