Занятие предназначено для детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, может быть использовано для учащихся 1–2-х классов с акустической дисграфией. Задания для учащихся 1–2-го класса выделены подчеркнутым шрифтом.
Занятие проводится в подгруппе от 2 до 6 детей.
Цели:
- Образовательные: закрепить знания о механизме образования звуков [ы], [и] и их артикуляционных особенностях; закрепить понятия "звук", "слог", "слово", "предложение"; совершенствовать навыки различения смешиваемых букв; закрепить правописание жи, ши (для учащихся 1–2 класса);
- Коррекционные: развивать речевую моторику, фонематический слух, совершенствовать навыки различения звуков [ы]-[и]; закрепить правильное произношение звуков в самостоятельной речи (изолированно, в слогах, словах, предложениях); совершенствовать навыки звуко-слогового анализа; научить различать буквы ы-и, делать правильный выбор в зависимости от твердости-мягкости предшествующего согласного; научить образовывать форму множественного числа существительного, составлять предложение с заданными словами; обогащать словарный запас.
- Воспитательные: воспитывать стремление к здоровому образу жизни, интерес к изучению родного языка, аккуратность.
Оборудование: сигнальные карточки-схемы ы, и – два прямоугольника 10х5 (синий+ы, зеленый+и) – по количеству детей; картинки для игры "Один-много"; слова-паронимы на карточках и картинки-подсказки к ним; зеркала; Незнайка (игрушка или картинка), карточки со словами, в которых пропущены буквы, карточки жи, ши (буквы ж, ш синего цвета, буквы ы, и красного цвета); буквы объемные Б, И, Ы, П, Н, М; тетради, наборное полотно, бубен или другой инструмент для подачи сигнала; фонограмма (Р. Газизов "Танец с цветами") – <Приложение 1>.
Предварительная работа: на предыдущих занятиях дети научились различать изолированно и в слогах звуки [ы]-[и], познакомились с буквами ы-и.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Сегодня к нам на занятие придет герой известной сказки. Хотите узнать, кто это?
Послушайте про него загадку.
Шляпа голубая,
Желтые штанишки,
В городе Цветочном –
Главный хвастунишка.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут... (Незнайка).
Появляется Незнайка (игрушка или картинка).
Ребята, Незнайка, кажется, хочет что-то у вас спросить... Он хочет узнать, знаете ли вы его друзей? Назовите. (Дети называют персонажей произведения Н.Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей".)
Игра "Пантомима".
А теперь поиграем. Задумайте какого-нибудь героя и попробуйте его изобразить. По вашему лицу и по движениям мы с Незнайкой попробуем догадаться, кого вы задумали.
(Дети мимикой и жестами изображают героев. )
Игра с невидимым мячом.
Ребята, Незнайка пришел к нам, чтобы учиться. Он ведь многого не знает.
Он сочинил стихи для вас, но в них не все правильно.
Я буду читать, а вы должны внимательно слушать и ловить мяч, если правильно, или бросать мне, если вы не согласны с советом Незнайки.
(Учитель-логопед читает двустишие, выбирает глазами кого-то из детей и кидает хлопком от себя воображаемый мяч. Ребенок ловит хлопком мяч или же кидает его обратно.)
1. С физкультурой подружись
И работать не ленись.2. Кушай овощи, дружок,
Ешь морковку и чеснок.3. Руки не спеши помыть,
Микроб ведь тоже хочет жить.4. За осанкой ты следи,
Спину прямо ты держи.5. За компьютером сиди,
На прогулку не ходи.6. Укрепляй иммунитет:
Ешь побольше ты конфет.7. Чтобы утром бодрым встать,
Вовремя ложись ты спать.
II. Сообщение темы цели занятия.
Сегодня на занятии мы научимся различать звуки. Попробуйте угадать, какие это звуки.
Малыш был очень мил:
Он с мылом руки мыл.
Какие похожие слова встречаются в этом стихотворении? Какими звуками они отличаются? (Звуками [ы]-[и].) На занятии мы узнаем, чем отличаются звуки [ы]-[и], научимся определять, когда в слове надо писать букву ы, а когда букву и.
III. Наблюдение над артикуляцией, восприятие на слух звуков [ы]-[и].
А теперь послушайте, как я произнесу эти звуки: ы-ы-ы, и-и-и.
Как вы думаете, какие они, гласные или согласные?
(Гласные. Их можно петь, кричать, нам ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык.)
Дети произносят: ы-ы-ы, и-и-и.
Оба звука гласные. Похожи по звучанию? Да.
А чем же они отличаются?
Закроем глаза и понаблюдаем, в каком положении будет язык, губы, зубы. Дети закрывают глаза:
[ы] – язык глубоко во рту, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед, губы чуть-чуть улыбаются;
[и] – язык у зубов, губы улыбаются сильнее.
А теперь, попробуйте угадать, какой звук я произнесу "без голоса": ы-ы-ы, и-и-и.
(Затем произносят дети.)
IV. Дифференциация букв ы-и.
Молодцы, научились различать звуки. А теперь мы должны научиться различать буквы.
На доске выставляются буквы ы-и. Чем похожи? Чем отличаются?
Игра "Найди правильную букву".
Незнайка тоже хочет научиться различать буквы. Он написал много букв, но не знает, какие из них правильные. (Дети подходят и показывают "правильные" буквы.)
