Пояснительная записка.
Наш край – Якутия крупнейший на севере России экологический регион. Региону принадлежит определяющая роль в глобальном экологическом процессе. Экологические проблемы нашего края многогранны, разнообразны и сложны , хотя считается что обширная территория нашей республики одной из благополучных в России. Но к сожалению, в отдельных регионах республики экологическое состояние неблагополучное, а местами– приближается к бедственному. Вопросы экологии нашего края носят глобальный характер, которые имеют свои особенности и являются назревшими проблемами сегодняшнего дня. Республика Саха(Якутия ) – самая крупная богатая лесом республика среди субъектов Российской Федерации . Это почти одна пятнадцатая часть лесов всего земного шара.
Лес– замечательное творение природы . Это непросто элемент ландшафта и не только совокупность деревьев, в своем развитии влияющая на окружающую среду. Лес – это хорошо отлаженный живой механизм, называемый фитогеоценозом. Эксперты ООН сошлись на том , что лес ни с чем не заменимая , наиболее важная , обширная и сложная саморегулирующаяся экологическая система планеты. Восстановление нарушенных экосистем происходит очень медленно и требует больших материальных и финансовых затрат. Отсюда , следует , что деятельность человека в лесу имеет планетарное значение. В связи с этим возрастает роль экологического образования и воспитания , проводимых в образовательных учреждениях . Нельзя не согласится со словами Добрецовой Н. В. (1986 ) '' Экологическое образование школьников является не только результатом , но и процессом , направленным на приобретение знаний и умений охранять окружающую среду , глубокое понимание необходимости заботы об окружающей природе , формирование ценностных ориентаций и оценочных суждений , приобретение опыта , принятия экологически грамотных решений , усвоение норм ответственного поведения в природной среде ''.
Ведущую мировоззренческую идею курса можно сформулировать так: ''Сохранить лес– значит обеспечить возможность физического существования настоящему и будущим поколениям.''
Цель программы – познакомить учащихся с природными экосистемами, в целях воспитания у учащихся бережного , экологически и экономически обоснованного , социально активного отношения к природе , углубления знания школьников в области окружающей среды , направленные на сбережение и приумножение ее богатств , сохранение и усиление защитных , оздоровительных и иных полезных природных функций.
Задачи элективного курса:
– Экологическое образование учащихся с использованием имеющихся опыта и
достижений науки , составляющих систему знаний о природе , с учетом принципов
концепции устойчивого и гармоничного развития общества и природы.
– Обучение школьников к специальным навыкам исследования природы , в том числе
привлечение к участию в опытно – исследовательской работе для решения
региональных проблем локального и более высоких уровней в области охраны
природы. – – использовать полученные данные для прогнозирования дальнейших
изменений и поиски решения экологических проблем своего края .
– Профессиональная ориентация учащихся.
– Пропаганда охраны природы среди учащихся.
Занятия курса могут осуществляться в течение одного года (9 класс , 1 ч. в неделю , всего 18 ч.).
Учебно-тематический план.
№ | Содержание | Всего часов | Лекция | Экскурсия | Практическая работа |
1. | Введение ''Лес -наше богатство '' | 2 | 1 | 1 | – |
2. | Значение леса в природе и жизни человека | 2 | 1 | – | 1 |
3. | Лесные ресурсы и экология нашего края | 2 | 1 | – | 1 |
4. | Лес как экосистема | 3 | – | – | 3 |
5. | Ценные хвойные леса нашей местности | 3 | 1 | 1 | 1 |
6. | Влияние антропогенного фактора на лесную экосистему | 2 | – | – | 2 |
7. | Лесозащита | 2 | 1 | 1 | – |
8. | Заключение. Будущее нашего леса | 2 | 1 | – | 1 |
Всего часов | 18 часов | 6 часов | 3 часа | 9 часов | |
Содержание Элективного курса.
Тема 1. Введение. (2 ч.)
Лекция № 1. ''Аспекты рассмотрения леса как среды обитания с экологической точки зрения. Подходы его изучения .''
Экскурсия № 1. Поход в лес – ознакомление с видами лесной экосистемы.
Тема 2. Значение леса в природе и жизни человека. (2 ч. )
Лекция № 2. ''Лес – наше богатство.''
Практикум № 1. Организация экспериментальной площадки на определенном участке леса.
Тема 3. Лесные ресурсы и экология нашего края. (2 ч. )
Лекция № 3 ведет гл. лесничий ГКУ Сунтарского лесничества. Практикум № 2. Самооценка отношения и самоконтроль личного участия в изучении , сохранении и улучшении состояния леса.
Тема 4. Лес как экосистема. (3 ч.)
Практикум № 3. Определение состояния леса по методике Сукачева В. Н. (1961).
Практикум № 4. Учет молодых деревьев по методике Тимофеева П. А. (1980).
Практикум № 5. Определение урожая семян и плодов древесных пород по методике Карпель Б. А. (1987).
Тема 5. Ценные хвойные леса нашей местности. (3 ч.)
Лекция № 4. Характеристика произрастающих на нашей местности хвойных пород : лиственница , сосна , кедр и другие породы как ель , береза, тополь. Темпы роста лесозаготовки на нашей республике в последние десять лет. Положительные и отрицательные стороны.
Экскурсия № 2 в местах лесозаготовки.
Практикум № 6 расчет количества расходуемой древесины за отопительный сезон в каждой семье – задание на дом.
Тема 6. Влияние антропогенного фактора на лесную экосистему. (2 ч.) Практикум № 7 оформление (фото) выставки.
Практикум № 8 очистка зоны отдыха.
Тема 7. Лесозащита: борьба с лесными пожарами , с вредителями деревьев. (2 ч.)
Лекция № 5. Лесозащита. Ознакомление с причинами пожара , распространенные виды вредителей. Борьба с ними.
Экскурсия № 3 в местах пожара.
Тема 8. Заключение. Будущее нашего леса (2 ч. )
Лекция № 6 и практикум № 9 в виде пресс– конференции '' Лес сегодня и завтра ".
Литература.
- Алексеев В.Г. ''Экологические проблемы Якутии'' Якутск, 1996.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии: Учебное пособие– М.: АО МДС, 1997.
- Винокуров В.Н. ''Содержательные основы концепции всеобщего экологического образования и воспитания в Республике Саха(Якутия)'' Якутск, 1996.
- Лугинов В.А. ''Развитие творческой активности школьника по биологии'' Якутск, 1999.
- Олесов В.С. ''Лесные ресурсы'' Якутск, 1996.
- Протасов В.Ф., Молчанов А.В. ''Экология, здоровье и природопользование в России'' Москва, 1995.
- Щербаков И.П. ''Лесные ресурсы Якутии, перспективы их использования и охрана'' Якутск, 1978.