Цель:
– закрепить у учащихся признаки химических реакций, сформировать понятие об
индикаторах, катализаторах.
– развивать приемы исследовательской деятельности.
На уроке мы с вами познакомились с понятием химическая реакция и признаками реакций, напомним их:
– что такое химическая реакция или превращение;
– какие признаки химических реакций известны?
Проиллюстрируем на опытах эти признаки. Вы сегодня молодые ученые, которые знакомятся с удивительным миром экспериментальной химии.
Проведите опыты, указанные в таблице и внесите в нее свои наблюдения.
(Техника безопасности, правила работы с веществами.)
Вещество. | Проводимый эксперимент. | Наблюдаемые признаки. | Вид явления. |
Кусочек мела и раствор серной кислоты. | Добавление кислоты в пробирку с кусочком мела. | ||
Раствор сульфата меди и гидроксида натрия. | Сливание растворов. | ||
Раствор гидроксида натрия и серной кислоты. | Сливание растворов. |
– Почему мы ничего не видим, значит, реакция не идет?
На самом деле реакции протекает, но для ее видимости нам требуется что-то еще.
Вспомните, на приборе управления машины есть указатель количества бензина – называется ИНДИКАТОР.
Обратимся к химическому словарю. ИНДИКАТОРЫ (с позднелатинского) – указатель. Они указывают изменения, происходящие в реакционной системе, о ее состоянии, изменяют свой цвет в присутствии разных веществ.
Индикаторы – вещества, меняющие окраску в зависимости от среды.
Исследуем, как изменяют индикаторы свой цвет в различной среде.
Работают по рядам. (Таблица только на доске.)
реактив | Фенолфталеин. 1-й ряд |
Универсальный индикатор, 2-й ряд |
Метилоранж, 3-й ряд |
серная кислота | |||
вода | |||
гидроксид натрия |
Таким образом, еще один признак химической реакции – изменение цвета мы подтвердили на практике.
К пробирке с гидроксидом натрия, добавим кислоты – что видим, т.е. использование индикатора позволяет определить протекание реакции.
Как вы считаете, можно ли использовать индикаторы в быту?
– В биологии понятие кислые почвы и щелочные почвы – проводят известкование
или раскисление.
– Некоторые цветы в течении своей жизни меняют окраску, а это значит…(закончите
мысль)
– А вот гортензия бывает разного цвета в зависимости, на какой почве она растет.
В качестве индикаторов можно использовать большинство окрашенных плодов, овощей, и даже лепестков цветов.
У нас есть ягоды, свекла и растворы кислоты и щелочи.
Какую цель поставим? – Выяснить, как изменяется окраска в зависимости от среды?
Опыт. Результат. Комментарии.
А можно ли заставить реакцию протекать быстрее?
Проведем опыт с перекисью водорода.
Опыт. В пробирку налейте 1 мл пероксида водорода и добавьте оксид марганца (IV). Что наблюдаете?
Для чего ввели оксид марганца? Катализатор – вещество, ускоряющее реакцию.
Домашнее задание (на выбор).
1) Исследовать продукты на наличие в них катализаторов.
2) исследовать какие вещества могут выступать в роли индикаторо.в
Предлагаю одну из работ, выполненных учащимися в качестве домашнего задания. (Приложение 1)