Предмет: сольфеджио
Учащиеся: 3 класс
Возраст: 9–10 лет
Тема урока: Тритоны в гармонических ладах
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид урока: комбинированный
Цель урока: повышение уровня знаний и навыков учащихся
Задачи урока:
а) активизация познавательной деятельности учащихся;
б) воспитание интереса учащихся к самостоятельной работе, творческому поиску;
в) развитие образного мышления
Оборудование: учебный класс, магнитная доска, мультимедийная аппаратура, ноутбук.
Аудио-визуальный материал: наглядные пособия, презентация, нотный материал, аудиоматериал для слушания.
Ход урока
Структурные элементы урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
Время |
Примечания |
Организация начала занятия |
– Здравствуйте, дети! Сегодня мы начнем знакомиться с новой увлекательной темой «Тритоны в гармонических ладах». В ходе занятия вы подробнее узнаете о тритонах, характере их звучания, научитесь строить эти интервалы в гармоническом мажоре, послушаете музыкальное произведение с использованием тритонов. |
|
1 мин. |
Презентация Слайд №1 |
Подготовка к основному этапу занятия |
Вам известны такие простые интервалы, как кварта и квинта? Воспользуйтесь виртуальной клавиатурой и найдите звуки «до» и «фа диез». Сколько ступеней между этими звуками? А сколько тонов? У вас получилось три тона – это и есть интервал тритон, в нем 4 ступени, поэтому он будет называться ув. 4 (увеличенная кварта). |
Отвечают Дети находят звуки на клавиатуре, поют |
5 мин. |
Наглядные пособия Клавиатура |
Если мы заменим звук «фа диез» на звук «соль бемоль», изменится ли расстояние между этими звуками? – Сколько стало ступеней и тонов? Если в тритоне 5 ступеней, то он будет называться ум. 5 (уменьшенная квинта). |
Отвечают, запоминают |
Наглядные пособия Рисунок 1 |
||
Усвоение новых знаний и способы действий. Основной этап |
Я буду играть тритоны, а вы попробуйте охарактеризовать их. |
Отвечают |
20 мин. |
|
– Как они звучат? А давайте послушаем, как композиторы использовали тритоны в своих музыкальных произведениях. А перед этим, посмотрите на экран. |
Слушают, рассуждают Называют найденные тритоны |
Презентация Слайд №2 Презентация Слайды №3-6 |
||
Кто изображен на картинке? Верно, Баба-Яга. Какая она? И вот сейчас мы послушаем фортепианную пьесу П. И. Чайковского из «Детского альбома», которая так и называется «Баба-Яга». Слушая внимательно музыку, определите, какое изображение соответствует музыкальному образу Бабы-Яги. Приступаем к самому интересному – построению тритонов в гармонических ладах. Поскольку тема урока для вас новая, предлагаю построить тритоны в гармоническом До мажоре. Для начала напишем гамму До мажор – натуральный. |
Презентация Слайд №7 |
|||
Чтобы наш натуральный мажор стал гармоническим, нужно найти и понизить VI ступень. |
Дети строят, поют гармонический До мажор |
Наглядные пособия Рисунок 2 |
||
Если нам необходимо построить тритоны в гармоническом миноре, то мы будем повышать VII ступень. Назовем условно эти ступени – «горячими ступенями». Построив от каждой ступени гаммы кварты, мы получим следующее изображение. Я буду играть кварты и, прислушавшись, мы определим тритоны. |
Презентация Слайд №8 Наглядные пособия Рисунок 3 |
|||
Запишите увеличенные кварты в первом и третьем тактах. Чтобы заполнить второй и четвертый такты, мы сделаем обращения ув. 4. У вас получились уменьшенные квинты. Ответьте на вопрос: – Сколько тритонов вы построили? – На каких ступенях стоят наши тритоны? Запомните эти ступени как шифр, как пин-код вашей Sim карты. |
Находят тритоны, поют, записывают |
|||
– Скажите, это устойчивые или неустойчивые ступени? Все неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые. Посмотрите и послушайте, как мы будем разрешать тритоны. Попробуйте сами написать разрешения тритонов. |
Отвечают, запоминают |
|||
Вот мы и построили с вами тритоны в гармоническом До мажоре. Давайте споём их.
|
Поют построенные тритоны с разрешением |
Наглядное пособие Рисунок 4 |
||
Первичное закрепление знаний и способов действий |
Чтобы построить тритоны в гармонических ладах, вы должны запомнить следующие правила:
|
Повторяют правила |
4 мин. |
Презентация Слайд №9 |
Разрешения тритонов можно услышать в другой пьесе П.И.Чайковского из «Детского альбома» – «Зимнее утро». Послушайте это произведение. Давайте порассуждаем, каким изображено зимнее утро в музыке? Посмотрите на отрывок нотного текста этого произведения. Заметили ли вы тритоны с разрешениями? |
Слушают пьесу «Зимнее утро», определяют характер музыки |
5 мин. |
Аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома» |
|
Попробуйте подписать названия тритонов, зная что увеличенная кварта «расширяется», а уменьшённая квинта – «сужается». |
Подписывают тритоны в нотном тексте (8 тактов) |
5 мин. |
Наглядное пособие Рисунок 5 Нотный текст пьесы «Зимнее утро» П.И. Чайковского (8 тактов) |
|
Информация о домашнем задании |
Давайте запишем домашнее задание:
На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание. До свидания! |
Записывают домашнее задание |
5 мин. |
|