Цель: развивать духовно-нравственные качества личности младших школьников.
Задачи:
- воспитывать чувство уважения и заботы к самому родному человеку – матери;
- формировать проявление нравственного поведения в данной жизненной ситуации;
- развивать познавательную активность младших школьников, расширять кругозор учащихся;
- воспитывать любовь к родному краю,
- формировать культуру общения школьников;
- расширять и обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация (Презентация), снежинки, сердечки, пословицы на рыбках (Приложение 1), слова для словарной работы (Приложение 2), шары.
Презентацию можно получить у автора статьи.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Владимировна. Мне очень приятно всех вас видеть. Сегодня в вашем классе много гостей. Давайте их поприветствуем. Садитесь. Я приглашаю вас в Северное царство Доброты.
II. Постановка цели занятия
– Мы будем учиться совершать добрые поступки, быть заботливыми, чуткими, внимательными, а также познакомимся с творчеством народов Крайнего Севера.
III. Введение в тему (Слайд 2 (щелчком) звучит музыка):
– За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
– Мне страшно. Я не знаю, что я должен делать в этом мире?
Бог ответил:
– Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой.
(Слайд 2 (щелчком) – на экране появляется женщина – ангел)
– Но я не понимаю его язык.
– Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
– А как зовут моего Ангела?
– Неважно, как его зовут.
Ты будешь назвать его: мама.
(Слайд 2 (щелчком) – на экране появляется слово “мама”)
IV. Работа со сказкой “Кукушка”.
– Мама! Мамочка! Так мы называем своего родного и любимого человека. Первое слово, которое произносит каждый малыш – слово “мама”. На всех языках мира оно звучит ласково, тепло, нежно. Именно из маминых уст ребенок слышит первые в своей жизни песни.
Отрывок из песни “Мама, ты подарила мне зарю”,на экране сменяются фотографии матери с ребенком.
(слайд 3, щелчком менять фотографии.)
– Ребята, что ваши мамы делают для вас?
– А вы как ей помогаете?
– Молодцы, ведь каждая мама нуждается в помощи своего ребенка, просто не всегда
говорит об этом.
– Я хочу вам познакомить с историей одной семьи из сказки чукотского народа
“Кукушка”.
Обращается внимание на надписи на доске: “Чукотская народная сказка “Кукушка”, “Чукчи – немногочисленный коренной народ, проживающий на Северо-Востоке России”.
– Чукчи – это народ, который, как и мы, проживает в суровых условиях
Магаданской области. Сегодня я пришла в этом красивом наряде, который одевают
чукотские женщины на праздник.
– Сказку “Кукушка” встретить в фольклоре и других северных народов.
– Сейчас мы посмотрим вы посмотрите начало этой сказки, а я посмотри, какими вы
будете внимательными.
Просмотр первой части фильма (Слайд 4).
– Молодцы, вы такие были внимательные. Скажите, какой в этой сказки
изображена мама?
– Как она заботится о своих детям?
– Скажите, какие у нее дети?
– А что они делают по дому?
– Давайте посмотрим, что же произошло дальше в этой семье.
Просмотр второй части фильма (Слайд 5).
– Какие чувства вызвала у вас сказка?
– Что случилось с мамой?
– Как себя чувствовала мама, когда заболела?
– Как вели себя дети, когда мама заболела, что они делали?
– Что потом случилось с мамой?
– Как вы относитесь к поступкам этих детей?
– Выберите слова, которые характеризуют детей.
На доске помещены карточки со словами: трудолюбивые, неблагодарные, заботливые, злые, жестокие, милосердные, добрые, безжалостные. Дети называют слова, учитель помещает их в отдельную группу.
– Какими еще словами мы можем описать этих детей? (Бесчувственные,
беззаботные.)
– Как вы думаете, почему же они все-таки побежали за мамой, которая стала
кукушкой? (Слайд 6)
– Конечно, они поняли и раскаиваются, что обидели свою маму. Но поняли
слишком поздно. Ребята, а вам жалко этих детей?
– Давайте поможем им вернуть маму. Отправимся за мамой в тундру.
– Смотрите, кого мы встретили на нашем пути. Вы знаете, как зовут этих забавных
зверушек?
На экране изображение леммингов (мама и дети) (Слайд 7).
– Это лемминги, грызуны, живущие в тундре.
На доске помещается карточка “Лемминги – это маленькие пушистые грызуны, проживающие в тундре”.
– Давайте с ними поздороваемся.
– Помогите, нам, пожалуйста, найти маму-кукушку, которая улетела от своих детей.
(Слайд 7 (щелчком) голос лемминга):
Лемминг. Конечно, я вам помогу. Только выполните, пожалуйста мою просьбу. Мы, лемминги, всю зиму проводим под снегом, добывая себе пищу и прячась от врагов. А сейчас снега очень мало, укройте нас, пожалуйста, снежным покрывалом.
