Логопедическое занятие по теме "Звук "у", буква "у"". 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2


Цели:  Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания.

Задачи:
Коррекционно-развивающие – развивать умение  выделять  звук [у] из слова; формировать навык анализа звуко-слогового состава слова; совершенствовать навыки словоизменения и построения предложений.
Коррекционно-образовательные – закрепить знания о правописании гласной буквы у  после согласных ч, щ (чу, щу).
Коррекционно- воспитательные - способствовать формированию процессов самоконтроля.

Оборудование: доска, мультимедийный проектор и экран или сюжетные картинки, тетради, ручки, цветные карандаши, цифровой ряд.

Ход занятия

1.  Организационный момент

Логопед предлагает сесть,  обращаясь к ученикам по именам с выделением ударного гласного звука:

- Коля садится, Вика, Саша, Никита садится…

- Скажите, как я произносила все ваши имена?  (Протяжно, выделяя звуки).

- Как одним словом можно назвать звуки, которые я произносила протяжно? (Гласные звуки).

2. Постановка цели занятия
- Сегодня мы продолжим работу над гласными звуками. Гласный звук,  который  мы будем учиться выделять и обозначать его на письме, вы определите сами.  Послушайте внимательно. Он будет звучать во всех словах, которые я сейчас произнесу. Постарайтесь услышать его.

3. Выделение звука из слова в сильной позиции

Муха, кенгуру, лужа, стучу, кричу, капуста.

 (Ответы детей)

- Вы все уверенно произнесли правильный ответ. Что помогло вам так легко справиться с заданием?  (Звук [у] во всех словах находился в сильной позиции).

4. Сообщение темы
- Сформулируйте тему нашего занятия.  (Звук [у], буква у).
1
- Да, сегодня мы будем учиться выделять звук [у] и правильно применять букву у.

5. Уточнение артикуляции звука [у]
- Поговорим об артикуляции звука [у]. Кто расскажет о нашем звуке?  (Губы принимают форму трубочки или хоботка. Воздушная струя выходит свободно, без препятствий).

- Произнесите звук [у] (выполнение). Что напоминает вам этот звук? (Гудок парохода, вой волка).

6. Соотнесение звука [у] с буквой у
- Какой буквой  обозначается на письме звук [у]?  Назовите ее (Ответы).

- Запишите в тетрадь букву у вначале заглавную, а затем строчную. (Выполнение).

7.  Чтение слоговых таблиц  
- Скажите, буква у обозначает твердость или мягкость согласных звуков?

- Читаем все вместе, выделяем [у].

су           ус      суп
ту           ут       туп
ру           ур       тур
ку           ук      тук
лу           ул      гул

8. Определение наличия звука в слове
- Поиграем в игру «Поймай звук». Хлопните в ладоши, когда услышите   [у].

Лес, зуб, сыр, суп, внук, рос, сок, куст, пил, жук, сом, лук.

9. Определение позиции звука в слове (С опорой на цифровой ряд).
Перед каждым учеником ряд цифр. Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки до конца слова. Цифру, обозначающую звук [у], выдвигают из ряда.

- Раскладываем цифровой ряд. Кто скажет, для чего нам нужен цифровой ряд? Чему мы будем учиться? (Мы будем учиться определять позицию звука [у] в слове).

губы, звук, стук, дедушка.

- Произнесем все вместе по порядку все звуки в слове «губы».  (Выполнение).

- Какую цифрувыделяем? (Ответы).

- Кто даст полный ответ, на каком месте звук [у] в слове «губы»?  (В слове «губы» звук [у] – на втором месте. Пишем в тетрадь красным карандашом у2).

Далее продолжается работа с остальными словами.

10. Развитие словоизменения. Уточнение правописания чу-щу
- Измените слова по образцу. Образец: лететь – лечу
Слова могут быть написаны на доске, показаны  на мультимедийном экране или записаны на индивидуальных карточках.
2
лететь –…                искать –…
кричать –…             тащить –…
ворчать – …            трещать –…
вертеть –…              грустить – …

- Что вы слышите в конце слов? (Ответы).
- Какую букву вы напишите в конце? (Ответы).
- Напишите полученные слова в тетрадь. (Выполнение).
- С какой орфограммой  вы встретилась при написании слов? (Ответы).
- Выделите орфограммы простым карандашом. (Выполнение).

11. Динамическая пауза

12. Выделение звука [у]из предложений 
- Сколько слов в предложении?

На клумбе росли голубые цветы.            

- В каких  словах слышится  звук [у]?

13. Развитие навыков построения предложений
- Составьте предложения  по картинке.

  1. Дедушка читает газету. (Рисунок 1)
  2. Художник рисует бабочку. (Рисунок 2)

(Далее все действия выполняются сначала с одним предложением, затем - со вторым).

- В каких словах произносится звук [у]?
- Проговорите по слогам все предложение.
- Запишите предложение в тетрадь, выделяя букву у красным цветом.

14. Слоговый анализ слов
- Разделите слова на слоги. Посмотрите внимательно,  все ли буквы у вас на месте.
- Назовите слова, в которых вы написали букву у.
- Выделите из слов слоги с буквой у.
- В этих словах звук [у] в сильной или слабой позиции?

 15. Итог занятия
- Чему учились сегодня на занятии? (Учились выделять: звук [у] из слогов и слов; определять позицию (место) звука [у]; составлять по картинкам предложения.

- Какое правило, связанное с буквой у  вспомнили?
- Буква у  - показатель …  ? (твердости согласных).
- Как много мы сегодня успели! 

Далее дается положительная оценка деятельности учеников

Литература:

  1. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический  материал по обследованию речи детей. Приложение 2. – М.: Аркти, 1998.
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ГУЦ Владос, 1997.