Большая буква

Разделы: Начальная школа


Класс: 1 (35 мин.)
Урок: Русский язык.
Тип урока: закрепление
Вид урока: урок общения

Цель урока:       

  1. Обобщить полученное знание о правописании заглавной буквы и обозначение гласными мягкости согласных.
  2. Развивать умение решать проблемные вопросы и анализировать, контролировать свое решение. (Метапознавательных навыков)
  3. Воспитывать чувство патриотизма, создать свободного и раскованного климата в классе.

Наглядность:  военная форма, проектор, экран, слайды, символ «ВУЗ», музыка, числовые вееры.

Ход урока:

Деятельность учителя                                    

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.
( 1мин.)

( читают стихотворение стоя)
Названия стран, морей, озёр
и сёл, и городов,
Названия улиц, рек, планет,
Далёких островов
С заглавной буквы, с прописной,
Будем мы писать.
Нам это правило всегда

Надо знать на пять.

2. Минутка чистописания.
( 2 мин.)

(пишут в тетради число)
Са___________________
Ал___________________

3. Контроль-самоконтроль.
(2 мин.)

Работа с символом. (работают самостоятельно, устно)

Русский язык С.И.Поздеева, Ю.П.Шевелев Задание№10 стр. 11
(АД) Укажите номера слов, которые всегда пишутся с большой буквы.

  1. Саша
  2. Дима
  3. Школа
  4. Учитель
  5. Завод 
  6. Заяц  
  7. Зина
  8. Наташа
  9. Город

(Учащиеся выбирают слова и на символе проверяют правильность ответа.  Если правильный ответ, то загорает – «правильно», а если неправильный ответ – «неправильно»).

 

4. Проблемный диалог. (3 мин. )
- Почему вы выбрали слова: Саша, Дима, Зина, Наташа?
(работают над словом Саша)

- Как можно еще назвать Сашу?

-Думаю, что имена собственные пишутся с большой буквы.
-То есть имена людей пишутся с большой буквы.
-Я слышала, что иногда Сашу зовут Шурой
-А я прочитал в книжке, ещё зовут Саней
-Думаю, что когда станет взрослой, зовут Александрой
-Если мужчина-Александр

5. Актуализация темы урока.

 

( 21 мин. )

-Знакомый вам портрет?

-Тогда познакомимся?
-Сегодня мы с вами познакомимся с Александром Твардовским.

-Он был поэтом. Поэт - кто это?
-Какая большая дата приближается?

-Как вы думаете, почему я об этом спрашиваю?
(Музыкальная пауза)

 

-Александр Твардовский писал о войне.

 

-родился в 1910 году в деревне Смоленщине.

 

 

 

 

 

 

 

-Как вы думаете, почему сегодня мы познакомились с Твардовским?
-Но многие писали о войне.

-А какая дата?
-Как ты узнал?
-Какой ты молодец!

-Теперь обратите внимание на экран.

 

 

 

-Как вы понимаете слово «переправа»

 

-Там большая, широкая река –знаем ли название этой реки? (Днепр).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Кто, знаете?
-Откуда ты знаешь?
-Какая связь Днепром и Федором Поповым?

-Нет.

-Да.

(достают тетради и спишут слова с экрана)
Саша, Шура, Саня, Александра, Александр
(подчёркивают заглавные буквы и знакомые орфограммы,отмечают сильную позицию карандашом)
-Поэт пишет только стихи.
-Думаю, что 65 лет Великой Победы над фашизмом.

-Думаю, что А.Твардовский писал о войне.

звучит песня «Священная война», на экране показывают слайды о Великой Отечественной войне.

появляется строка:
Ой, родная, отцовская,
Что на свете одна,
Сторона приднепровская,
Смоленская сторона,
Здравствуй!
Пишут, спишут с экрана слова в тетради и подчёркивают заглавные буквы и орфограмму, отмечают сильную позицию. 

-Потому что он писал о войне.

 

-Думаю, что ещё какая-то дата связана.
-Ему 100 лет.
-Из 2010 вычесть 1910 получится 100.
(на экране появляется 100 лет)
На экране показывается строка:
Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле,
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы-
Ради жизни на земле.
-Думаю, что переправиться на другой берег.
-Значит, там река или речка.

(Звучит песня о Днепре, на экране показывается портрет Ф.Попова.)

 Дети пишут в тетради Днепр и карандашом подчёркивают заглавную букву и знакомые орфограмму, отмечают сильную позицию.
-Я знаю, Федор Попов.
-Я видел фильм о Федоре Попове.
-Федор Попов первым переплыл на другой берег Днепра, тем самым показал пример другим солдатам. За этот храбрый поступок ему присвоили «Герой Советского Союза»
-Ещё я знаю, что он первый из якутов стал Героем.

6. Минута молчания. (1 мин.)

На экране появляется слайд «Вечный огонь»

7. Рефлексия (3 мин.)
-Какой вывод мы сделаем по нашему уроку?

-Вот мы ещё раз закрепили свои знания о правописании заглавных букв (имена, фамилия, отчество, названия сел, городов, рек).

-Я думаю, что урок наш удался, очень много общались, чувствовал свободно, спасибо за это.
-Узнал много нового, что раньше не знал. Например: есть могучая река-Днепр.
-Я сегодня работал усердно, активно участвовал в общении с вами.

-Познакомились с поэтом А.Твардовским, ещё раз убедились, что какой ущерб принёс нам война.

8. Оценка работы.(2 мин.)

За каждый правильный ответ-1 балл.