1. Актуализация: повторение пройденного материала
1) Ответить на вопросы и записать правильные ответы:
– Что такое электрическое сопротивление –
____________________________________________________________________________________
– В чём причина
сопротивления?______________________________________________________________________________________________
– Какой буквой обозначается сопротивление
_______________________________________________
– В каких единица измеряется сопротивление
______________________________________________
– Сформулируйте закон Ома и запишите
____________________________________________________________________________________
– Выразите из закона Ома сопротивление ________________
– Скажите, зависит ли сопротивление от
напряжения и силы тока?
_____________________________________________________________
2) Решить задачу:
Сила тока в спирали электрической лампы 0,5 А при
напряжении на её концах 1 В. Определите
сопротивление спирали?
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
2. Изучение нового материала
– Мы выяснили, что R не зависит от U и I. Попробуем вместе определить задачи нашего урока.
Сегодня на уроке ты узнаешь:
От каких _________________ зависит сопротивление
проводника?
Как _______________________ сопротивление
проводника?
Какое практическое ______________________________ имеет
сопротивление?
Зарисуйте схему цепи, представленной на магнитной доске. (собирается электрическая цепь, состоящая из источника тока, реостата, вольтметра, амперметра, ключа и трёх разных проводников, которые поочерёдно подключаются в цепь)
3. Экспериментальная часть
Проведем опыт. (Приборы
заблаговременно устанавливают и соединяют.)
В собранной установке включают поочередно в
электрическую цепь различные проводники и
результаты измерений записывают в
таблицу:
Посчитайте и заполните колонку сопротивления по формуле R=U/I
1) Исследуем зависимость R от S: (проводники разной площади поперечного сечения)
№ опыта | Наименование проводника |
l, м |
S,мм2 |
I, A |
U, B |
R, Ом |
1. | нихром | одинаковая | меньше | |||
нихром | одинаковая | больше |
Делаем вывод: При увеличении площади поперечного сечения проводника, сопротивление _____________________________________________________ .
Какой вид зависимости?________________________________________________________
2) Исследуем зависимость R от l: (проводники разной длины)
№ опыта | Наименование проводника |
l,м |
S,мм2 |
I, A |
U, B |
R, Ом |
1. | нихром | меньше | одинаковая | |||
нихром | больше | одинаковая |
Делаем вывод: При увеличении длины проводника, сопротивление _________________________
Какой вид зависимости?_____________________________________________________________
3) Исследуем зависимость R от материала (вещества): (проводники из разного материала)
№ опыта | Наименование проводника | L,м |
S,мм2 |
I, A | U, B | R, Ом |
3. | нихром | одинаковая | одинаковая | |||
медь | одинаковая | одинаковая |
4) Делаем вывод: R зависит от ______________.
5) Сделайте обобщение, проанализировав предыдущие выводы:
Сопротивление проводника прямо пропорционально ______________, обратно пропорционально _______________________________ и зависит от материала.
R = ρ • L/S
Где ρ – коэффициент, характеризующий
электрические свойства вещества, из которого
изготовлен проводник. Этот коэффициент
называется удельным сопротивлением вещества.
L – длина проводника,
S – площадь поперечного сечения проводника
ρ = R • S/L
[ ρ ] = Ом•м
Удобнее выражать так:
[ ρ ] = Ом•мм2/м
Чему будут равны L и S?
L= R • S/ρ S = ρL/R
6) Откройте учебник на странице 105 Таблицу 8.
Найдём в таблице:
Удельное сопротивление меди = 0,017 Ом•мм2/м, это значит, что удельное сопротивление проводника из меди длиной 1 метр и площадью поперечного сечения 1 мм2 = 0,017 Ом.
Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом•мм2/м. Что это значит? (записать самостоятельно)
____________________________________________________________________________________
Какое вещество будет лучшим проводником, с
большим удельным сопротивлением или с меньшим?
Выпишите из таблицы вещества, являющиеся хорошими проводниками ______________________________, являющиеся хорошими диэлектриками ___________________________________________________________________________________
4. Практическое применение: (прочитать)
Вещества с наименьшим удельным сопротивлением хорошо проводят электрический ток. Их используют в качестве электропроводки, из них изготавливают провода.
В электронагревательных приборах: чайниках, утюгах, обогревателях и т. д. Для нагревательных элементов удобно использовать вещества с большим удельным сопротивлением, например, нихром.
Существуют вещества, которые обладают очень большим удельным сопротивление. Из-за этого они не проводят электрический ток. Такие вещества используют в качестве диэлектриков или изоляторов. Назовите и запишите их
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
5. Демонстрация таблиц «физика человека» на экране (электрические параметры)
Удельное сопротивление тканей тела, Ом*м:
мышцы............................... 1,5
кровь............................... 1,8
верхний слой кожи (сухой)........... 3,3-105
кость (без надкостницы)............ 2-106
Сопротивление тела человека от конца одной
руки до конца другой(при сухой
неповрежденной коже рук), кОм............. 15
Сила тока через тело человека,
считающаяся безопасной, мА.............. до 1
Сила тока через тело человека,
приводящая к серьезным поражениям
организма, мА............................ 100
Безопасное электрическое напряжение
(сырое помещение),
В............... 12
Безопасное электрическое напряжение
(сухое помещение),
В............... 36
6. Закрепление изученного
Задача 1
Каково сопротивление медного провода длиной 1 метр площадью поперечного сечения 1 мм2?
Задача 2
Имеются две медные проволоки одинаковой длины. У одной площадь поперечного сечения 1 мм2, а у другой – 5 мм2. У какой проволоки сопротивление меньше и во сколько раз?
Задача3
При устройстве молниеотвода использовали железный провод сечением 35 мм2 и длиной 25 м. Определите его сопротивление.
Задача 4
Ртуть заполняет стеклянную трубку с внутренним сечением 1 мм2 и имеет сопротивление 2Ом. Вычислите длину столбика ртути в трубке.
7. Домашнее задание: §45,46 учебника; вопросы упр. 20(2,3,4) письменно. Подготовка к л.р. №5.