Цели урока:
Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук “Р” в связной речи. Активизировать словарь детей по теме “Одежда”.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие. Развивать устойчивость, переключение, распределение внимания. Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, мелкую моторику руки.
Воспитательные: воспитывать интерес к слову, мотивацию к занятиям.
Оборудование: картинки для стихотворения (мышки), палочки, картинки по количеству детей к рассказу “Друзья птиц”.
Ход занятия
Оргмомент.
Здравствуйте. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Хотите?
Отправляемся в путешествие. Собираем в дорогу самое необходимое (одежду) какую? Какое сейчас время года? Зима. Какую одежду мы возьмём? (дети перечисляют н одежду). А какую одежду мы знаем в которой живёт звук р?
Автоматизация звука р в стихотворении.
Дети совместно с логопедом учат стихотворение.
Мы вышли на улицу и увидели кошку, которая жалобно мяукает. Вдруг кошка увидела двух мышат и бросилась за ними. Мышата убежали в норку и не выходят. Давайте посмотрим, что делают мышата в норке. И повторим за мной стих по картинкам.(стих авторский)
Мышь в углу прогрызла норку.
Тащит в норку сыра корку.
Рисунок 1
Но не лезет в норку корка.
Узкий вход у мышки в норку.
Может друга пригласить,
Вкусным чаем угостить?
Рисунок 2.
С другом вместе посидим,
С другом вместе всё съедим.
Пили чай и грызли корку.
Рисунок 3.
Как теперь забраться в норку?
11
Рисунок 4.
Упражнение “сложи картинку”. Чтение детьми стихотворения.
После стихотворения дети выкладывают из палочек рыбку.
Пошли мы дальше и увидели пруд, а в этом пруду живёт рыбка. Давайте вспомним стихотворение про рыбку и расскажем.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Быстро-быстро уплыла.
(М. Клокова)
Какие слова вы запомнили со звуком р из этого стихотворения?
Пересказ по вопросам.
Вернулись мы с вами в детский сад и какую картину мы с вами увидели?
Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы потом мне ответите на мои вопросы.
Друзья птиц.
Пришла зима с морозами. Попрятались птицы: голодно им и холодно. Решили ребята сделать деревянную кормушку, чтобы гости севера были рады. Прикрепили кормушку на дерево. Рома положил кусочек сала для синиц. Марина сорвала ягоды рябины для снегирей и свиристелей. Прилетели к кормушке синицы-стали клевать сало. Снегири и свиристели нашли ягоды рябины. А воробьи и сороки устроились под деревом клевать хлебные крошки и крупу. Ребята -настоящие друзья птиц: всю зиму они кормят своих пернатых подопечных.
Ответьте на вопросы:
- Как начинается рассказ?
- Что решили сделать Рома и Марина?
- Куда они прикрепили кормушку?
- Какую уду для птиц приготовили ребята?
- Какие птицы любят сало?
- Кто будет клевать ягоды рябины?
- Чем питаются воробьи?
- Почему ребят называют друзьями птиц?
- Почему птиц называют пернатыми?
Раскрась на картинке предметы, в названии которых есть твёрдый звук р.
После занятия мы с вами сделаем кормушку и покормим птиц.
Рисунок 5.