Цели: Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания.
Задачи:
Коррекционно-развивающие – развивать умение выделять звук [у] из слова; формировать навык анализа звуко-слогового состава слова; совершенствовать навыки словоизменения и построения предложений.
Коррекционно-образовательные – закрепить знания о правописании гласной буквы у после согласных ч, щ (чу, щу).
Коррекционно- воспитательные - способствовать формированию процессов самоконтроля.
Оборудование: доска, мультимедийный проектор и экран или сюжетные картинки, тетради, ручки, цветные карандаши, цифровой ряд.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед предлагает сесть, обращаясь к ученикам по именам с выделением ударного гласного звука:
- Коля садится, Вика, Саша, Никита садится…
- Скажите, как я произносила все ваши имена? (Протяжно, выделяя звуки).
- Как одним словом можно назвать звуки, которые я произносила протяжно? (Гласные звуки).
2. Постановка цели занятия
- Сегодня мы продолжим работу над гласными звуками. Гласный звук, который мы будем учиться выделять и обозначать его на письме, вы определите сами. Послушайте внимательно. Он будет звучать во всех словах, которые я сейчас произнесу. Постарайтесь услышать его.
3. Выделение звука из слова в сильной позиции
Муха, кенгуру, лужа, стучу, кричу, капуста.
(Ответы детей)
- Вы все уверенно произнесли правильный ответ. Что помогло вам так легко справиться с заданием? (Звук [у] во всех словах находился в сильной позиции).
4. Сообщение темы
- Сформулируйте тему нашего занятия. (Звук [у], буква у).
1
- Да, сегодня мы будем учиться выделять звук [у] и правильно применять букву у.
5. Уточнение артикуляции звука [у]
- Поговорим об артикуляции звука [у]. Кто расскажет о нашем звуке? (Губы принимают форму трубочки или хоботка. Воздушная струя выходит свободно, без препятствий).
- Произнесите звук [у] (выполнение). Что напоминает вам этот звук? (Гудок парохода, вой волка).
6. Соотнесение звука [у] с буквой у
- Какой буквой обозначается на письме звук [у]? Назовите ее (Ответы).
- Запишите в тетрадь букву у вначале заглавную, а затем строчную. (Выполнение).
7. Чтение слоговых таблиц
- Скажите, буква у обозначает твердость или мягкость согласных звуков?
- Читаем все вместе, выделяем [у].
су ус суп
ту ут туп
ру ур тур
ку ук тук
лу ул гул
8. Определение наличия звука в слове
- Поиграем в игру «Поймай звук». Хлопните в ладоши, когда услышите [у].
Лес, зуб, сыр, суп, внук, рос, сок, куст, пил, жук, сом, лук.
9. Определение позиции звука в слове (С опорой на цифровой ряд).
Перед каждым учеником ряд цифр. Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки до конца слова. Цифру, обозначающую звук [у], выдвигают из ряда.
- Раскладываем цифровой ряд. Кто скажет, для чего нам нужен цифровой ряд? Чему мы будем учиться? (Мы будем учиться определять позицию звука [у] в слове).
губы, звук, стук, дедушка.
- Произнесем все вместе по порядку все звуки в слове «губы». (Выполнение).
- Какую цифрувыделяем? (Ответы).
- Кто даст полный ответ, на каком месте звук [у] в слове «губы»? (В слове «губы» звук [у] – на втором месте. Пишем в тетрадь красным карандашом у2).
Далее продолжается работа с остальными словами.
10. Развитие словоизменения. Уточнение правописания чу-щу
- Измените слова по образцу. Образец: лететь – лечу
Слова могут быть написаны на доске, показаны на мультимедийном экране или записаны на индивидуальных карточках.
2
лететь –… искать –…
кричать –… тащить –…
ворчать – … трещать –…
вертеть –… грустить – …
- Что вы слышите в конце слов? (Ответы).
- Какую букву вы напишите в конце? (Ответы).
- Напишите полученные слова в тетрадь. (Выполнение).
- С какой орфограммой вы встретилась при написании слов? (Ответы).
- Выделите орфограммы простым карандашом. (Выполнение).
11. Динамическая пауза
12. Выделение звука [у]из предложений
- Сколько слов в предложении?
На клумбе росли голубые цветы.
- В каких словах слышится звук [у]?
13. Развитие навыков построения предложений
- Составьте предложения по картинке.
(Далее все действия выполняются сначала с одним предложением, затем - со вторым).
- В каких словах произносится звук [у]?
- Проговорите по слогам все предложение.
- Запишите предложение в тетрадь, выделяя букву у красным цветом.
14. Слоговый анализ слов
- Разделите слова на слоги. Посмотрите внимательно, все ли буквы у вас на месте.
- Назовите слова, в которых вы написали букву у.
- Выделите из слов слоги с буквой у.
- В этих словах звук [у] в сильной или слабой позиции?
15. Итог занятия
- Чему учились сегодня на занятии? (Учились выделять: звук [у] из слогов и слов; определять позицию (место) звука [у]; составлять по картинкам предложения.
- Какое правило, связанное с буквой у вспомнили?
- Буква у - показатель … ? (твердости согласных).
- Как много мы сегодня успели!
Далее дается положительная оценка деятельности учеников
Литература:
- Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Приложение 2. – М.: Аркти, 1998.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ГУЦ Владос, 1997.