Урок литературного чтения по теме "В. Драгунский. "Тайное становится явным""

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель:

  • Познакомить с произведением В. Драгунского “Тайное становится явным”
  • Развивать навыки беглого, выразительного чтения;
  • Воспитывать честность, порядочность ответственность за свои поступки.

Оборудование: компьютер, программа Microsoft PowerPoint, телевизор.

У каждого ученика лист со словами для словарной работы и бланк для ответов на вопросы викторины. (См. приложение 1)

Ход урока

1. Оргмомент

2. Соберите предложение: Становится тайное явным

- Какие антонимы в предложении?

- Как понимаете?

Сообщение темы урока (Слайд 1)

Рассказ учителя о Викторе Юзефовиче Драгунском (Слайд 2)

- Когда читаешь рассказы В.Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был токарем, режиссером, лодочником, актером, даже работал в цирке клоуном. А когда в 40лет у него родился сын Денис, он стал писателем (Слайд 3). И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые и дети. Читая рассказы Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли и чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним. (Слайд 4)

3. Подготовка к чтению

Словарная работа

- Прежде давайте разберем некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

Подготовим чтение трудных слов из произведения, что поможет вам более выразительно и бегло прочитать текст.

гра-но-ви-той----грановитой

Грановитая палата (слайд 5) - памятник архитектуры в Московском Кремле. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.

о-ру-жей-ной----оружейной

ин-те-рес-но-го----интересного

о-ста-но-ви-лось---остановилось

вы-плес-нул----выплеснул

ми-ли-ци-о-нер----милиционер

ин-тел-ли-гент-----интеллигент

Интеллигент (работа с толковым словарем) — человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

го-су-дар-ство---государство

му-со-ро-про-вод------мусоропровод

яз-ви-тель-но----язвительно

Язвительный----злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Подбор синонимов: злой, обидный, ядовитый, резкий.

фо-то-гра-фи-ро-вать-ся----фотографироваться

Язвительный----злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Подбор синонимов: злой, обидный, ядовитый, резкий.

Клевета — порочащая информация, распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство человека.

Чтение 1 части.

Учитель засекает время 3 раза по минуте. После каждой минуты ученики отмечают слово до которого дочитали.

- Кто в третий раз прочитал больше, чем в первый. Поднять руки

- Кто успел дочитать 1 часть до конца?

Чтение 1 части вслух. Вопросы к 1 части:

- Что услышал Денис однажды от мамы? (что тайное становится явным)

- Как мама объяснила эти слова? (что когда человек поступает нечестно, все равно это узнают, и будет ему стыдно)

- Денис лег и стал думать об услышанном.Как это его характеризует?

- Какую хитрость придумал Денис, когда ел яйцо? (“...выел желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно...”)

- Почему Дениска не хотел есть кашу? (он ее видеть не мог, не любил)

- Почему мама назвала Дениса вылитым Кащеем? Кто это?

- Как мама уговаривала съесть кашу, что она предложила? (пойти после завтрака в Кремль)

Физкультминутка (проводят дети)

Чтение 2 части (чтение-разведка)

- Сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают в полной тишине и добывают ценные сведения. Вы прочитаете 2 часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее. Можно карандашом делать пометки в тексте. Кто возвращается из разведки ,молча встает.

Вопросы ко 2 части

- Зачем мама заставляла есть кашу? (она заботилась о сыне)

- Что делал с кашей Денис, чтобы она была вкуснее? (сначала посолил, потом насыпал сахар, долил кипятку, вылил всю баночку хрена)

- Что Дениска сделал с кашей? (подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)

- Правда ли Денис “потерял сознание”, когда выплеснул кашу?

Чтение 3 части “Читай как я”.

- Прогнозирование

- Прежде чем читать 3 часть, подумайте чем, по-вашему, закончится рассказ? (Высказывания детей)

- Начинаем читать вместе со мной вслух. Когда я остановлюсь, вы продолжите чтение.

- По окончании чтения вы ответите :почему Денис понял, что в Кремль он не пойдет?

Вопросы к 3 части

- Почему Денис понял, что в Кремль он не пойдет?

- Прочитайте, как выглядел дяденька.

- Хорошо ли Денис знал свою маму? Подтвердите словами текста.(“...глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а это верная примета, что мама рассердилась”)

- Почему мама так долго смотрела на сына?

Работа в группах

1 группа – мультипликаторы

- Расположить картинки по порядку, подписать предложениями из рассказа.

2 группа - артисты

Эпизод по ролям (Мама, Денис, милиционер, прохожий)

Вопросы классу (пока 2 группы готовятся)

- Были ли у вас в жизни такие ситуации ,когда вам приходилось обманывать или вас обманули, а потом все раскрылось. Как вы себя чувствовали в тот момент? (Высказывания детей)

Выступления групп. (Слайд 6-9)

Викторина по рассказу (Слайд 10-19)

- Проверим насколько вы были внимательны на уроке (Тест. Вопросы на экране, ответы дети отмечают на листочках. Проверка в парах.)

Итог

- Почти 400 лет назад испанский историк Мигель Сервантес сказал “Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой” (Слайд 20)

- Подходит ли это выражение к теме нашего урока?

- Вспомните русскую пословицу (Шила в мешке не утаишь)

Рефлексия

- У вас на партах лежат смайлики. Если вы поняли, что тайное обязательно станет явным, то возьмите красный смайлик. Если считаете, что плохой поступок нужно скрыть, то возьмите желтый смайлик. Если вы никаких выводов не сделали, то возьмите зеленый.