Урок физики "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление проводника". 8-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (93 кБ)


1. Актуализация: повторение пройденного материала

1) Ответить на вопросы и записать правильные ответы:

– Что такое электрическое сопротивление – ____________________________________________________________________________________
– В чём причина сопротивления?______________________________________________________________________________________________
– Какой буквой обозначается сопротивление _______________________________________________
– В каких единица измеряется сопротивление ______________________________________________
– Сформулируйте закон Ома и запишите ____________________________________________________________________________________
– Выразите из закона Ома сопротивление ________________
– Скажите, зависит ли сопротивление от напряжения и силы тока? _____________________________________________________________

2) Решить задачу:

Сила тока в спирали электрической лампы 0,5 А при напряжении на её концах 1 В. Определите сопротивление спирали?
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

2. Изучение нового материала

– Мы выяснили, что R не зависит от U и I. Попробуем вместе определить задачи нашего урока.

Сегодня на уроке ты узнаешь:

От каких _________________  зависит сопротивление проводника?
Как   _______________________ сопротивление проводника?
Какое практическое ______________________________ имеет сопротивление?

Зарисуйте схему цепи, представленной на магнитной доске. (собирается электрическая цепь, состоящая из источника тока, реостата, вольтметра, амперметра, ключа и трёх разных проводников, которые поочерёдно подключаются в цепь)

3. Экспериментальная часть

Проведем опыт. (Приборы заблаговременно устанавливают и соединяют.)
В собранной установке включают поочередно в электрическую цепь различные проводники и результаты измерений записывают   в таблицу:

Посчитайте и заполните колонку сопротивления по формуле R=U/I

1) Исследуем зависимость R от S: (проводники разной площади поперечного сечения)

№ опыта

Наименование проводника

l, м

S,мм2

I, A

U, B

R, Ом

1. нихром одинаковая меньше      
  нихром одинаковая больше      

Делаем вывод: При увеличении площади поперечного сечения проводника, сопротивление _____________________________________________________ .

Какой вид зависимости?________________________________________________________

2) Исследуем зависимость R от l: (проводники разной длины)

№ опыта

Наименование проводника

l,м

S,мм2

I, A

U, B

R, Ом

1. нихром меньше одинаковая      
  нихром больше одинаковая      

Делаем вывод: При увеличении длины проводника, сопротивление _________________________

Какой вид зависимости?_____________________________________________________________

3) Исследуем зависимость R от материала (вещества): (проводники из разного материала)

№ опыта Наименование проводника

L,м

S,мм2

I, A U, B R, Ом
3. нихром одинаковая одинаковая      
  медь одинаковая одинаковая      

4) Делаем вывод: R зависит от ______________.

5) Сделайте обобщение, проанализировав предыдущие выводы:

Сопротивление проводника прямо пропорционально ______________, обратно пропорционально _______________________________ и зависит от материала.

R = ρ • L/S

Где ρ – коэффициент, характеризующий электрические свойства вещества, из которого изготовлен проводник. Этот коэффициент называется удельным сопротивлением вещества.
L – длина проводника,
S – площадь поперечного сечения проводника

               ρ = R • S/L

               [ ρ ] = Ом•м

Удобнее выражать так: 

               [ ρ ] = Ом•мм2

Чему будут равны L и S?

L= R • S/ρ          S = ρL/R

6) Откройте учебник на странице 105 Таблицу 8.

Найдём в таблице:

Удельное сопротивление меди = 0,017 Ом•мм2/м, это значит, что удельное сопротивление проводника из меди длиной 1 метр и площадью поперечного сечения 1 мм2 = 0,017 Ом.

Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом•мм2/м. Что это значит? (записать самостоятельно)

____________________________________________________________________________________
Какое вещество будет лучшим проводником, с большим удельным сопротивлением или с меньшим?

Выпишите из таблицы вещества,  являющиеся хорошими проводниками ______________________________, являющиеся хорошими диэлектриками ___________________________________________________________________________________

4. Практическое применение: (прочитать)

Вещества с наименьшим удельным сопротивлением хорошо проводят электрический ток. Их используют в качестве электропроводки, из них изготавливают провода.

В электронагревательных приборах: чайниках, утюгах, обогревателях и т. д. Для нагревательных элементов удобно использовать вещества с большим удельным сопротивлением, например, нихром.

Существуют вещества, которые обладают очень большим удельным сопротивление. Из-за этого они не проводят электрический ток. Такие вещества используют в качестве диэлектриков или изоляторов. Назовите и запишите их

____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________

                   

5. Демонстрация таблиц «физика человека» на экране (электрические параметры)

Удельное сопротивление тканей тела, Ом*м:

мышцы............................... 1,5
кровь............................... 1,8
верхний слой кожи (сухой)........... 3,3-105
кость (без  надкостницы)............ 2-106

Сопротивление тела человека от конца одной
руки до конца другой(при сухой
неповрежденной коже рук), кОм............. 15

Сила тока через тело человека,
считающаяся безопасной,   мА.............. до 1

Сила   тока через тело человека,
приводящая к серьезным поражениям
организма,  мА............................ 100

Безопасное электрическое напряжение
(сырое помещение),         В............... 12

Безопасное электрическое напряжение
(сухое   помещение),       В............... 36

6. Закрепление изученного

Задача 1

Каково сопротивление медного провода длиной 1 метр площадью поперечного сечения 1 мм2?

Задача 2

Имеются две медные проволоки одинаковой длины. У одной площадь поперечного сечения 1 мм2, а у другой – 5 мм2. У какой проволоки сопротивление меньше и во сколько раз?

Задача3

При устройстве молниеотвода использовали железный провод сечением 35 мм2 и длиной 25 м. Определите его сопротивление.

Задача 4

Ртуть заполняет стеклянную трубку с внутренним сечением 1 мм2 и имеет сопротивление 2Ом. Вычислите длину столбика ртути в трубке.

7. Домашнее задание: §45,46 учебника; вопросы упр. 20(2,3,4) письменно. Подготовка к  л.р. №5.