(Рисунок 1.)
Игра "Покажи, на что похожи буквы".
Чтобы не путаться, давайте вспомним стихи о буквах ы, и.
Буквы ы, и переворачиваются обратной стороной, на которой изображены предметы, похожие на изучаемые буквы. Дети произносят слова, сопровождая речь движениями рук. (Учитель-логопед выполняет вместе с детьми, встав к детям вполоборота и располагая свои руки слева от себя, чтобы избежать зеркального изображения.)
Вот топор. (Ладонь левой руки ребром обращена к ребенку, пальцы сомкнуты; соединить указательный и большой пальцы в колечко.)
Полено рядом. (Правая ладонь параллельна левой, пальцы сомкнуты.)
Получилось то, что надо.
Получилась буква ы,
Все мы знать ее должны.
Молоток я раздобыл.
Из дощечек букву сбил. (Ладони обращены друг к другу, пальцы сомкнуты.)
Сколько здесь дощечек? Три. (Большой палец левой руки касается ребра ладони правой.)
А какая буква? И.
Игра "Определи на ощупь".
Дети подходят к столу, на котором находятся объемные буквы и с закрытыми глазами находят одну из изучаемых букв среди букв П, Н, Б, М, Л, Ы, И.
Игра "Письмо на спине".
Ребенок подходит к доске, поворачивается спиной к детям, а учитель-логопед пальцем "пишет" какую-то из букв занятия. Затем пишет вызванный ребенок.
V. Динамическая пауза.
Незнайка устал и хочет погулять. Пойдем вместе с ним?
Дети под музыку Р. Газизова "Танец с цветами" идут по кругу. Если учитель-логопед ударяет в бубен один раз, дети идут в противоположном направлении, если два раза – дети кружатся и продолжают движение в том же направлении.
VI. Дифференциация звуков и букв в слогах и словах.
Послушайте слоги: мы, ты, бы, вы, ды, лы. Какой гласный звук вы услышали?
Какую букву выберем?
А теперь другие слоги: би, ви, ди, ли, ми, ти. Какой гласный звук вы услышали?
Какую букву выберем?
От чего это зависит?
Вывод: после твердых согласных – звук [ы] (буква ы), после мягких согласных – звук [и] (буква и).
Игра "Выбери букву".
Дети слушают слова и поднимают соответствующую карточку.
Пыль, пил, кит, сын, мыть, ты, мы, Дима, липа, дым.
Какую букву выберем для слова"шить"? (Вспомним правило: жи-ши пиши с буквой и. Звуки [ж], [ш] – твердые, но пишем и.)
На доске вывешивается карточка, на которой написаны сочетания жи, ши.
Детям раздаются карточки жи, ши.
Игра продолжается.
Бык, жил, шило, сила, зима, выть, шина, тир, мир, уши, пила, мыло.
VII. Работа со словами-паронимами.
Игра "Поможем Незнайке правильно выбрать слово".
На доске картинки, расположенные парами, и слова.
пыли-пили
дыма-Дима
выли-вили
осы-оси
Учитель-логопед начинает предложение, а дети заканчивают.
(Для дошкольников педагог называет оба слова. Например: пыли или пили?)
1. На шкафу много ... . Дети молоко ... .
<Рисунок 2> | <Рисунок 3> |
2. Из трубы идет много ... . Мальчика зовут ...
<Рисунок 4> | <Рисунок 5> |
3. Птицы гнезда ... . Волки в лесу ... .
<Рисунок 6> | <Рисунок 7> |
4. У велосипеда есть ... . В саду летали осы ... .
<Рисунок 8> | <Рисунок 9> |
Записать слова в тетрадь, устно составляя предложения.
рысь-рис
мыла-Мила
забыть-забить
пылить-пилить
VIII. Физкультминутка.
Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
А теперь еще присядем
И на место тихо сядем.
IX. Употребление существительных в форме множественного числа.
Игра "Один и много".
На доске две корзинки, на которых символы звуков [ы]-[и] или буквы ы-и.
Детям раздаются картинки с изображением одного предмета. Они должны назвать слово во множественном числе и поместить картинку в зависимости от конечного звука, (буквы) в одну из корзинок.
Поможем Незнайке собрать слова в корзинки. Но среди карточек есть "сюрпризы", которые никуда не подходят.
Столы, уши, книги, ножи, ведра, тетради, зайцы, машины, стулья, диваны.
(Слова с сочетаниями жи, ши в конце слова только для учащихся 1–2класса.)
X. Самостоятельная работа.
Обведи буквы (только для дошкольников).
Дети в тетрадях обводят буквы ы, и.
Вставь пропущенную букву.
Дети получают карточки.
Вкусный с..р, большой к..т, морозная з..ма, резиновая ш..на, серые мыш.., послушный с..н, острые нож.. .
Взаимопроверка.
XI. Итог занятия.
Чему мы научились? Мы научились различать звуки [ы]-[и], и буквы ы-и.
Все молодцы. Незнайка дарит всем медали с надписью "Молодец".
Список литературы.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном-Пресс, 1999.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. – М.: ТЦ "Сфера", 2000.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии.Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова . – 2-е изд., испр.. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
- Загадка о Незнайке взята с сайта http://www.stihi.ru/2012/03/30/5326