Любая проектная деятельность, как одна из форм учебной деятельности, может так заинтересовать и увлечь ученика, чтобы он смог полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, самостоятельность, фантазию, показать, какие знания, умения и навыки он приобрел в процессе изучения иностранного языка и как он может применять полученные знания в ситуациях межкультурного общения. Во время работы над проектом учитель должен учитывать интересы и потребности учащихся, опираться на их мнения, знания и жизненный опыт, создавать ситуации, близкие к естественным, атмосферу эмоционального сопереживания, увлеченности. Учитель должен выступать в роли речевого партнера, быть инициатором общения, учитывать специфику формирования коммуникативной компетенции, понимать психологию каждого ученика, вовлекая его тем самым в процесс овладения иностранным языком.
Проект, как известно, представляет собой самостоятельно выполняемую учащимися работу, в которой речевое общение на изучаемом языке органично связано с разными формами деятельности, например такими, как: игра, путешествие, экскурсия, научно-практическая конференция, занятие-диспут, интервью, открытый урок, выставки, вечер на иностранном языке – как форма внеклассного мероприятия, презентация. Спектр форм проектной деятельности разнообразен. Такая работа помогают учителю получить наибольший образовательный и воспитательный эффект. Она является результатом поисковой работы учащихся, демонстрацией всего наработанного за время проектной деятельности. Она активизирует и значительно оживляет занятия, где учащиеся имеют возможность преодолеть свою стеснительность и психологический барьер и обрести веру в свои силы и знания.
Основой любого проекта является наличие поставленной личностно-значимой проблемы и пути ее решения, которые предусматривают использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, которые развивают творческий потенциал и познавательную активность учащихся.
Проект может быть долгосрочным и краткосрочным. Во время работы над проектом систематизируются знания учащихся, полученные на уроках немецкого языка. Никакими методиками невозможно научить ребенка иностранному языку, если у него нет интереса к изучению языка. Занятия, разработанные в рамках базовой подачи материала по теме проекта, включают в себя обучение учащихся основным видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению, письму. Особое внимание уделяется качественной стороне практического владения иностранного языка, что выражается в смысловой целостности, законченности, логичности высказывания, понимании воспринимаемых на слух и читаемых текстов в соответствии с поставленными задачами, с содержанием программы для более глубокого изучения иностранного языка .
Во время работы над проектом выявляются преимущества иностранного языка перед другими предметами, так как в содержании и целях обучения языку уже заложен личностный подход к организации образовательного процесса. Главная задача учителя – научить учащихся общаться на иностранном языке, говорить о том, что их окружает и волнует, при этом учащиеся овладевают средствами восприятия и выражения мыслей об уже известных им предметах, явлениях, формируют свое представление о культуре другой страны через иностранный язык. Учитель должен создать такие условия, при которых ученики начнут сами осознанно говорить, а не выполнять набор упражнений для того, чтобы когда-нибудь в будущем заговорить на иностранном языке. Учитель должен научить учащихся грамотно подбирать материалы, иллюстрации, познавать новое, излагать свои мысли правильно в устной и письменной форме, опираясь на достоверные источники и собственный опыт.
Проект по теме “ Путешествие по Германии “ позволяет более глубоко овладеть лексическим и страноведческим материалом по теме, получить дополнительный материал для изучения страны, расширить представление учащихся о стране, ее культуре, традициях, обычаях, праздниках. Он предусматривает также дифференцированный подход к обучению с использованием новых информационных технологий. Основой проекта являются ролевые и ситуативные игры учащихся, где особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, развитию языковой догадки, формированию навыков работы самостоятельно и в группе, приобретению опыта работы с различными источниками информации. Совместная работа сплачивает учащихся, здесь рождается коллективная ответственность. Учащиеся учатся общаться, взаимодействовать между собой, обсуждать и сравнивать найденную информацию. Все это способствует решению самой главной задачи в работе над проектом – развитие коммуникативной компетенции, познавательного интереса к изучению немецкого языка.
Содержание проекта.
1. Определение темы, проблемы и целей проекта.
2. Анкетирование учащихся для выявления знаний учащихся по данной теме.
3. Краткая аннотация проекта, определение методов поиска и исследования
материалов для работы над данным проектом.
4. Обсуждение критериев оценивания результатов работы.
5. Этапы проекта, планирование работы над проектом.
6. Материалы, используемые при подготовке проекта, сбор информации для
проведения проекта.
7. Обсуждение промежуточных результатов поисковой и исследовательской работы
учащихся.
8. Презентация проекта и качественная оценка и самооценка результатов всей
проделанной работы.
Название проекта.
Путешествие по Германии.
Краткая аннотация проекта.
При работе над данным проектом у учащихся совершенствуются лексические, грамматические и речевые знания, умения и навыки по теме “Страна изучаемого языка. Германия и ее история, традиции, обычаи, праздники, культура страны и ее достопримечательности. Великие люди Германии ” Сначала учащиеся подбирают, исследуют и изучают найденный материал для работы над мини – проектами по предложенным темам. Потом все эти подобранные материалы из мини – проектов учащиеся вместе с учителем обрабатывают, изучают, анализируют, обобщают, систематизируют и соединяют в один большой проект по теме “ Путешествие по Германии ”.
