Урок на тему "Тритоны в гармонических ладах"

Разделы: Музыка


Предмет: сольфеджио

Учащиеся: 3 класс

Возраст: 9–10 лет

Тема урока: Тритоны в гармонических ладах

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: комбинированный

Цель урока: повышение уровня знаний и навыков учащихся

Задачи урока:

а) активизация познавательной деятельности учащихся;

б) воспитание интереса учащихся к самостоятельной работе, творческому поиску;

в) развитие образного мышления

Оборудование: учебный класс, магнитная доска, мультимедийная аппаратура, ноутбук.

Аудио-визуальный материал: наглядные пособия, презентация, нотный материал, аудиоматериал для слушания.

Ход урока

Структурные элементы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Время

Примечания

Организация начала занятия

– Здравствуйте, дети!

Сегодня мы начнем знакомиться с новой увлекательной темой «Тритоны в гармонических ладах».

В ходе занятия вы подробнее узнаете о тритонах, характере их звучания, научитесь строить эти интервалы в гармоническом мажоре, послушаете музыкальное произведение с использованием тритонов.

 

1 мин.

Приложение 2

Презентация

Слайд №1

Подготовка к основному этапу занятия

Вам известны такие простые интервалы, как кварта и квинта?

Воспользуйтесь виртуальной клавиатурой и найдите звуки «до» и «фа диез».

Сколько ступеней между этими звуками?

А сколько тонов?

У вас получилось три тона – это и есть интервал тритон, в нем 4 ступени, поэтому он будет называться ув. 4 (увеличенная кварта).

Отвечают

Дети находят звуки на клавиатуре, поют

5 мин.

Приложение 1

Наглядные пособия

Клавиатура

Если мы заменим звук «фа диез» на звук «соль бемоль», изменится ли расстояние между этими звуками?

– Сколько стало ступеней и  тонов?

Если в тритоне 5 ступеней, то он будет называться ум. 5 (уменьшенная квинта).

Отвечают, запоминают

Приложение 1

Наглядные пособия

Рисунок 1

Усвоение новых знаний и способы действий. Основной этап

Я буду играть тритоны, а вы попробуйте охарактеризовать их.

Отвечают

20 мин.

 

– Как они звучат?

А давайте послушаем, как композиторы использовали тритоны в своих музыкальных произведениях. А перед этим, посмотрите на экран.

Слушают, рассуждают

Называют найденные тритоны

Приложение 2

Презентация

Слайд №2

Приложение 2

Презентация

Слайды №3-6

Кто изображен на картинке?

Верно, Баба-Яга.

Какая она?

И вот сейчас мы послушаем фортепианную пьесу П. И. Чайковского из «Детского альбома», которая так и называется «Баба-Яга». Слушая внимательно музыку, определите, какое изображение соответствует музыкальному образу Бабы-Яги.

Приступаем к самому интересному – построению тритонов в гармонических ладах. Поскольку тема урока для вас новая, предлагаю построить тритоны в гармоническом  До мажоре.

Для начала напишем гамму  До мажор – натуральный.

 

Приложение 2

Презентация

Слайд №7

Чтобы наш натуральный мажор стал гармоническим, нужно найти и понизить VI ступень.

Дети строят, поют гармонический  До мажор

Приложение 1

Наглядные пособия

Рисунок 2

Если нам необходимо построить тритоны  в гармоническом  миноре, то мы будем повышать VII ступень. Назовем условно эти ступени – «горячими ступенями».

Построив от  каждой ступени гаммы кварты, мы получим следующее изображение. Я буду играть кварты и, прислушавшись, мы определим тритоны.

 

Приложение 2

Презентация

Слайд №8

Приложение 1

Наглядные пособия

Рисунок 3

Запишите увеличенные кварты в первом и третьем тактах.

Чтобы заполнить второй и четвертый такты, мы сделаем обращения ув. 4. У вас получились уменьшенные квинты.

Ответьте на вопрос:

– Сколько тритонов вы построили?

– На каких ступенях стоят наши тритоны? Запомните эти ступени как шифр, как пин-код  вашей Sim карты.

Находят тритоны, поют, записывают

 

– Скажите, это устойчивые или неустойчивые ступени? Все неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые. Посмотрите и послушайте, как мы будем разрешать  тритоны. Попробуйте сами написать разрешения тритонов.

Отвечают, запоминают

 

Вот мы и построили с вами тритоны в гармоническом До мажоре. Давайте споём их.

 

 

Поют построенные  тритоны с разрешением

Приложение 1

Наглядное пособие

Рисунок 4

Первичное закрепление знаний и способов действий

Чтобы построить тритоны в гармонических ладах, вы должны запомнить следующие правила:

  1. строим тритоны в гармонических ладах, помня о «горячих» ступенях
  2. ступени, необходимые для построения тритонов – IV, VII, VI, II тритонов должно быть четыре
  3. ув. 4 при разрешении «расширяются», ум. 5 – «сужаются»

Повторяют правила

4 мин.

Приложение 2

Презентация

Слайд №9

Разрешения тритонов можно услышать в другой пьесе П.И.Чайковского из «Детского альбома» – «Зимнее утро». Послушайте это произведение. Давайте порассуждаем, каким изображено зимнее утро в музыке? Посмотрите на отрывок нотного текста этого произведения. Заметили ли вы тритоны с разрешениями?

Слушают пьесу «Зимнее утро», определяют   характер музыки

5 мин.

Приложение 2

Аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»

Попробуйте подписать названия тритонов, зная что увеличенная кварта «расширяется», а уменьшённая квинта – «сужается».

Подписывают тритоны в нотном тексте (8 тактов)

5 мин.

Приложение 1

Наглядное пособие

Рисунок 5

Нотный текст пьесы «Зимнее утро» П.И. Чайковского (8 тактов)

Информация о домашнем задании

Давайте запишем домашнее задание:

  1. подберите слова-характеристики тритонов;
  2. найдите тритоны в исполняемых вами музыкальных произведениях;
  3. нарисуйте рисунок зимнего утра по пьесе П.И.Чайковского.

На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание. До свидания!

Записывают домашнее задание

5 мин.