V. Игра “Нежное слово”.
– Поможем леммингам. У вас на партах лежат снежинки. Мы соберем их вместе. Каждая снежинка – ласковое слово о любимой маме.
Учитель первым берет снежинку и говорит “Нежная”. Дети продолжают.
(Слайд 7 (щелчком) на экране появляется сугроб и голос лемминга):
Лемминг. Спасибо вам, ребята. Отправляйтесь к белой медведице, она вам поможет.
– Спасибо.
На экране изображение белой медведицы с медвежатами (Слайд 8).
– А вот и медведица со своими детками. Давайте поздороваемся с мишками и попросим нам помочь.
(Слайд 8 (щелчком) голос медведицы):
Белая медведица. Здравствуйте, ребята. Я отвезу вас к сове, она все знает. Только все силы я потратила, пока выкармливала своих детенышей. Покормите нас, пожалуйста.
– Ребята, а чем питаются белые медведи?
VI. Работа с пословицами.
– Пока братья ловят рыбу, мы тоже потрудимся. У вас на партах лежат карточки. Найдите парные.
На партах лежат половинки рыбок, на которых написаны пословицы “ При солнышке тепло, при матери добро”, “Нет милее дружка, как родная матушка”, “Птица рада весне, а младенец матери”.
– Что получилось? (Рыбки.)
– Что написано на этих рыбках? (Пословицы.)
– Прочитайте первую пословицу.
– …, найди эту пословицу на моем столе и помести на доску.
Аналогично со второй и третье пословице.
– О ком эти пословицы?
– Конечно, эти пословицы о маме, о любви к ней.
– А кто знает еще пословицы о маме?
– Тогда поищите дома такие пословицы. В каждой вы найдете слова любви к маме.
(Слайд 8 (щелчком) на экране возле медведицы появляются рыбки и голос медведицы.)
Медведица. Спасибо вам большое. А теперь я вам помогу. Отправляемся в путь.
VII. Игра “Пожелания для мамы”.
На экране изображение совы с совятами (мама и дети) (Слайд 9).
– Перед нами полярная сова со своими совятами. Здравствуйте, вы знаете, где можно найти маму-кукушку, которая улетела от своих детей?
(Слайд 9 (щелчком) голос совы):
Сова. Здравствуйте, дети. Конечно, я знаю, где ваша мама и покажу ее вам. Но я должна быть уверенна, что вы любите свою маму и желаете ей добра.
– Давайте возьмем сердечки и выскажем пожелания для своих мам. Можно я сделаю это первой? Я хочу, чтобы мама жила долго-долго.
Дети высказывают свои пожелания.
(Слайд 9 (щелчком на прямоугольник слева) голос совы):
Сова. Я вижу, что вы действительно желаете добра своей маме. Вот она.
Появляется изображение кукушки (слайд 10).
– Дети нашли свою маму. Но она может так и остаться птицей, если не увидит, как они ее любят. Давайте на сердечках напишем самые главные слова для мамы …. “Я тебя люблю!”
(Слайд 9 (щелчком на прямоугольник слева – песня).
Под припев из песни “День рождения мамы” дети пишут на сердечках.
– Поднимите свои сердечки повыше, пусть мама их увидит.
(Слайд 11, 12. На экране кукушка превращается в маму. Дети бегут к ней, говорят, что любят ее и просят прощения. По окончании песни под музыку учитель говорит слова):
– Вот и закончилась наша сказка. Спасибо вам, ребята, у вас такие добрые сердца, вы помогли детям из сказки, чтобы они узнали, как нужно относиться к своей маме.
(Слайд 13. Появляется изображение мамы с ребенком).
– Мама – самый близкий и дорогой человек. Нежно любите, уважайте, берегите ее, не причиняйте боли словами, поступками. По мере сил облегчайте жизнь своей маме, и она будет счастлива. Ребята, берегите своих матерей! (Слайд 14)
VIII. Итог занятия.
– Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итог. Как же мы должны
относиться к своим мамам, заботиться о них?
– Мы сказали очень много добрых слов о маме. Какой праздник вы отмечали в это
воскресенье в ваших семьях? (Слайд 15)
– Поздравляли вы своих матерей?
– Молодцы, почаще говорите маме о своей любви.
Принесите сегодня эти сердечки и шарики домой, подарите своей маме с любовью.
(Слайд 16. Под припев из песни “Яблоки для мамы” учитель вручает детям шары с надписью “Мама, я тебя люблю”)
Литература.
- Лопатина А.А., Скребцова М.В. “Начала мудрости: 50 уроков о добрых качествах (сказки, пословицы, игры и творческие задания)”, М, 2003.