Этапы проекта.
1-й этап. Подготовка к проекту.
1. Формулировка темы проекта.
2. Постановка целей проекта и поиск средств для их достижения.
3. Оценка возможностей учащихся.
4. Согласование критериев оценки.
5. Распределение по группам.
6. Ознакомление учащихся с методикой работы.
7. Установление связи проекта с содержанием учебной программы.
2-й этап. Проведение проекта.
1. Обсуждение темы, поставленной проблемы и целей проекта.
2. Уточнение информации.
3. Сбор материала (работа с печатными материалами, словарями, энциклопедиями,
Интернет – ресурсами).
4. Ознакомление учащихся с аутентичными текстами.
5. Формирование групп для работы.
6. Распределение заданий по проектной работе.
7. Разработка системы профилактики затруднения при работе учащихся.
8. Контроль подготовленных материалов, внесение необходимых дополнений и
исправлений.
9. Проверка логики рассуждения учащихся.
3-й этап. Завершающий.
1. Оформление проекта.
2. Проверка проекта.
3. Анализ выполнения проекта.
4. Презентация и защита проекта.
5. Выступления с лучшими работами.
6. Проведение викторины “ Как я знаю Германию?
На каждом этапе школьники рассказывают о результатах своих поисков, делятся впечатлениями о своей работе, вносят новые предложения. В ходе работы они знакомятся с лексикой для активного овладения, которая им потребуется при обсуждения этапов проекта. Они используют справочную литературу, энциклопедии, немецкие газеты, журналы, словари, работают с Интернетом. Все это направлено на решение коммуникативных задач: формирование лексических и грамматических навыков учащихся через систему языковых упражнений, развитие устной и письменной речи на основе аутентичных текстов и навыков разговорной речи на основе отобранных материалов, на получение дополнительных знаний о стране изучаемого языка, систематизацию и обобщение полученной информации. Такая работа помогает закреплению и совершенствованию достигнутого и вызывает интерес учащихся для более глубокого изучения иностранного языка не только во внеурочное время, но и на уроках. А связь урочной и внеурочной деятельности является важным фактором для решения дидактических задач: воспитание самостоятельности, любознательности, воли и настойчивости в преодолении языковых трудностей, в дальнейшем самообразовании.
При обсуждении проекта “ Путешествие по Германии ” учащиеся знакомятся с историческим наследием Германии, с культурой страны, с жизнью молодежи, при этом расширяется их кругозор, повышается мотивация к обучению и более глубокому изучению немецкого языка.
Учащиеся готовят материалы по темам для мини – проектов:
1. У карты Германии.
2. Страна и люди.
3. Федеральные земли Германии.
4. Природа Германии.
5. Транспорт Германии.
6. Знакомство с культурой Германии.
7. Знакомство с архитектурой Германии.
8. Искусство Германии.
9. Города Германии.
10. Достопримечательности Германии.
11. Великие люди Германии.
12. Молодежь в Германии.
13. Система образования в Германии.
14. Обычаи, традиции, праздники Германии.
15. Германия вчера и сегодня.
16. Роль Германии в жизни Европы.
17. Германия и Россия.
18. Чем привлекает Германия людей со всего мира?
19. Что нового я узнал в процессе работы над проектом о Германии ?
Очень важно, чтобы в подведении итогов, в оценке результатов учебной деятельности вместе с учителем участвовали и сами учащиеся, чтобы они сами самостоятельно оценивали свою работу и работу своих сверстников. Учащиеся учатся при этом анализировать выполнение задач проекта, методы их решения, трудности, неудачи и удачи, интересные находки и спонтанные идеи. Они обсуждают, как проходили планирование и организация работы над проектом, проводят также анализ полученных данных. Они сами оценивают умения, приобретенные ими в ходе проекта. Учащиеся должны понимать, что для проекта нужны не только хорошие языковые знания, но и не меньшую роль играют организаторские способности, умение работать в команде, умение отвечать за порученное дело. Учащиеся убеждаются в том, что проект активизирует скрытые резервы каждого, что также способствует успеху.
Презентация или представление проекта.
Форма представления результатов проектной деятельности разнообразна. Она должна выбираться с учетом интересов, предпочтений, потребностей и способностей участников данного проекта. Учитель совместно с участниками проекта проводят анализ своей проектной деятельности, дают качественную оценку проделанной работе, включая самооценку и оценку работы своих товарищей по проекту, подводят итоги совместной работы. Представление или реализация проекта проходит в разных формах, которые отражают общее содержание проекта, его цели и задачи. Это могут быть конференция, викторина “ Знаешь ли ты Германию? ”, заочное путешествие по городам Германии, репортаж, концерт, круглый стол, спектакль, оформление альбомов, стенгазет, буклетов, написание докладов и рефератов, изготовление видео– и кинофильмов и т.д. . Очень важно, чтобы учащиеся сами выбрали форму презентации проекта, где наглядно покажут и расскажут все то, чему они научились за время работы над проектом.